Педагогическая статья
Самостоятельная работа учащихся на уроке английского языка
и роль учителя при её организации
Щеглеватых Валентина Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ лицей №623 Санкт-Петербурга
В книге "Великая дидактика" Коменский призывал к тому, чтобы педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Поэтому проблема организации самостоятельной работы не нова и остаётся актуальной в наши дни. В воспитательном плане самостоятельность является хорошим качеством. Самостоятельность является существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным - делать что-то без посторонней помощи. Самостоятельность - и свойство личности, и критерий её зрелости в той или иной области социальной практики. С другой стороны, один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность осуществляется под руководством учителя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и помощи со стороны учителя должна сокращаться, а уровень самостоятельности возрастать. Однако пока в реальной жизни, практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности со стороны учащихся. Эффект от самостоятельной работы можно получить, если она организована и реализуется в учебно-воспитательной процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения.
Говоря о самостоятельной работе учащихся, следует исходить не из характера деятельности, а из характера управления. Учебные материалы для самостоятельной работы желательно организовать так, чтобы компенсировать отсутствие контакта с учителем и выполнять его основную функцию- функцию управления самостоятельной работой обучаемого. Различаются 3 основные вида управления учебной деятельностью: жёсткое, относительно жёсткое и гибкое. При жёстком управлении каждая учебная операция регламентируется, при относительно жёстком - наряду с регламентированными используются нерегламентированные операции, контролируемые с помощью ключей и инструкций. Гибкое управление предполагает большую творческую самостоятельность, и контроль заменяется самоконтролем. На начальном этапе обучения предпочтение отдаётся жёсткому управлению, а по мере приобретения учениками знаний и умений постепенно осуществляется переход к относительно жёсткому и, наконец, гибкому управлению.
Создание и использование на уроке и дома учебных материалов, направленных на самостоятельную работу, являются резервом оптимизации и положительной мотивации учебного процесса. Важно, чтобы при организации самостоятельной работы учащиеся:
1. испытывали желание трудиться для усвоения предмета;
2. умели рационально распределять свои усилия на уроке и вне урока;
3. ощущали удовлетворение от получаемых знаний;
4. чувствовали ответственность за результаты учебного труда.
Затруднения по организации самостоятельной работы состоят в том, что учебники не в полной мере содействуют развитию познавательной активности, самостоятельности учащихся. В них в основном дано содержание учебного материала, представлено недостаточное количество заданий, требующих от каждого самостоятельного нахождения сходства и различия между явлениями, раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил. Правила, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания. Так как формулировка заданий даётся на английском языке, организация самостоятельной работы затруднена. Объём самостоятельной работы увеличивается от класса к классу. Поэтому практически овладеть языком, не находясь в языковой среде, можно только при условии ежедневной интенсивной тренировки в его употреблении, затрагивая минимум 7-10 минут в начальной школе, 15-20 минут в старших классах. Для того чтобы самостоятельная работа проходила наиболее эффективно, при определении домашнего задания следует учителю очень подробно объяснять его, чтобы каждый ученик понял его, что нужно сделать, как сделать, сколько времени для этого потребуется. Формулируя задание, следует акцентировать внимание учеников на последовательности выполнения заданий. Такая организация самостоятельной работы способствует повышению интереса к языку и в то же время ответственности за качество учебного труда.
Список литературы:
1. Коменский Я.А. «Великая дидактика»