Обучение диалогической речи на английском языке в средней школе
Добровольская Нина Станиславовна,
учитель иностранного языка
школы №601 г. Санкт-Петербург
В настоящее время, когда все чаще приходиться сталкиваться с общением людей в разных странах на английском языке, роль обучения устно-речевому общению приобретает первостепенное значение. Из опыта работы очевидно, что учащиеся разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь хотят научиться говорить на этом языке.
Однако навыки говорения не формируются сами собой. Задача учителя научить учащихся этим навыкам. Для их становления необходимо использовать специальные задания и упражнения.
При обучении диалогической речи многое зависит от различных ситуаций, психологических особенностей и множества других факторов. Существуют следующие характеристики диалога:
- Реактивность. Данная черта диалогической речи обуславливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.
- Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Ситуация определяет мотив говорения. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
При обучении диалогу используют две разновидности: свободные и стандартные. Стандартные диалоги содержат определенную модель-образец, которой учащиеся следуют согласно заданиям. К свободным диалогам можно отнести: интервью, дискуссии, беседы, то есть те формы речевого взаимодействия, где содержание общения каждого из партнеров и логика развития разговора, строго не фиксируется социальными речевыми ролями.
Обучение диалогу методом «сверху вниз»
Этот метод является оптимальным для обучения стандартным диалогам. При его использовании учитель и учащиеся следуют определенной системе.
Учителю следует:
- Определить типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «В магазине», «В аэропорту», «Заказ билетов» и т.д.).
- Определить последовательность предъявления диалогов в процессе изучения темы.
- Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми формами диалога.
- Проиграть запись диалога.
- Организовать его отработку, обращая внимание на правильность произношения слов.
- Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом знакомых синонимических значений.
- Частично видоизменить речевую ситуацию с целью введения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
- Продумать использование вербальных и невербальных опор для определенных учащихся.
- Спланировать пары опрашиваемых учащихся и последовательность их опроса.
Ученики:
- Знакомятся с новыми словами, с речевыми клише, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной ситуации.
- Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики диалога.
- Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.
- Учатся быстро реагировать на ключевые реплики.
- Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
- Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с заданием.
Опорами для составления собственных диалогов могут служить:
- Сами тексты диалогов-моделей;
- Содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
- Описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
- Видеосюжеты, проигрываемые без звука.
Обучение диалогу методом «снизу вверх»
Этот метод обучения предлагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Может быть несколько вариантов:
- Учащиеся имеют невысокий уровень речевого развития.
- Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец не нужен.
- Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет мешать творчеству учащихся.
Согласно практике, наиболее трудным представляется обучении правильно использовать вопросы. Наибольшее затруднение вызывают следующие моменты:
- Умение сформулировать содержательный вопрос;
- Спланировать ряд вопросов для получения необходимой информации, даже если партнер немногословен.
На эти моменты учителю следует обратить особое внимание и уделить больше времени для снятия таких затруднений.
В заключении, хочется отметить, что работа над диалогами позволяет учащимся говорить большую часть урока, принимать равное участие в общении, полнее погружая в речевую атмосферу иностранного языка.