Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Зверева Ирина Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ лицей № 623им. Ивана Петровича Павлова
Выборгского района Санкт-Петерурга
Сегодня, резкое ухудшение состояния здоровья детей, выводит на первые позиции проблемы здоровьесбережения в школе. Увеличение объема и интенсивности информации, ведут к непомерным нагрузкам и не могут не сказываться на здоровье детей.
Наиболее распространённые патологии школьников, о которых принято говорить, это - нарушение остроты зрения, заболевания сердечно - сосудистой, пищеварительной и нервной системы.
Но нельзя забывать и о не менее важной составляющей здоровья – психическом здоровье. Ведь только психически здоровые люди умеют адекватно приспосабливаться к условиям жизни, разрешать жизненные проблемы. Люди же, даже с незначительными психическими расстройствами не могут справляться с повседневными задачами и как следствие этого не в состоянии достичь личных целей. Психическое здоровье отражает состояние головного мозга, уровень и качество мышления, развитие внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развитие воли. Отсюда видно, насколько важно применение различных технологий учителем английского языка, с целью сохранения и укрепления психического здоровья учащихся в процессе всего урока, а не только в отдельно взятых его частях.
Спектр методов и приемов учителя английского языка для укрепления различных видов здоровья на уроках английского языка расширяется от физического здоровья (бесперебойного функционирования всех органов) через нравственное здоровье (социальное) к психическому здоровью (состояние головного мозга, уровень и качество мышления, развитие внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости, развитие воли).
Укрепление физического здоровья школьников на уроках английского языка заключается в:
§ проведении динамических пауз/ физкультминуток:
- стихи, сопровождаемые движениями;
- песни с аудиосопровождением:
- активная жестикуляция с целью подкрепления слухового образа лексических единиц;
§ проведении зарядки для глаз
- аудирование с параллельным выполнением гимнастики для глаз.
Укрепление нравственного здоровья достигается путём:
§ работы с текстами на английском языке валеологического содержания;
§ включение проектных заданий, требующих от ученика самостоятельного формирования принципов здорового образа жизни.
Укрепление психического здоровья возможно при создании на уроке английского языка зоны оптимального эмоционального комфорта, посредством:
§ организации обратной связи на уроках, путём выполнения заранее оговоренных движений;
§ обеспечения соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям и уровню владения теми или иными навыками (чтение, говорение, письмо, аудирование) при изучении английского языка;
§ оптимальной смены видов деятельности для снятия эмоциональной нагрузки (не более 7 минут на каждый вид);
§ приоритета активных методов обучения;
§ организации работы в парах/группах;
§ применения игровых технологий;
Также необходимо отметить, что для обеспечения психологического комфорта учеников, учителю следует организовать обратную связь. Это можно сделать при помощи карточек, или посредством выполнения заранее оговоренных движений в случае возникающих затруднений у учащихся
Представленное выше триединое воздействие на психическое, нравственное и физическое здоровье школьника поможет не только сохранить, но и в значительной мере укрепить здоровье ученика в целом, и как следствие создать предпосылку к познанию окружающего мира и самоутверждению.