Методическая разработка
Сохранение и укрепление психического здоровья учащихся
на уроке английского языка
Зверева Ирина Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ лицей № 623им. Ивана Петровича Павлова
Выборгского района Санкт-Петерурга
Аннотация
В данной методической разработке, на примере конкретного урока английского языка в 6-м классе общеобразовательной школы, преподаваемого в рамках федерального государственного образовательного стандарта, раскрыты наиболее эффективные методы воздействия на сохранение и укрепление здоровья школьника. Способы укрепления физического и нравственного здоровья отражены как вспомогательные, более детально раскрыты способы укрепления психического здоровья в разных его аспектах.
Введение
Сегодня, резкое ухудшение состояния здоровья детей, выводит на первые позиции проблемы здоровьесбережения в школе. Увеличение объема и интенсивности информации, ведут к непомерным нагрузкам и не могут не сказываться на здоровье детей.
Наиболее распространённые патологии школьников, о которых принято говорить, это - нарушение остроты зрения, заболевания сердечно - сосудистой, пищеварительной и нервной системы. Но в данной работе затронута не менее важная составляющая здоровья – психическое здоровье. Ведь только психически здоровые люди умеют адекватно приспосабливаться к условиям жизни, разрешать жизненные проблемы. Люди же, даже с незначительными психическими расстройствами не могут справляться с повседневными задачами и как следствие этого не в состоянии достичь личных целей. Психическое здоровье отражает состояние головного мозга, уровень и качество мышления, развитие внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развитие воли. Отсюда видно, насколько важно применение различных технологий учителем английского языка, с целью сохранения и укрепления психического здоровья учащихся в процессе всего урока, а не только в отдельно взятых его частях.
Основная часть
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, этапы которого в своём взаимодействии максимально способствуют сохранению и укреплению здоровья школьника.
С целью укрепления физического здоровья, в состав урока включена динамическая пауза.
Для укрепления нравственного здоровья, при обсуждении лексической темы «города – призраки США» мы затрагиваем с учениками вопросы экологии (загрязненности городов/выбросов выхлопных газов), а также вопросы эффективности проведения свободного времени и насколько труд и работа необходимы для хорошего самочувствия.
Особое внимание при проведении урока уделяется сохранению и укреплению психического здоровья. Основой психического здоровья ребёнка в процессе обучения является эмоциональный комфорт, создание которого в ходе урока английского языка всецело зависит от учителя. В представленном уроке применяются нижеследующие методы, направленные на достижение эмоционального комфорта школьника:
§ для снятия эмоциональной нагрузки, предусматривается оптимальная смена видов деятельности (не более 6 минут на каждый вид). В ходе урока чередуются говорение, чтение, аудирование, письмо;
§ организуется работа в парах (составление диалогов);
§ при работе на уроке, в большей степени задействуются активные методы обучения;
§ применяется интервьюирование, как метод игровой технологии;
§ достигается соответствие содержания изучаемого материала уровню владения теми или иными навыками путем дифференциации при фронтальном опросе и ранжирования заданий в зависимости от фактического уровня владения языком.
Также необходимо отметить, что для обеспечения психологического комфорта учеников, учителю следует организовать обратную связь. Это можно сделать при помощи карточек, или посредством выполнения заранее оговоренных движений в случае возникающих затруднений у учащихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 6-ой
Предмет: Английский язык
Тема урока |
Введение новой лексики на основе текста «В прошлом». Теоретическая грамматика по простому прошедшему времени. |
|||
Цель урока |
§ ввести новые ЛЕ путем семантизации: - использование синонимов, антонимов - перефразирования - дефениций (раскрытие содержания посредством описания). § актуализировать использование новых лексических единиц в связной речи. § развивать навыки распознавания и использования в речи антонимов (прилагательныхантонимов, описывающих местность в прошлом и настоящем). § развивать умения монологической речи (умения составлять описание) на основе иллюстрации. § развивать умения ознакомительного, поискового и изучающего чтения. § развивать навыки распознавания и использования в речи грамматического времени Past Simple в утвердительных предложениях (правильные глаголы). § развивать слухопроизносительные навыки, осваивать правила чтения окончания –ed. § развивать навыки использования в речи Past Simple правильных глаголов (в утвердительных предложениях). § развивать навыки использования в речи утвердительных и отрицательных форм глагола to be в Past Simple. § развивать умения диалогической речи (диалограсспрос — интервью/ролевая игра). § анализировать изученную на уроке информацию, сопоставлять её с аналогичным феноменом родной культуры (родной город в прошлом). § развивать умения работы с информацией. § развивать мотивацию к использованию английского языка как средства познания мира в его разнообразии. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
§актуализация, использование новых лексических единиц в связной речи по теме «theghosttown»; закрепление активной лексики по теме «Город» в реальных ситуациях общения, в которых содержатся полезные выражения и устойчивые словосочетания. §формирование умения поискового чтения, прогнозирования, аудирования и совершенствования монологической и диалогической речи. §умение распознавать и использовать в речи время PastSimple. §освоение правил чтения окончания –ed. §формирование умения использовать в речи утвердительных и отрицательных формглагола to be в Past Simple. |
Личностные: § формирование положительного отношения к изучению английского языка для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей учащихся. Регулятивные: § умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; § владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: § овладение знаниями о культуре стран изучаемого и родного языков; Коммуникативные: § владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности; Социальные: § социальная адаптация школьников в современном мире посредством включения интернет - ресурсов в процессе обучения и выполнения домашнего задания. Развитие социокультурной компетенции |
|||
Основные понятия |
Mineral park – the ghost town. Past Simple. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Страноведение, культуроведение стран изучаемого и родного языков. |
Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная. |
§ учебник – student’sbook § CD/mp3 проигрыватель § Видео фильм – Detroit- ghost town |
||
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
В р е мя |
|||||||
1-й этап «Организационно-мотивационный» |
|
||||||||||||
Просит учащихся прочитать название урока Рассказывает учащимся, что они узнают сегодня на уроке. Today we are going to speak about the ghost town and discuss how people lived, worked and spent their free time there. You`ll learn, how to use verbs in the past simple to make sentences. |
§ знакомятся с планом § принимают участие в беседе § формулируют задачи In the past - the waythings were a long time ago.
|
§овладение знаниями |
§взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
§слушать собеседника §строить высказывания |
§принимают решения §осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. |
§уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой §ставить познавательные задачи. |
2,5 |
||||||
2-й этап «Осмысление» |
|
||||||||||||
1. Составление диалогов по образцу с использованием в речи антонимов (прилагательных, описывающих местность).Учитель организует работу в парах. Задает ситуацию:
A: WasMineralParkpollutedin1871?
2.Описание города-призрака по иллюстрации. Describe the town looking at the picture.
3.Аудирование текста стр. 66 «Mineralpark». Контрольпонимания. What is a ghost town? - A town ghosts live in - A town which doesn`t exist any more - A town in which people lived but now there aren`t any. 4. Give each paragraph a title.
5. Динамическая пауза/выполнение упражнений. Let`shaveabreak Hands on the head, Hands on the hips, Hands on the table, Hands like this. Hands on the shoulders, Hands up and down, Hands behind the head, And sit down.
6. Past Simple (regular verbs)
Учительпишет надоскеColumbus discovered Иставитвопрос: Is this sentence about now or the past? When did the event (described) happen? Did the action finish in the past?
Учитель обращает внимание учащихся на формы глаголов и добивается понимания основного правила образования простого прошедшего времени List the verbs which express an action in the past in the text
7. Правилаправописания Look at the list you made and say, what are the spelling rules for adding –ed to the regular verbs in the past simple.
8. Использование в речи грамматического времени в Past Simple (в утвердительных предложениях). Работа с учебником – упр. 5 стр. 67.
9. Освоение правил чтения окончания –ed. Учитель выписывает на доске слова talked, lived и wanted, читает вслух, просит учащихся определить разницу в том, как произносится окончание –edна конце каждого глагола: /t/, /d/, /id/. Write the past simple of the verbs in the correct box: Want, open, wash, work, carry, cook, clean, watch, play, visit, travel, listen
10. Работа с текстом: использование глагола tobeв PastSimple. List the things there were/weren`t in Mineral Park in 1871
11. Интервьюирование Imagine you are interviewing a person who lived in Mineral Park |
Was Mineral Park beautiful in 1871?
B: Yes, it was. We can see a railway station, a A: No, it wasn’t. There weren’t very many people. There were no cars or buses. Was Mineral Park ugly in 1871?
B: No, it wasn’t. It was very beautiful.
In 1871, there was a hotel, a newsagent`s, a school, a post office, a saloon and a doctor`s. There weren`t any cars or buses. Etc…
A town in which people lived but now there aren`t any.
para1 — Ghost Town para 3 — Life in Mineral Park para 4 — The End of Mineral Park
About the past
In 1942 Yes
was, lived, travelled, worked, liked, stopped, started, moved, closed, tried
-Verbs ending in –e,take only - d (live — lived, move — moved, close — closed).
-Verbs ending in consonant + y, drop the - y
-Verbs ending in one stressed vowel between
1. Sharon moved to San Francisco last month. 2. The town was busy 50 years ago. 3. His father worked in a mine in 1995. 4. She visited her grandma yesterday
/id/: wanted, visited; /t/: worked, cooked, watched, washed; /d/: opened, carried, cleaned, played, travelled, listened
There were many people. There was a
Did people travel by cars? |
§осуществлять актуализацию полученных ранее знаний §вводить активные лексические единицы в разговорную речь
|
§используют речевые средства для выполнения задания |
§находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности |
§осуществляют самоконтроль правильности постановки вопросов, формирования ответов на вопросы с использованием активных лексических единиц
|
§оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения §осуществлять самоконтроль и самооценку, выявлять отклонения от эталона.
|
4
3
3
3,5
1
6
2,5
3
1,5
3
4
6 |
||||||
3-й этап «Рефлексия» |
|
||||||||||||
Задает вопросы по ходу урока.
1. Can you talk about, how people lived, worked and spend their free time in the past? 2. Can you describe a Ghost Town?
Good, and it can help you to write a short paragraph about what our town was like 100 years ago.
Предлагает определить уровень своих достижений. What do you like best in our lesson?
|
§ отвечаютнапоставленныевопросы
Yes, we can…
- - |
§ выражать свое отношение к пройденному материалу на английском языке |
§ взаимодействуют с учителем отвечая на вопросы. § обсуждают предложенные вопросы. |
§формировать адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами учителем во время учебной деятельности |
§осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий §прослушивают ответы §оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке. |
§принимать и осуществлять учебную задачу §планировать свои действия §вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок §осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
1,5 |
||||||
4-й этап «Домашнее задание» |
|
||||||||||||
Объясняет сущность домашнего задания Ex. 10 p. 67 SB Research on the Internet or your own knowledge to write a short paragraph about what our town was like 100 years ago. |
§ самостоятельно выбирают уровень сложности для выполнения домашнего задания § работают дома над составлением текста туристического путеводителя |
§осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии со своим уровнем усвоения. |
|
§формирование навыка письменной речи посредством проектно-творческой деятельности |
§планируют свои действия в соответствии с самооценкой |
§адекватно осуществлять самооценку |
0,5 |
||||||