Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся общеобразовательной школы при овладении говорением
на английском языке
(на материале темы Travelling)
Маюрова Тамара Павловна
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.
Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.
Согласно программе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих этапах обучения.
При обучении говорению на английском языке учащихся, указанная цель раскрывается в единстве четырех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного, практического. Достижение указанных компонентов цели осуществляется в процессе практического овладения учащимися иноязычным говорением.
Важнейшими средствами, способными активизировать учебно-речевую деятельность, являются игры. В методической литературе отмечается, что наиболее эффективными видами игр, которые можно использовать при обучении учащихся, являются ролевые и деловые игры.
Использовать ролевые и деловые игры можно на заключительных или обобщающих уроках. На этапе подготовки к игре учащимся предлагается ряд упражнений, которые помогут им овладеть способами построения речевых высказываний и выбрать необходимые для этого языковые средства.
Деловая игра способствует овладению учащимися способами порождения логичных, последовательных монологических высказываний вначале с опорой на созданные самими учениками сигналы, а далее без использования опорных сигналов.
Игра состоит из нескольких этапов.
На первом этапе осуществляется повторение пройденного материала и подготовка к игре. Например, учащиеся являются работниками туристического агентства. Они работают в группах по три человека и составляют краткий отчет о видах транспорта, достоинствах и недостатках каждого вида транспорта, решают вопросы, куда можно поехать на отдых. Слабым учащимся учитель может предложить вспомогательный наглядный материал.
На втором этапе происходит структурирование материала. Каждая группа учащихся самостоятельно подготавливает лист опорных сигналов. Этот лист опорных сигналов может выглядеть, например, так:
(Country / city) is situated climate; sea (river, lake); mountains. |
Capital; center of; educational; cultural; industrial; political; trading. |
Purpose of travelling; sightseeing; trade opportunities; visiting museums; shopping. |
Ways of travelling; tour; cruise; J voyage; trip.
|
На третьем этапе один из участников каждой команды представляет учителю свой лист сигналов и рассказывает классу о какой-либо стране, городе, куда планируется поездка. Класс выбирает наиболее удачный и интересный лист сигналов, составленный учениками.
Четвертый этап — творческий. Учитель раздает карточки с названиями различных стран и городов. Каждый из участников рассказывает о поездке в ту или иную страну или город по выбранной классом схеме. Ученик может при описании поездки использовать фотографии, которые ему предоставляет учитель.
В конце урока необходимость в листе опорных сигналов отпадает, так как у учащихся формируется алгоритм рассказа.
Учащиеся могут также самостоятельно найти информацию о любой интересующей их стране и представить ее в виде схемы. Далее, импровизируя, они рассказывают о незнакомой стране.
Проведение ролевых и деловых игр на уроке английского языка при обучении учащихся седьмых-восьмых классов говорению способствует мотивированию учебно-речевых высказываний учащихся, а разработка и использование учителем различных наглядных средств (схем, таблиц, коллажей и т.д.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания. Следовательно, игра является эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся при овладении иноязычным говорением.
Список использованной литературы
- Программы по иностранному языку. 1-11 классы общеобразовательных учреждений. — М., 1994.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Санкт - Петербург, изд. Каро, 2008г.
- Титова М.Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - Санкт - Петербург, изд. Каро, 2008г.