Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Формы организации познавательной деятельности
на уроках иностранного языка

Евгеньева Мария Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия №363

При проектировании современного урока   важным этапом является   использование таких  форм познавательной деятельности,  которые  бы способствовали взаимодействию педагога и обучающихся в достижении запланированных  целей и задач урока.  Форма — это специальная конструкция процесса обучения.Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

В теории и практике известны четыре основные формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая как различные способы обучения, обладающие своими специфическими особенностями. В рамках урока использование различных форм организации деятельности обучающихся способствует достижению поставленных учителем целей и задач, влияет на взаимоотношения не только обучающихся и педагога, но и на взаимоотношения между самими обучающимися. Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность способствует результативности обучения.

К сожалению, не каждый учитель готов к выбору и переходу на новый уровень деятельности. Учителю самому  необходимо из транслятора знаний в готовом виде стать организатором, режиссером, соучастником, и в целом профессиональным управленцем процесса обучения, помочь ученику стать управленцем собственной деятельности и научить его планировать свою работу на уроке, организовывать ее, реализовывать, осуществлять самоконтроль  и самооценку.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности на уроках ИЯ.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Она представляет мало возможностей учащимся для сравнения своей и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная форма организации деятельности учащихся содержит как  компоненты коллективной (рядом, но не вместе) так и индивидуальной             ( каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально подходит к цели). Но, работая  индивидуально,  ученик на уроке может убедиться в правильности своего решения, если  учителем организована проверка, или наоборот, понять причину ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников оцененными учителем. При фронтальной работе учителем организуется познавательная деятельность всех учащихся класса одновременно для достижения поставленных целей и задач урока.  При данной форме организации урока учитель объясняет, рассказывает, читает, задает вопросы, учащиеся же слушают, отвечают, пишут. Выполняют все, что требует учитель. Деятельность учащихся в данном случае анонимна: что ученик думает, как он думает никому не известно.  Ученик отвечает только с разрешения учителя.  Ученики приспосабливаются к учителю, внимание их ослабевает, работа вызывает скуку, пропадает интерес к обучению у большинства учеников. Использование данной формы организации познавательной деятельности  учеников на уроке исключает возможность  их взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, не способствует созданию положительных эмоций в обучении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.

Примеры фронтальной работы на уроках иностранного языка:

Беседа, обсуждение, рассказ, диктант

Коллективная форма организации познавательной деятельности на уроках ИЯ.

Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата.

Групповую работу можно рассматривать как разновидность коллективной.  Работа в группе и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.  При организации подобного взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец,  а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, т.е. учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременное выполнение задания коллективом сообща при распределении между собой участков работы на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля в коллективе, направленное на достижение общей цели.  В результате, когда один учит многих и многие учат одного, происходит общение учеников друг с другом по очереди. Именно в группе каждый приобщается к делу как к общему, учится совместно действовать для достижения поставленной цели. Групповая  работа привлекает учащихся своей деловой направленностью, общением. Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться  весь урока или охватывать несколько уроков. Для учителя это требует большой подготовки, соответствующих условий в кабинете, а его роль на уроке менее заметна, так как дети выполняют задания в группе, учитель в данном случае выступает как куратор, советчик, контролер.

 Но так же, групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенных являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит  положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимального варианта  этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроках ИЯ.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроке предполагает выполнение учащимися  индивидуальных заданий на уровне их учебных возможностей и способностей, своим темпом. В ходе такой работы исключается сотрудничество с другими учениками класса, сравнение  себя с другими, но предполагает, болеет активное взаимодействие с учителем.  Для учителя использование  индивидуальной формы работы, как и групповой, требует больших усилий и расходов времени, усложняет подготовку учителя к уроку. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Примеры индивидуальной формы организации познавательной деятельности:

Работа по карточке, работа у доски, заполнение таблицы, написание доклада, работа с учебником.

В заключении хотелось бы отметить что, на уроках иностранного языка не рекомендуется использовать формы организации познавательной деятельности по отдельности. Они определяются в зависимости от целей и задач занятия, а также в зависимости от возраста обучающихся. Все формы должны быть подобраны учителем в зависимости от интересов учащихся, уровня их подготовленности, а так же от способностей учащихся. Только сочетание всех этих форм приносит положительные ожидаемые результаты. Фронтальная работа с классом более удобна для учителя, но менее интересна для учащихся.Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях. Индивидуальную работу лучше использовать  при закреплении, повторении, организации различных упражнений.

Список литературы:

1.     Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник,СПб,2006

2.     Татарченкова С.С. «Урок для учителя», СПб,2002

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»