Методические рекомендации по использованию образовательной технологии "Дебаты" на уроках английского языка
(углубленное изучение)
Колобаева Любовь Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ№ 376 Санкт-Петербурга.
Изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильное волнение, что сказывается на их физическом состоянии. Для формирования основных навыков ведения живой дискуссии на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников кажется целесообразным использование на уроках иностранного языка педагогической технологии «Дебаты». Дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка – аудирование, чтение, письмо и, прежде всего, говорение. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, создавая опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только шестерых игроков, но и всю группу. Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии.
Апробировав образовательную технологию дебаты в 5-11 классах я рекомендую начать применение технологии дебаты уже в 5 классе.Применении данной технологии в чистом виде формата дебатов World School Debates говорить сложно. (Cм. правила и формат World School Debates приложение). На уроках на мы начали использовать так называемые «модифицированные» дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д. Во время таких дебатов обсуждение идёт как на английском языке (насколько это возможно), так и на русском языке.
Возможно использование на уроках иностранного языка различных форм дебатов:
• экспресс-дебаты,
• дебаты как форма работы с письменным или устным текстом,
• «скоростные» дебаты.
Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка в которых сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются дебатами как формой работы с текстом. Примером может служить обсуждение темы We need school uniform in our school (после прочтения тематического текста и изучения темы «Одежда»)
«Скоростные», или мини-дебаты «один на один», каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (небольшое монологическое высказывание уровня соответствующего класса) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.
• «Турнир ораторов». Данный конкурс может проводиться по темам которые соответствуют программе данного класса, но они должны быть сформулированы таким образом, чтобы нужно тщательно продумать и аргументировано объяснить свою точку зрения: «Школьные годы – трудные, но интересные годы в жизни человека», «Мой дом - моя крепость». Для начинающих спикеров можно делать упрощение- по правилам турнира начало и окончание своего выступления ораторы говорят на английском языке, а основную часть своего двухминутного выступления произносили на русском языке. Однако среднее звено должно говорить исключительно на англ языке.
Дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, учителем. В методической работе Джорджа МакМаллама «101 Word Games for Students of English as a Foreign Language» приводятся следующие возможные темы для обсуждения в формате «классических» дебатов на занятиях английского языка: Environment is more important than heredity (Окружающая среда важнее наследственности); There is too much violence on television today (Сегодня на телевидение слишком много насилия); Examinations are unnecessary and should be eliminated (Экзамены не нужны, и их надо отменить); Population is not as serious problem as we are led to believe (Перенаселение не такая серьёзная проблема, как мы думаем); Childhood is definitely the happiest period in one’s life (Детство – самое счастливое время жизни)
В заключение следует сказать, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка . Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.