Языковая компетенция на начальном и среднем этапе обучения английскому языку.
Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Федотова Марина Юрьевна
Цель обучения английскому языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в ее следующих составляющих :
- лингвистической
-социокультурной
-социолингвистической
-стратегической и дискурсивной
-социальной.
Лингвистическая составляющая, в свою очередь, делится на :
-лингвистическую
-языковую.
Языковая компетенция это :
-Фонетика
-грамматика
-лексика.
Формирование фонетически навыков речи.
В методике существуют два основных подхода к обучению данного аспекта языка. Рассмотрим каждый из них и определим их достоинства и недостатки.
1. Артикуляционный подход.
Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советским ученым-лингвистом И. А. Грузинской и К. М. Колосовой.
Суть этого метода в том, что бы научить учащихся постановке артикуляционного аппарата. Обучая согласным звукам, надо обращать особое внимание на артикуляцию, палатацию (смягчение) и аспирацию.
Гласные тоже таят в себе не малую опасность. Для английского языка существенна долгота гласных.
И. А. Грузинской выделила следующие этапы работы со звуками :
- Ориентировка.
Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука.
- Планирование.
Обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение.
- Артикулирование.
Это собственно произнесение звуков.
-Фиксирование звуков.
То есть сохранение органов артикуляции в нужном положении, что бы лучше запомнить и зафиксировать это положение.
-Отработка звука.
Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции.
Безусловной заслугой данного подхода является создание системы фонетических упражнений и зарядки.
Содержание фонетической зарядки:
1. Это повторение стихов, текстов, скороговорок.
2. Лесенки.
3. Слушанье с целью исправления ошибок.
4. Распознавание диалекта.
5. Определение отношения к чему-либо по интонации.
6. Произношение одной и той же фразы с разной интонацией.
7. Повторение в паузу.
8. Повторение синхронно за диктором.
9. Узнавание слов со слуха с последующим повторением.
2.Акустический или имитационный подход.
В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции , а слуховое восприятие речи и ее имитацию.
3. Дифференцированный подход.
Предполагает сочетание артикуляционного и акустического подхода.
Формирование лексических навыков речи.
Формирование лексических навыков предполагает :
- знание формы слова (звуковой и графической).
-знание значения слова.
-знание употребления слова.
Как вводить лексические единицы с точки зрения семантики.
Способы семантизации.
1.Через определение.
2. Через контекст.
3.Через наглядность:
- Предметную (разные предметы).
-Изобразительную (картинки).
-Наглядность действием (изобразить глагол действием).
-Звуковая наглядность.
-Контекстуальная наглядность.
4. Через синонимы и антонимы.
5.Через словообразование.
Существуют следующие способы словообразования :
-Префексно-суфиксальный.
-Словосложение.
-Конверсия.
6.Переход одной части речи в другую.
7.Перевод.
8.Найти слово в словаре.
9.Развитие языково – контекстуальной догадки. Через
Система лексических упражнений.
Существуют три уровня лексических упражнений :
-На уровне слова.
-На уровне словосочетания.
-На уровне предложения или сверхфразового единства.
Лексические упражнения на уровне слова.
1.Соотнести картинки со словами ( для определения значения слова).
2.Маленький связный текст нужно назвать одним словом (обобщение или категоризация).
3.Выделить лишнее слово (не подходящее по смыслу).
4.Назвать синонимы и антонимы к данному слову.
5.Найти как можно больше однокоренных слов.
7.Распределить слова по определенному признаку (по степени нарастания чувств, по степени надежности и комфорта, по скорости передвижения).
Лексические упражнения на уровне словосочетания.
1.Spider web. (film-comedy-science-boring-white-black).
2.Соединение разных слов в устойчивое выражение.
3.Подобрать к существительным прилагательные.
4.Подобрать к глаголам наречия.
5.Соединить слова, что бы получилась пословица или поговорка.
Лексические упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.
1.Закончить предложение.
2.Поставить слова в нужном порядке.
3.Вставить слова.
4.Убрать какое-то количество слов без потери смысла.
5.Составить предложения из слов.
6.Соединить разные части предложения в связный рассказ.
7Подобрать заголовок к тексту.
8.Дать определение слову.
9.Прокомментировать пословицу.
10.Составить рассказ с данными словами.
11.По предложенному плану подобрать слова для составления рассказа.
12.Описать картинку.
Контроль сформированных лексических навыков.
-Тесты.
-Самоконтроль (дается работа и далее проверяется по ключам, которые даны на доске).
-В виде работы с текстом.
Формирование грамматических навыков речи.
Целью обучения грамматики – является формирование грамматических навыков. То есть умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания.
Знать грамматику означает:
-Знать форму того или иного времени.
-Знать значение времени.
-Знать употребление.
-Речевую функцию.
При изучении грамматики существуют два основных подхода:
-Имплицитный (без объяснения правил).
-Эксплицитный (с объяснениями правил).
В рамках каждого подхода существуют два метода. В чистом виде
Эти два метода отдельно используются редко. Наиболее распространенным является дифференцированный подход – выборочное использование двух подходов.
Имплицитный подход. Без объяснения правил.
1. Структурный метод.
Это отработка структуры модели. Заучивание структуры без речевых ситуации. Плюсы – длительность отработки, формирование динамического стереотипа. Минусы – монотонность, нет речивых ситуации. Грамматические структуры существуют вне речи.
2. Коммуникативный метод.
Наличие речевых ситуаций.
-Лексические и грамматические единицы объединены в связный текст.
-Имитация речи при наличии речевой задачи.
-Отработка грамматических структур в конкретной ситуации. Например, ситуации знакомства.
Этот метод может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. Учебники Верещагиной и Биболетовой для 1-2 классов построены на использовании этого метода. При этом разумно сочетать и структурный и коммуникативный методы.
Эксплицитный подход. С объяснениями правил.
1.Дедуктивный метод.
-Изучается правило с использованием специфических грамматических структур.
-Учащиеся находят данное грамматическое правило в тексте или предложении.
-Выполняются подстановочные предложения (раскрой скобки, подставь прилагательные в нужной форме).
Плюсы – серьезная отработка грамматических правил. Минусы – трудность понимания грамматических терминов. Предложения безлики вне реального текста.
1.Индуктивный метод.
От единичного к общему. Учащиеся сами формулируют правила. Через контекст пытаются осмыслить новое грамматическое явление, его форму и выяснить закономерность его использования.
Последовательность действий:
-Дается текст, где часто встречается новое грамматическое правило. Надо
Понять и сформулировать новое грамматическое правило. Задание должно быть посильно учащимся.иначе оно займет слишком много времени и может привести к неправильным выводам.
Плюсы – развивает догадку по контексту, самостоятельное языковое наблюдение.
Минусы – может занимать много времени. Неверно выведенное правило, может привести к устойчивой ошибке.
Наиболее распространенный – это дифференцированный подход. То есть сочетание различных подходов и методов.
В начальной и средней школе используется индуктивный метод т. к.
-Грамматический материал еще не очень сложный и предполагает выведение правил по контексту.
-Именно на этом этапе активно формируется механизм языковой догадки.
-Можно избежать трудных грамматических терминов.
На старшем этапе обучения, как правило, используется дедуктивный метод.
-Уровень языковой грамматики уже очень высок.
-Сложные грамматические структуры понять самостоятельно не возможно.
-Акцент на автономность учащихся.