Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Контроль сформированности поискового чтения в средней школе

Семёнова Ирина Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ лицей №373 Санкт-Петербурга

Контроль сформированности умения чтения

    Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке – значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности (3,98).

                                                        Чтение

 

                      План

                    Результат

1) содержательный (о чем текст)

Раздел 1.01          Понимание прочитанного

2) процессуальный (как прочитать и озвучить текст)

Раздел 1.02          Сам процесс чтения

 

    Перед современной школой стоит достаточно важная задача: научить учащихся понимать читаемое, а, следовательно, перед учителем встает задача контроля. Поэтому необходимо выявить те навыки и умения, которые и составляют суть самого чтения и знания которых необходимы учителю для того, чтобы знать, что им необходимо контролировать.

    На успешность чтения оказывают влияние не только индивидуальные особенности психической деятельности чтеца, его жизненный и лингвистический опыт, но и специфика читаемого текста, то есть его функциональные стили, форма изложения, логико-композиционные и логико-смысловые особенности и так далее. Эти параметры текста должны учитывать при решении задачи контроля чтения.

    Мы подошли вплотную к объектам контроля при обучении чтению на иностранном языке.

        Необходимо разделить объекты контроля на следующие группы ( 3,102):

Объекты контроля

 

Переработка  информации на уровне смысла

 

Смысловая переработка информации

Перцептивная переработка информации

 

    Как видно из приведенной схемы, в первую группу входят умения перцептивной переработки информации, которая содержится в тексте. Владение этим компонентом деятельности чтения возможно при условии сформированности у учащегося ряда рецептивных навыков, связанных с пониманием языкового материала, что обеспечивает точность понимания читаемого.

    Во вторую группу объектов контроля чтения входят умения смысловой переработки информации текста на уровне кодирования значения. Эта переработка осуществляется при наличии у учащегося умений устанавливать значения языковых единиц в их непосредственной взаимосвязи и на этой основе извлекать из текста фактологическую информацию, то есть понимать факты, передаваемые языковыми средствами. Эти умения связаны со степенью полноты понимания текста, что выражается в определенных количественных данных. Соответственно, этот данный факт имеет важное значение при решении проблемы контроля.

    К третьей группе объектов контроля чтения относятся умения переработки информации текста на уровне смысла (3,103).

 

 

 

 

 

Группа

    Умения

                  Объекты контроля

    I

Перцептивная переработка текста

1)                 владение средствами осуществления деятельности чтения;

-          опознавание языковых единиц;

-          дифференцирование многоязычных и полифункциональных единиц из числа знакомых;

-          выявление связей между словами в предложении; предложениями в пределах абзаца, смысловыми фрагментами контекста в целом с опорой на лингвистические и смысловые связующие компоненты;

2)                 владение специфическими умениями чтения:

-          определять значение неизученной языковой единицы, входящей в состав потенциального словаря учащегося;

-          точно понимать строевые элементы языка;

-          пользоваться словарем.

    II

Умения смысловой переработки текста

-          прогнозирование лингвистического и смыслового развертывания текста;

-          выделение в тексте отдельных элементов смысла: основную мысль, ключевые слова, ключевые предложения, основные факты, детали:

-          обобщение отдельных фактов, установление их иерархии, объединение их в смысловые куски путем установления связей между ними.

   III

Умения переработки информации на уровне смысла

-          интерпретация содержания текста, когда учащийся воспроизводит текст как целостное речевое произведение и осуществляет смысловую переработку информации, подвергая ее дальнейшему осмыслению;

-          вынесение суждений;

-          оценивание изложенных фактов.

 

    Еще в школе можно встретить следующее: учителя для проверки навыков чтения устанавливают для всех учащихся норму печатного текста, который они должны прочесть и понять за отведенное время. В программах для средних школ обычно такие нормы всегда указываются.

    При проверке умений учащихся в чтении мы должны проверять насколько учащийся понимает прочитанный текст в целом и насколько точно он может воспроизвести прочитанное.

    Необходимость правильного понимания читаемого не вызывает ни у кого сомнения, а вот вопрос о детальном понимании может быть спорным. Поэтому, готовясь к контролю, мы должны четко определиться: должны ли ученики понимать общее содержание прочитанного или им этого недостаточно, и они должны понимать все детали, то есть понимание должно быть полным или выборочным.

    По мнению многих ученых, занимающихся проблемой контроля обученности навыками чтения, проблема состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля, так как каждый конкретный текст обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных и эстетических задач. И в зависимости от видов чтения и будут устанавливаться параметры его контроля (1,25).   

    Например, в поисковом чтении, если ученик в предложенном тексте сумел правильно подчеркнуть известные емуимена персонажей или литературных героев, подчеркнуть слова и компоненты слов, позволяющих установить смысловые связи внутри предложения или абзаца, то этим самым он сумел продемонстрировать умение находить и дифференцировать необходимые опоры. По этому факту уже можно судить о восприятии текста. Выяснить это можно, предложив учащемуся, ряд заданий, которые он должен выполнить, и в результате их выполнения, мы сможем судить о степени сформированности умения данного вида чтения.

    Достаточно перспективным на начальном этапе обучения является использование изобразительной деятельности в качестве контролирующей формы при овладении коммуникативным умением чтения, что позволяет повысить интерес и привлечь внимание школьника к чтению через рисование.

    При использовании рисования в качестве нетрадиционной формы контроля контролируется как степень понимания прочитанного, так и степень сформированности языковых и речевых навыков. Данная форма проверки может осуществляться при поисковом чтении на начальном этапе формирования этого вида, чтобы привлечь учащихся, чтобы заинтересовать их. Рисунок учащегося может являться отражением его восприятия извлеченной информации. В процессе работы над рисунками к тексту нужно предложить ученику сопровождать свою деятельность комментариями к изображениям. На этапе формирования поискового чтения, ученики охотно рассказывают о нарисованном, дополняя вербально то, что не удалось нарисовать.

    В качестве домашнего задания учитель, предварительно разбив текст на смысловые отрезки, может предложить учащимся разные задания к тексту и нарисовать к нему иллюстрации. Это могут быть как отдельные рисунки главных героев, так и сюжетные картинки. По усмотрению учителя рисунки могут сопровождаться некоторыми фразами, которые ученики выписывают из текста под рисунками. Такая работа позволяет школьникам не только развивать коммуникативные умения в чтении, но и формировать орфографические навыки. Другими словами, взаимосвязь чтения с другими навыками и умениями может осуществляться посредством изобразительной деятельности (4,49).

    Можно предложить и следующее задание: художник нарисовал несколько животных, но перепутал их названия и описания, найдите эти ошибки.

    Также предлагаются и задания следующего типа:

1)    нарисуйте главных героев прочитанного вами рассказа;

2)    выберите и нарисуйте главное действие в рассказе;

3)    нарисуйте наиболее понравившихся вам героев;

4)    нарисуйте того, кто вам не понравился и так далее.

  Таким образом, рассмотренные виды контроля понимания читаемого будут способствовать созданию положительного отношения к чтению иноязычного текста, активизации речемыслительных процессов и установлению благоприятного психологического климата в коллективе. При такой форме контроля учащиеся не испытывают страха в получении неудовлетворительной отметки, они рисуют с удовольствием и это мотивирует процесс обучения чтению на данном этапе.

    При контроле чтения важную роль играет формулировка контрольного задания: она должна четко конкретизировать контролируемый объект и уточнять условия выполнения задания. Целевая установка оказывает значительное влияние на запоминание. Ученик по-разному будет читать в зависимости от того, какую задачу поставит перед ним учитель. Ведь правильно сделанная установка обеспечивает учащимся процесс понимания читаемого, направляя их внимание на извлечение нужной информации. Задания ни в коем случае не должны носить официальный характер. Они должны носить занимательный, творческий характер, способствовать развитию гармоничной личности школьника, снятию психологических трудностей, активизации мыслительной деятельности (2,69).

    Можно предложить следующие задания, если мы хотим проконтролировать понимание с выборочным пониманием текста (поисковое чтение):

1)    прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;

2)    найдите известные вам географические названия;

3)    выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);

4)    расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;

5)    определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;

6)    найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;

7)    выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

    Так же можно дать творческое задание на дом:

1)      прочитайте рекламу для покупки квартиры и выберите тот вариант, который вам кажется наиболее приемлемым; обоснуйте свой выбор;

2)      прочитайте расписание движение поездов и выберите поезд, на котором вам было бы удобнее поехать в гости к другу; обоснуйте свой выбор.

    Такие и подобные задания можно предлагать для того, чтобы проверить умение ''выхватывать'' необходимую информацию, названия, цифры, имена и так далее.

    Контроль поискового чтения может проводиться и в игровой форме, например:

1. Игра «Разрезанные тексты». Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста. Задания: 1) составить из отрывков единый текст; 2) определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения). Найти им соответствующее место в тексте.

2.Игра «Справочное бюро». Участники игры должны, быстро просмотрев тексты, сообщить «туристам» интересующую их информацию о стране изучаемого языка (4,54).

    Они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относится к чтению.

    Обмен такими материалами между учителями, работающими на параллели. Такой обмен позволяет преодолеть стереотипность заданий, генерируемых одним учителем и уменьшить нагрузку по подготовке к уроку. А.В.Кушнир считает, что процедура локального контроля должна быть максимально простой и опираться, в идеале, на интеллектуальную единичную операцию.

 

Начальная диагностика  работы cконтролем поискового чтения.

   Часть уроков я посвятила формированию поискового чтения. Для начала, необходимо сказать, какие требования необходимо выполнять при проведении анализа деятельности учащихся: если предусматривается работа с текстом для поискового текста, то учителю следует подыскать подходящие тексты заранее. Это могут быть разные тексты, а может быть один для всех. Тексты необходимо размножить для каждого ученика группы и выписать некоторые незнакомые слова с переводом, которые могут помешать пониманию смысла абзаца, фразы. Если учащиеся имеют достаточно хорошую подготовку, то этого делать не следует. На уроке учитель организует деятельность учащихся, отвечающую специфике данного вида чтения. Лучше и в этом случае организовать работу в малых группах, чтобы предоставить каждому ученику возможность активной речевой практики. Во-первых, в таком случае осуществляется самый действенный контроль со стороны самих учеников. Если ученик по какой-то причине не прочитал текст, он, естественно, подводит всех членов подгруппы, и ребята обязательно выразят ему свое неудовольствие, а учитель предложит ему индивидуальную работу - чтение этого текста. При работе в малых группах по технологии сотрудничества не только задание дается одно на всю группу, но и отметка ставится одна на всю группу. Поэтому все и каждый в группе заинтересованы в активной деятельности каждого члена группы. Во-вторых, сильные ученики всегда готовы придти на помощь слабому ученику и помочь ему, если необходимо. Задания могут быть на составление плана прочитанного текста, выделение главной мысли самого текста и отдельных его абзацев, ответы на поставленные вопросы (с опорой на текст), обсуждение проблемы, связанной напрямую с содержанием прочитанного текста. При этом время прочтения должно быть четко регламентировано.

    Для начала, чтобы узнать на каком уровне находятся ребята, на самом первом уроке, после нашего знакомства, я предложила им исторический текст. Был взят оригинальный текст выдающегося деятеля США. Это политическое высказывание президента США Джона Кеннеди по поводу убийства Мартина Лютера Кинга. Это не просто текст для чтения. Это документ истории, свидетельствующий не только о конкретных событиях, но и дающий яркое представление о боли и любви к своему народу, которую он старается выразить словами. На доске я написала незнакомую лексику, мы ее отработали сначала в хоровой работе, а затем ребята составляли свои предложения, используя эту лексику. Затем каждому ученику был выдан текст, где они отвечали на поставленные вопросы. Анализу подвергались как десятые, так и девятые классы.

Список литературы.

1. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе.-1991г.-№2.-С.22-24.

2. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 1984.-№6.-С.68-73.

3. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004.- 144с.

4. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.- С. 42-54.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»