Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из опыта реализации системно-деятельностного подхода
на уроках английского языка в 6 классе

Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка СПб СВУ

Каждый учитель в современной школе знает, что стандарты нового поколения предполагают построение учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода, в том числе, и на уроках иностранного языка.

Еще в начале 20 века Л.С.Выготский утверждал, что за правильно организованным обучением следует развитие, которое, в свою очередь, следует за обучением, создавая зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное  развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем. Далее исследования Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. развили эту теорию развивающего обучения: между обучением и развитием человека находится его деятельность. На первом месте стоит деятельность как фактор развития личности. Далее, в средней и старшей школе деятельностный принцип, ограниченный в начальной школе предметной деятельностью, потребовалось преобразовать в личностно-ориентированный, базирующийся на единстве сознания, деятельности и личности. Новая методика, пригодная для среднего звена школы и базирующаяся на данном принципе, была разработана Суховым В.П., а понятия и дефиниции – Пановым А.И. Во второй половине 20 века в работах Э.Г.Юдина были даны характеристики системного подхода, в описании которых автор указывал, что «системный подход играет серьезную конструктивную методологическую роль при изучении не любых объектов, произвольно; в опоре лишь на формальные признаки какой-то дефиниции, называемых системами, а прежде всего таких образований, которые представляют собой органичные целые». Этот подход представляет собой «реализацию такого способа обучения английскому языку, при котором осуществляется  систематизированное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой на занятиях речевой деятельности» (Соловова Е.Н.). Системно-деятельностный подход подразумевает полную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате формируется и действует система владения английским языком как средством общения.

 

В современной школе цель обучения – формирование иноязычной коммуникативной компетенции в условиях применения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода. При этом реализация речевой деятельности неразрывно связана с основными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим.

 

Для формирования лексико-грамматических навыков весьма эффективным является метод коллективного взаимобучения (метод “учимся вместе”). Предположим, при изучении новой грамматической темы в 6 классе - глагольная конструкция Present Continuous - преподаватель предлагает ученикам текст с соответствующими глагольными формами. Учащиеся находят новые незнакомые им формы, анализируют их и совместно с преподавателем делают выводы о правилах их образования и применения. Далее класс делится на группы по 3-4 человека, где учащиеся еще раз объясняют друг другу правила образования и использования новой грамматической конструкции, придумывая при этом свои примеры и иллюстрации. После взаимоконтроля сильными учениками слабых от группы делегируется, как правило, слабый ученик, который еще раз объясняет перед классом новую тему. При таком изучении нового материала роль преподавателя минимальна, учащиеся получают возможность самостоятельно делать выводы, классифицировать материал, формулировать свои мысли. Сильные ученики обучают слабых, слабые ученики получают возможность неоднократного усвоения и повторения темы. Важно, что такой прием позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД.

 

Следующий прием обучения в сотрудничестве (метод “разрезанной информации”) прекрасно зарекомендовал себя для формирования коммуникативной компетенции. Пример: при изучении темы «Underground» в 6 классе учебник Spotlight предлагает статью о московском метро. После изучения данной темы на уроке учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает текст о метро в Нью Йорке. Причем каждый участник группы получает только свой отрывок текста, читает и пересказывает его каждому участнику группы в отдельности. После того, как все рассказали свой отрывок столько раз, сколько участников в группе, от группы отбирается «эксперт», который отвечает на вопросы преподавателя. Если все ответы «эксперта» правильные, то работа всей группы признается успешной. Соревновательный элемент повышает чувство ответственности при выполнении задания. И снова хочется отметить, что такой прием помогает развивать личностные и коммуникативные УУД.

 

Хотя на каждом уроке английского языка постоянно ведется работа над произношением, незаменимыми в формировании фонетических навыков являются игровые технологии. Особенно распространены упражнения во время физкульминуток в младших классах средней школы. Например, преподаватель читает иноязычный текст, и если учащиеся слышат определенное слово во время чтения текста, они встают. Далее, следующее задание: преподаватель произносит предложения о себе. Если они также относятся к учащимся, они встают с места. Трудно переоценить важность такой фонетической зарядки, потому что она разряжает обстановку и продолжает учебный процесс.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что форма работы в малых группах во время урочной деятельности является одним из важных инструментов в рамках системно-деятельностного подхода. Групповая работа также позволяет формировать личностные УУД (проявление готовности к сотрудничеству, проявление желания самооценки, осознание успешности своей деятельности, проявление позитивного отношения к своим товарищам); познавательные УУД (построение рассуждений, выводов, анализ, сравнение, предъявление информации в разных видах); коммуникативные УУД (работа в группе, адекватная передача информации собеседнику, способность внимательно слышать и слушать партнера, владение монологической и диалогической формой речи); регулятивные УУД (принятие учебного задания, оценка собственных возможностей, оценка результата деятельности).

 

Как уже было сказано, цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Здесь нельзя не сказать о месте ролевых игр в учебном процессе на уроках английского языка. Перед учащимися 6 класса ставится проблема: как купить билет в кино, как позвонить в ремонтную службу, как предложить другу провести свободное время. Более того, принцип проблемного обучения можно положить в основу изучения нового лексико-грамматического материала. Предположим, преподаватель планирует провести урок на тему: «Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous”. В начале урока он знакомит учащихся с принципами образования и использования этой глагольной конструкции и подводит их к пониманию того, что существуют некоторые глаголы, которые не используются в этом контексте. Далее, учащиеся сами ищут в предложенном преподавателем тексте глаголы, которые не употребляются в Present Continuous (либо предлагают свои примеры, делая логические выводы на основании уже изученного опыта).

 

Самым результативным, на мой взгляд, в проблемном обучении на уроках английского языка является метод проектов. Самым важным при этом является то, что учащиеся учатся самостоятельному поиску информации. В 6 классе мы проходили тему «Праздники», и с большинством праздников учащиеся были знакомы, а с традициями Дня Гая Фокса многие из учащихся не были знакомы. В качестве дифференцированного домашнего задания некоторые учащиеся самостоятельно подготовили небольшую презентацию на эту тему. В результате они нашли необходимую информацию дополнительных источниках, представили свой творческий продукт перед классом, и все участники учебного процесса запомнили эту информацию надолго: даже через какое-то время после этого занятия все знали, что такое День Гая Фокса в Англии и как его празднуют.

 

Литература:

www.ofernio.ru/rto_files_ofernio/16695.doc Ковалевская М.И.

http://www.psychologos.ru/articles/view/kulturno-istoricheskaya_teoriya_l.s._vygotskogo

http://www.pseudology.org/science/SystemPodxod.htm

http://fralla.nethouse.ru/articles/20150

http://festival.1september.ru/articles/625311/

 

1Наставник 18 Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании школьников, Сборник научно-методических статей, Великий Новгород 2013

2Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Москва Наука 1978

3Ковалевская М.И. Внедрение системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку Москва 2011

4А. И. Панов Системно-деятельностный подход в образовании (методические рекомендации) Томск 2002

5Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Москва Просвещение 2002

 

Приложения:

1. Текст о метро в Нью-Йорке (subway in New York).

2. Презентация суворовца Никиты Волкова, 6 класс СПб СВУ (Guy Fawkes Day in Britain).

3. Таблица Present Continuous (формы, контекст, примеры).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»