Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебное пособие

Синтаксис простого предложения

Шевченко Людмила Ефимовна,
учитель литературы ГБОУ ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга

Тема 1 .

Модуль 1.

1. Словосочетание  и  предложение.

 

Из  уроков  литературы : " А.С. ПУШКИН  О  НАЗНАЧЕНИИ  ПОЭТА  И  ПОЭЗИИ. "

 

1.1.   Словосочетание - это  два   или   несколько   слов,   связанных

между   собой   по   смыслу   и   грамматически.

 

Синтаксический  разбор  словосочетания :

Способ  связи  слов в словосочетании

Какой? *

Национальный     поэт          ---------                Согласование

Зависимое  слово         главное

Прилагательное     +     сущ.

 

*

Воплощение  свободолюбия   ---------                Управление

сущ              +          сущ

 

*

Примет    радостно   у   входа ---------                   Примыкание

глагол   +   наречие

Практическая  работа

 

1.  Вставить  пропущенные  орфограммы .

2.  Произвести   синтаксический   разбор   словосочетаний .

 

Гума__ые  чувства,  мирово__ренческая  позиция, об__яние  личности,

на  прот_жении  жизни,  обл_чение  порока,  (пол ) жизни  за  свободу,

относит__ся  пр_небрежительно,  (не)и_сякаемый   источник.

 

************************** Тема 1

1.2.  Предложение – это  синтаксическая  единица, имеющая       Модуль 2.

грамматическую  основу  и  выражающая  законченную  мысль.

 

 

 

Тема 2 .

2.1. Грамматическая  основа  предложения - это Модуль 1

его  главные  члены: ПОДЛЕЖАЩЕЕ   и  СКАЗУЕМОЕ.

 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ -  отвечает  на  вопрос КТО ?  или  ЧТО ?  / вопрос Именит.  пад/

и   обозначает  того, о  ком  или  о  чем  говорится  в  предложении.

 

СКАЗУЕМОЕ - указывает    на   то, что  делает  подлежащее,  каково   оно   или   чем

является, отвечает  на  вопросы    ЧТО  ДЕЛАЕТ ?      КАКОВО ?

ЧЕМ    ЯВЛЯЕТСЯ ?        КОГО  СОБОЙ  ЯВЛЯЕТ ?

Например:

Я памятник  себе   воздвиг нерукотворный.

Я / кто ? /  - это  подлежащее    воздвиг / что  сделал ? / -  это  сказуемое.

 

 

 

 

-   2   -

 

Практическая  работа

Выделить   в   предложениях  грамматическую  основу  и

выписать  из  них   несколько  словосочетаний  с  различными

способами   связи   слов:

Вся  комната  янтарным  блеском  озарена.

Веселым  треском  трещит  затопленная  печь…

Он  не   разб…рал   дороги  уж  никогда…

Я  памятник  себе  воздвиг  нерукотворный,

К   нему   не   зар…стет   народная   тропа.

 

Тема 3

Модуль 1

3.1. Способы  выражения ПОДЛЕЖАЩЕГО  и  СКАЗУЕМОГО

в   простом  предложении:

Подлежащее в  простом  предложении  может  быть  выражено любой

самостоятельной  именной  частью  речи  и  глаголом .

Сказуемое в  простом  предложении  чаще  всего  выражено глаголом ,

но  может  быть  выражено  и  именем  существительным,

и   именем   прилагательным,  и  именем  числительным, и

причастием,  и  наречием.

/ Блок " Части  речи " прилагается

Практическая  работа

Выделить   в   предложениях    грамматическую  основу   и

определить  способы  выражения подлежащего  и  сказуемого,

надписывая  над  ними  части  речи.

/ Блок " Способы  выражения  подлежащего и  сказуемого"

с  практическим   заданием   прилагается. /

Тема   3

Модуль  2.

 

3.2. Тире между подлежащим   и    сказуемым

/  Блок- объяснение  прилагается  /

 

Практическая  работа

а/ Выделить   в   предложениях  грамматическую  основу  и

расставить  недостающие  знаки  препинания.

А.С.Пушкин     родоначальник   русского   искусства.

Он   пр…надлежит  к  вечно  живущим  и  движущимся   явлениям.

С   ранних  лет   А.С. Пушкин  ясно  понимал   значимость   поэзии

и   высокое   предназначение   поэта.

Главное   для   поэта     быть   глашатаем  истины

Голос  поэта    отражение  надежд   и   стремлений  народа.

Пушкин  всегда  считал, что  поэт – пророк  должен  вбирать

в   себя   весь   мир   и   нести  его   людям.          Поэт,  по   Пушкину,

должен  быть  верен  своим   идеалам,  и    тогда   он   бессмертен.

 

б/   По  толковому  словарю определить  лексическое  значение  слов:

ПРОРОК,  ИДЕАЛ,  ЗНАЧИМОСТЬ,  НАЗНАЧЕНИЕ.

 

-  3  -

 

СИНОНИМЫ    ОБОГАЩАЮТ  НАШ  ЯЗЫК.

ДУМАТЬ – мыслить, размышлять, раздумывать, мозговать, кумекать,

раскидывать  умом, помышлять, шевелить  мозгами, предаваться

размышлению, соображать.

ЖЕЛАТЬ – хотеть,  иметь  охоту,  стремиться  к  чему-то, лелеять  мечту,

жаждать, вожделять, мечтать,  спать и  видеть.

 

Подберите  синонимы  к  словам:

 

ТВОРИТЬ  -

 

СВОБОДА -

 

Тема 4. Модуль 1.

4.1.                            ВИДЫ    СКАЗУЕМЫХ:

 

а)  Простое   глагольное   сказуемое выражено  одиночным  глаголом:

 

Например: Как  поэт-пророк понимает сущность поэтического творчества?

 

б)  Составное   глагольное   сказуемое выражено  словосочетанием,

состоящим  из  двух  и  более  глаголов –  вспомогательного  глагола  и глагола

в  неопределённой форме .

Например:   Поэт-пророк во  имя  истины  должен  уметь  жертвовать собой

 

в)  Составное  именное   сказуемое выражено  словосочетанием, которое

состоит  из  глагола-связки  и  именной  части, являющейся  существительным

или  прилагательным, или  наречием.

 

Например:   Почему  пушкинская  поэзия стала  бессмертной ?

 

Практическая  работа

Выделить   в   предложениях  грамматическую  основу   и

определить   виды   сказуемых.

Из  уроков  литературы : " ПОЭЗИЯ А.С. ПУШКИНА  . "

Язык  наш  сладок, чист, и  пышен, и  богат…

Но  скупо  вносим  мы  в  него  хороший  склад.

…  Нам  должно  весь  свой  склад  хоть  несколько  поправить…

Нам  правильно  писать  потребно  всем   уметь.

 

У  Лукоморья  дуб   зеленый…

… Хочу  воспеть  Свободу  миру, на  тронах  поразить  порок.

… И  славен  буду  я …

… Она  была  нетороплива, не  холодна, не  говорлива…

… Я  был  рожден  для  жизни  мирной…

… Музыка  уж  греметь  устала…

 

 

 

-  4   -                                                             

Тема  5

Модуль 1

 

5.1           ВТОРОСТЕПЕННЫЕ   ЧЛЕНЫ    ПРЕДЛОЖЕНИЯ  -  ЭТО

 

Дополнения (  Отвечают  на  вопросы  косвенных  падежей )

Родительный падеж  -  КОГО?  ЧЕГО ?

Дательный    падеж   -  КОМУ? ЧЕМУ?

Винительный  падеж  -  КОГО?  ЧТО?

Творительный падеж  -  КЕМ?   ЧЕМ?

Предложный   падеж  - О КОМ? О ЧЕМ?

 

Определения (  Отвечают  на  вопросы – КАКОЙ ?  ЧЕЙ ?  )

 

 

Обстоятельства ( Отвечают  на  вопросы - КАК?  ГДЕ?  КУДА?

ОТКУДА? ЗАЧЕМ?  С  КАКОЙ  ЦЕЛЬЮ? КОГДА?

С   КАКИХ  ПОР ?   ДО  КАКИХ  ПОР ?

 

ОБРАЗЕЦ: Улыбкой  ясною  природа  сквозь  сон  встречает  утро  года.

 

Природа ( что ? ) – подлежащее ,встречает ( что  делает ? )-сказуемое,

улыбкой( чем?)-дополнение, ясною ( какой?)-определение,

встречает  сквозь  сон (  как? )- обстоятельство,

встречает ( кого? Что?)  утро  года – дополнение.

 

 

Практическое     задание

 

1.  Вставить  все  пропущенные   орфограммы.

2.  Выделить  грамматические  основы  в  предложениях.

3.  Подчеркнуть  второстепенные  члены  предложения.

 

 

Пушкинский  Петербург

 

Петербург – это  пр…красное " Петра  творенье ".  Жизнь  Пушкина

была   тесно  связана   с   Петербургом.   Свыше  шес…надцати   лет  поэт

пр…вел  в  северной  столице, считая  и  годы  учения  в  Царскосельском

лицее.  В Лицейском  садике  ст…ит   пам…тник  поэту. Скульптор  создал

образ  лицеиста, который  сидит  на  стари…ой  чугу..ой  скамье, погру –

же…ый   в   раздумья.   После   …кончания  Лицея  поэт  жил  на  …краине

Петербурга,  в   Коломне.

Он  м…нял  многие  квартиры  в  Петербурге, но  особенно  дорогим

для  нас  стал  дом  на  МОЙКЕ – 12, где  А.С. Пушкин  пр..вел  последние

годы  жизни.

 

 

- 5  -                                            Тема 6   Модуль 1

6.

ТИПЫ    ПРОСТЫХ    ПРЕДЛОЖЕНИЙ    ПО    СОСТАВУ:

 

6.1.  Двусоставные - тип  простых  предложений, в  грамматической

основе  которых  есть  ДВА  главных  члена

(   подлежащее   и    сказуемое  ).

Например:  А.С.Пушкин посвятил себя  борьбе  за  самобытное

развитие русской  классической  литературы.

( А.С.Пушкин –подлежащее,  посвятил – сказуемое,

Грамматическая  основа  состоит  из  двух  членов.)

 

6.2. Односоставные - тип  простых  предложений, в  грамматической

основе   которых  есть  ОДИН   главный  член

(  подлежащее   или сказуемое ).

 

Например: Ах,  умолчу ль   о   матушке   моей,

О  прелести   таинственных   ночей…

( В  грамматической   основе  предложения   нет   подлежащего,

а   есть только сказуемое   УМОЛЧУ ль ).

 

Михайловское. ( Родовое  имение  А.С.Пушкина.)

Здесь  А.С. Пушкин  пребывал   в  изгнании   два   долгих  года

и  вернулся   в   Москву  в  начале  сентября  1826 г.

( В  выделенном  предложении,  состоящем  из  одного  слова,

есть только подлежащее – МИХАЙЛОВСКОЕ - и   нет  сказуемого. )

 

Практическое     задание

1.  Вставить  все  пропущенные   орфограммы.

2.  Выделить  грамматические  основы  в  предложениях.

3.  Над  каждым  предложением  надписать - "двусоставное "

или   " односоставное."

" Что  за  прелесть  эти   сказки ! "

…  Пошел  поп  по   б…зару   посмотреть  (кой ) какого  т..вару…

… "Буду  служить   тебе   славно, усердно   и   очень  исправно…"

... "Ладно.  Не  будет  нам  обоим   накладно.

Поживи (ка)   на  моем   подворье ,

Окажи  мне  усердье  и  проворье..."

…" Полно, мужичок, вышлем  тебе  весь  оброк …

Выбери  себе  любую  мету.

Кто   далее   палку   бросит,  тот   пускай   и   оброк  уносит… "

 

… У  Лукоморья  дуб  зеленый.

Златая  цепь  на  дубе  том.

И днем, и  ночью  кот  ученый  все  ходит  по  цепи  кругом…

/ Отрывок  из " Песни   первой "  поэмы " Руслан   и   Людмила " /

 

-  6  -

Тема 7.  Модуль1.

7.

ВИД   ОДНОСОСТАВНЫХ   ПРОСТЫХ    ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

 

7.1.     Односоставные простые   предложения   в   грамматической  основе

могут  быть  с  составом   только  ПОДЛЕЖАЩЕГО или   с   составом

только  СКАЗУЕМОГО.

 

Например :  Царскосельский . ( Грамматическая  основа  данного  пред-

ложения   состоит   только   из подлежащего.)

 

А.С.Пушкину пришлось  учиться   в этом  элитном  учебном  заведении.

Ему посчастливилось   обрести здесь   прекрасных   друзей.

( Грамматическая   основа   этих   предложений   состоит   только

из   сказуемых.)

 

Тема 7.  Модуль 2.

 

7.2. Односоставные  предложения

с    составом

подлежащего                        сказуемого

!                                                   !

НАЗЫВНЫЕ                а/    ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ

б/  НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ

в/           БЕЗЛИЧНЫЕ

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

7.3.            НАЗЫВНЫЕ :

 

Царскосельский .    ( Грамматическая  основа  данного  пред-

ложения   состоит   только   из подлежащего.)

 

7.4. а/    ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ : ( мысленно Я - Мы, Ты- Вы )

 

Восстань, Пророк,  и   виждь,  и внемли,   исполнись волею  моей !

Люблю зимы  снега .

Поднимем бокалы,  сомкнемте их  разом…

 

7.5. б/  НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ: ( мысленно  ОНИ )

 

Нам  сообщили о  разгроме  пугачевского бунта.

Береги платье  снову,  а   честь – смолоду.

 

7.6.        в/           БЕЗЛИЧНЫЕ:

 

Не спится графу.     Дубровского   все   еще  не  было.

На  сердце  Дефоржа   было  беспокойно.

 

- 7 –

 

1. Практическое     задание

1.  Вставить  все  пропущенные   орфограммы.

2.  Выделить  грамматические  основы  в  предложениях.

3.  Над  каждым   односоставным предложением  надписать –"назывное

или определенно-личное ,или неопределенно-личное, или безличное "

 

П__рой  опять  г_ рмонией  упьюсь, над  выдумкой  слезами  об__льюсь.

И  нет  в  природе  бе__покойства,  и  от  судьбы  защиты  нет …

..Куда  н__  брошу  взор –  везде  б__чи,  везде   железы..

..Прими  "собранье  пестрых  глав ".

Мне  хочется  пр__достереч_ , друзья  , вас  от  оши__ки.

П__ра   мне  __делаться  умней.

..Татьяна,  милая   Татьяна !

..  Унылая  п_ра, очей  оч__рованье !

Роман " Евгений  Онегин"  считают  "энциклопедией  русской  жизни "

 

2. Контрольная     работа    по   тесту.

 

1.       Двусоставные простые   предложения  имеют в  грамматической  основе:

а/  только  подлежащее ;    б/  только  сказуемое;   в/  подлежащее  и  сказуемое.

2.       Двусоставные простые   предложения  бывают :

а/  распространенные;                         в/   безличные ;

б/  нераспространенные;                     г/   назывные .

3.       Односоставные  простые  предложения в  составе  грамматической  основы  имеют:

а/   только  подлежащее   или  только  сказуемое ;

б/   ни  подлежащего, ни  сказуемого ;

в/   и  подлежащее,  и  сказуемое.

4.     Односоставные предложения  с  составом  сказуемого могут  быть :

а/  определенно-личными ;            б/  назывными ;

в/  неопределенно-личными,         г/  безличными.

5.    Определенно – личные простые  предложения   имеют  :

а/  сказуемое  -  глагол в  форме 1 или 2  лица;

б/  сказуемое – глагол  в  форме 3 или 2 лица ед. и  мн.  числа ;

в/  подлежащее  есть,  и  выражено  оно  местоимением 1 или 2  лица.

6.    В  односоставных   безличных предложениях :

а/  подлежащее  мыслится  и  сказуемое  -  это  глагол в  форме 1 или 2  лица;

б/  подлежащего  нет  и  быть  не  может, а  сказуемое  может  быть выражено

безличным  глаголом, словом  " нет "  или  наречием;

в/  сказуемое выражено  глаголом 3  лица  мн.  числа.

.   Подчеркните главные  члены односоставных предложений  и  определите их  виды :

а/  И скучно, и  грустно,  и  некому  руку  подать. ______________________________________

 

б/  Прах  М.Ю. Лермонтова  перевезли  в Тарханы._____________________________________

 

в/   У  нас  нет  человека,  не  знающего А.С.Пушкина.__________________________________

 

г/   Стихи  Пушкина  переписывали  от  руки  и  передавали  близким. ____________________

 

д/   Вдыхаю  в  поле  ароматы  лета… ________________________________________________

 

е/   Ветер. всюду  ветер!____________________________________________________________

 

-  8 -

Тема 8.  Модуль1.

8.

ОДНОРОДНЫЕ    ЧЛЕНЫ       ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

 

8.1. Однородные  члены предложения  отвечают  на  один  и  тот  же  вопрос,

относятся  к  одному  и  тому  же слову , являются  одинаковыми  членами

предложения  и  произносятся  с  интонацией  перечисления.

 

Например:   Татьяна   верила   преданьям простонародной   старины  и

снам,  и   карточным   гаданьям,  и   предсказаниям луны.

 

…верила  (чему? )  преданьям, ( чему ?) снам , (чему? ) гаданьям  и ( чему? )

предсказаниям …

Это  предложение  с  однородными  членами..

 

Тема 8.  Модуль 2

8.2. Знаки  препинания   при  однородных  членах  предложения.

( Блок – объяснение  прилагается.)

 

Практическое     задание

 

1.  Вставить  все  пропущенные   орфограммы

2. Выделить  грамматические  основы  в   предложениях.

3. Над  однородными  членами  расставить  кружочки.

Уровень  А:

Мороз  и  солнце; тихий  апрельский  закат;  теплый  густой  зап__х;

пронзительный  резкий  ветер;  предчу__ствие   пр__красной  долгой

любви; грус__ный   осен__ий  пейзаж_; рыхлая  всп_хан_ ая   земля.

 

Что (то)  б__гатырское  широкое  р_ змашистое  т__нулось  по  степи

вместо  дороги.   Лошади  вязли  в  снегу  и  от  этого  шли  медленно.

Я  увидел   маленькую  заброшен__ую  деревеньку. Домики все  были

Низкие пок__сившиеся.

 

Уровень Б:

В  одной  их   отдален _ых   наших   губерний   нах_ дилось   имение   Ивана

Петровича  Берестова. В молодости  своей  служил  он  в  гвардии  в  начале

1779  года  вышел  в  отставку  уехал   в  свою  д_ревню  и  с  тех  пор  оттуда

(не) выезжал.  Он   выстроил  дом   по   собственному   плану  завел  у   себя

сукон_ ую   фабрику    устроил   доходы   и   стал   почитать  себя  умнейшим

человеком.   В    будни   ходил   он   в   плисовой   куртк__   по   праз__никам

над__вал   сюртук,  сам   запис__вал   расходы   и   (н__ ) чего    (н__)  читал.

Все   в   округе   любили   и   ув__жали  его.       (Н__)  ладил   с   ним   только

Григорий   Иванович   Муромский, ближайший  его  сосед.

…Более   всех   Алексеем  Берестовым  была   занята  доч__  англомана, Лиза.

Ей  было  семнадцать. Черные  глаза  ож__вляли  ее  смуглое  и   очень

приятное  лицо. Она  была  единствен_ое   и    б_лован_ое   дитя. Ее  резвость

и   поминутные   проказы   восхищ__ли  отца.

 

 

 

-  9  -

Тема 8.  Модуль 3

8.3.

Обобщающие  слова

при  однородных  членах  предложения.

 

а/. объединяют  общее  понятие  всех  однородных  членов  предложения;

б/.  отвечают  на  те  же   вопросы,  что  и  однородные  члены;

в/.  являются  теми  же  членами - предложения,  что  и  однородные  члены.

 

Например:

Ни чувства пылкие, ни  блеск  умани  вкус,  ни  слог певца ничто

не трогает  души  твоей  холодной.

 

( Что? ) ни  чувства, ни  блеск  ума,  ни  вкус,  ни  слог  - однородные  члены.

ничтообобщающее  слово  при  однородных членах  предложения.

 

Тема 8.  Модуль 3

8.4.

Знаки  препинания  при  однородных  членах  с  обобщающими   словами.

( Блок – объяснение  прилагается )

 

Задания: 1.Повтори  соседу  по  парте ,когда  при  обобщающих  словах  в

предложениях  ставится  двоеточие,  а   когда -  тире.

2.Приведи  устный  пример  предложения  с  однородными  членами,

при   которых  есть  обобщающее  слово.

 

 

1. Практическое     задание

 

1. Подчеркнуть  все  члены   предложения

2. Над  однородными  членами  обозначить  кружок.

3. Над  обобщающими  словами  обозначить  кружок  с  точкой  в  центре.

 

Театр  уж  полон;  ложи   блещут.  Партер  и   кресла   все   кипит.

Все   видел   лица  и  уборы.    Ужасно   недоволен  он.

Все  украшало  кабинет  философа  в  осьмнадцать  лет   духи  в  гранен_ом

хрустале   гребенки  пилочки  стальные  пр__мые  ножницы  кривые.

…Волна  и  камень   стихи  и  проза   лед  и  пламень…

Глаза, как  небо  г_лубые,  улыбка   локоны  льнян_ые    движенья   голос

ле_кий   стан   все   в  Ольге.

Кого  (не)  ут_мит   все   это   м_ленья   клятвы   мнимый  страх.

 

 

-  10  -

 

2. Контрольная     работа    по   тесту.

 

Указать, вместо   каких   цифр   нужно  поставить  запятые,

определить, чем  осложнены  предложения:

 

1.   Нет,  поминутно   видеть   вас (1)  повсюду (2 )  следовать

за  вами (3)  улыбку  уст (4)  движенье   глаз   ловить (5)

влюбленными  глазами (6)  внимать  вам  долго (7) понимать

душой  все  ваше  совершенство (8)  пред  вами  в  муках (9)

замирать (10)  бледнеть (11)  и   гаснуть…

 

1.1. а/ 1,2,3, 4, 5,7,9,11. б/ 2,3,5,6,8,10,11. в/ 1,3,4,6,7,8,10

 

1.2.        а/   …предложение  осложнено   однородными  членами

предложения   с  обобщающим   словом.;

б/   …предложение   осложнено  однородными сказуемыми

и  вводными  словами;

в/   …предложение  осложнено  однородными  сказуемыми

и  однородными  дополнениями.

 

 

Расставить   знаки   препинания, определить,

чем  осложнены    предложения

2.   Глаза, как  небо  г_лубые,  улыбка   локоны  льнян_ые   движенья

голос   ле_кий   стан   все     в   Ольге.

 

3. Все   полно  им   душа   и   мысли.

 

а/   …предложения  осложнены  однородными  членами

предложения   с  обобщающим   словом.;

б/   …предложения  осложнены однородными  определениями

и  вводными  словами;

в/   …предложения  осложнены  однородными  сказуемыми

и  однородными  дополнениями.

 

 

1.3.              Расставить   знаки   препинания:

 

Любви  надежды  тихой  славы  недолго  нежил  нас  обман…

 

К  чему   нескромным   сим   убором  умильным  голосом  и

Взором  младое  сердце  распалять

И  тихим  сладостным  укором к  победе  легкой  вызывать ?

 

Всюду  в  рощах   садах  и   дубравах   неземная   краса   разлилась.

 

 

 

 

-  11  -

Тема 9.  Модуль 1

9. ОБРАЩЕНИЯ.

Обращение – это  слово ( нераспространенной обращение)

или  словосочетание  ( распространенное обращение),  которое

называет  того, к  кому  обращаются  с  речью.

Обращение  произносится с  особой звательной  интонацией.

 

Например: Друзья  мои ,  прекрасен  наш  союз !

Друзья  мои -  распространенное  обращение.

 

Обращения  не  являются  членами  предложения (их   подчеркивать

никак  нельзя)  и  всегда   выделяются  запятыми или  восклицательным

знаком.

 

Мой первый  друг, мой  друг  бесценный !

И  я  судьбу  благословил,

Когда  мой  двор  уединенный,

Печальным  снегом  занесенный,

Твой  колокольчик  огласил.

 

 

Задания: 1 . Повтори  соседу  по  парте ,что  такое  обращение .

2.  Является  ли  оно  членом  предложения ?

Надо  ли  его  подчеркивать?

3. Как  выделяется   на  письме ?

4. Приведи  устный  пример  предложения  с  обращениями

нераспространенными  и  распространенными.

 

Практическое     задание

 

1. Подчеркнуть  все  члены   предложения

2. Обращения  обозначить  кружочком   над  словом  прямо  в   тексте.

3. Выделить  обращения   нужными   знаками   препинания.

Звезда  печальная  вечерняя  звезда

Твой  луч  осеребрит  увядшие   равнины

и  дремлющий  залив  и  черных скал  вершины.

 

Красуйся  град  Петров  и  стой  неколебимо,  как   Россия.

 

Подруга  думы  праздной  чернильница  моя

Мой   век  однообразный   тобой  украсил  я.

 

Дни  поздней  осени  бранят  обыкновенно

Но  мне  она   мила   читатель  дорогой.

 

Прощай  свободная  стихия   ……………..

 

 

 

-  12  -

Тема 10.  Модуль 1

10. ВВОДНЫЕ   СЛОВА   И   ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

1. Вводные  слова – это  специальные  слова  или  сочетания

слов,   при   помощи   которых   говорящий   выражает   свое

отношение  к  тому,  что  от  сообщает.

Вводные   слова   помогают   выразить   различные   чувства:

Сомнения,  уверенности,  радости, удивления  или

указывают    на    источник   сообщения.

Вводные  слова не являются  членами  предложения и  всег-

да  выделяются   запятыми.

Например:

Каждому , наверное , известны  лучшие   творения   А.С. Пушкина.

( наверное -  вводное  слово,

передающее  чувство  предположения.)

 

Итак,  она  звалась  Татьяной.

( итак - вводное   слово, обозначает  порядок

мыслей,  связь   между   ними.)

 

 

 

Тема 10.  Модуль 2

 

2. Вводные   предложения выражают   дополнительные 

замечания  или  пояснения, выделяются  скобками  или   тире.

Например:

Наконец  он  велел  запрячь  себе  беговые  дрожки,

оделся  потеплее  (это  было  уже  в  конце   сентября )

и , сам  правя,  выехал  со  двора.

/ Это  было в  сентябре -  вводное  предложение

со  значением  пояснения, выделяется  скобками.)

 

 

Задание:

1 . Повтори  соседу  по  парте,  какие  слова  и  предложения

являются  вводными .

2.  Бывают   ли  они  членами   предложения ?

Надо  ли  вводные  слова   подчеркивать   при  разборе  предложений

по  членам?

3. Как  выделяется   на  письме   знаками  препинания ?

4. Приведи  устный  пример  предложения  с  вводными  словами   и

вводными  предложениями.

 

 

 

 

-  13  -

 

Практическое     задание

1. Подчеркнуть   все   члены   предложения

2.  Выделить  вводные слова .

3.  Определить  значение  вводных  предложений.

 

Конечно  мы  будем   сотни  раз  возвращаться  к  бессмертным

произведениям  А .С. Пушкина.  Может   вам   еще   и  еще   раз

захочется  обратиться  к  его  исторической повести "Капитанская

дочка ".  Наверняка   вы   захотите   вспомнить  поэму " Руслан   и

Людмила."    А  сказки   Пушкина   безусловно  будут  читать  вам

наизусть   ваши   дети  и  внуки.             Творения   А. С.  Пушкина

( и  в  этом  нет  никаких  сомнений )  будут  жить  вечно.

В  них  бессмертие  Поэта.

 

 

Контрольная     работа    по   тесту.

 

1.         Расставить  знаки  препинания. Выделенное  предложение

разобрать  по  членам.

 

Однажды   вечером   это  было   (в)  начале  октября  1773  года

сидел   я   дома .  Батюшка   мой  был  увлечен  чтением

и    кажется    не   замечал   меня   вовсе. За   мной  ходил  прежде

мосье   Бопре   в   отечестве   своем   он   был   парикмахером.

Прачка  Палашка   толстая   и   рябая   девка   Бопре  не  любила

 

 

2. Указать, вместо   каких   цифр   нужно  поставить  запятые

или  скобки :

 

У  автора (1) утверждал   Пушкин (2)  должно  быть (3) особое  чувство

родного  языка.

а/   1,2,3.                 б/  1,2.                  в/ 2,3.             г/  1,3.

 

Это (1)  по-моему (2) достигается  постоянным (3)  любовным

чтением  образцов.

а/ 1,2.3.                  б/ 1.                      в/  1,2.             г/   2,3.

 

3.    Чем  осложнено  данное  предложение ?

 

Поэзия   без    сомнения   обладает   замечательным   свойством

способностью  одухотворять   и   пробуждать  творческие  силы.

 

а/ …вводным  словом;

б/ …вводным  словом   и  однородными  дополнениями;

в/ …вводным  словом  и  однородными  дополнениями с

обобщающим  словом.

 

 

Проверочная  работа   для   мониторинга   в   9    классе

 

1.   Вставить  пропущенные  гласные  и  выделить  орфограммы  графически :

/Не/ук_снительно, пр_к_сновение, пр_к_саться, пром_кательная, обм_кнуть,

/не/ср_вне__ый,

/не/соб_рали, /не/бл_стал  талантом, прот_реть  пыль.

ц_ферблат, ц_линдр, ц_ганский, ч_рствый, ж_сткий,   ш_л,    ш_в,   капюш_н.

 

2.   Подберите  нужные  буквы  в   приставках  и  суффиксах  слов  из

словосочетаний, раскройте скобки:

Во_мездие  за  грехи, р_склеить  /по/всюду, и_подтишка,

пр_бывать  /во/время,  пр_бывать  на  отдыхе, пр_смотреть  за  юнц_м,

пр_обрести  глянц_вые  рисунки.

 

3. В   каком   ряду  все  слова  пишутся  без  Ь   после  шипящих:

а/  сторож…, навзнич…, роскош…,  могуч…

б/  среди  березовых  рощ…, плащ…, скрипуч…, невтерпеж…

в/  стережеш…, печеш…ся,  замуж…, калач…

 

4.     Расставь  знаки  препинания:

Всматриваясь  в  березовый  лес  в  узловатые  его  стволы  вспоминаешь

мозолистые трудовые  крестьянские  руки  делающие  любую  работу.

5.

Вечным  спутником  человека  идущего  по  земле  будет  природа  красота

которой  изумительна.  Каждое   время   года   великолепно   и   трудно

выделить  из  всех  какое-то  одно.

 

6. Расставить   запятые   и   графически   выделить   обособленные

члены    предложения.

Раскрывающая   характер  героя  история;

герой  противопоставивший  себя  обществу;

портрет  лирического  героя   разочарованного  и  одинокого;

внутренне  одинокий  он  никого  не  допускает  до  себя.

Уверенный  в  себе  Печорин  ни  перед  чем  не  останавливался.

 

Раскрыть  скобки  для  слитного  или  раздельного написания  не – ни.

 

По  /не/мощеным   улицам,  в  /не/ дописанном   автором   романе,

куда  /н…/  взгляни, всюду., /не / пиленый, а  колотый лед.

 

Вставить   пропущенные "Н" или "НН".

Под  лун_ым  светом,  на   торжествен_ом  вечере,  в  серебрян_ ой  чаше,

дорога  дли__на,  гусин…й   жир.

 

Слитно   или  через  дефис  пишутся  данные  слова :

Как (либо),  (по) осеннему, где (нибудь), куда (то),  (во) первых, (кое) кому,

(англо) немецкий словарь.

 

Расставить    знаки  препинания:

С грохотом  полетели  вниз  мачты   и   реи   ломая   все    на  палубе   и

выбрасывая   людей   за   борт.

Женской    прислуги   он   не   держал    из   страха   чтобы    о    нем

не   думали   дурно.

Выручало, конечно, озеро   в   нем   водился   крупный   окунь,  черный,

будто    вымазанный  сажей.

 

1.  запятая;                        3. двоеточие;

2.  точка с  запятой;         4.  тире.

 

 

 

 

/ Начальный./ Т Е С Т               _________________

для  определения    уровня  знаний   учеников,   поступающих   в   10 кл

 

 

Вставить  нужные  буквы  в   приставках  слов:

и_толкование, во_произведение,    _становка,

пр__вокзальная,  пр__рвать  разговор,  пр__тормозить.

 

Вставить  пропущенные  буквы :

Соб..рать, кр..к..саться, зар..внять, прол..жить, слаг..емое, глянц_м, пунц_м,

снима…шь, дыш…шь,  кро…т, обид…ть, люб…шь  кататься….

 

Дописать,  где  нужно,  после  шипящих   мягкий   знак.

Сторож…,  упасть  навзнич…, роскош…,  могуч…, береч…

калач…, вокруг  дач…, снег  скрипуч.., брош..

 

Раскрыть  скобки  для  слитного  или  раздельного написания  не – ни.

 

По  /не/мощеным   улицам,  в  /не/ дописанном   автором   романе,

куда  /н…/  взгляни, всюду., /не / пиленый, а  колотый лед.

 

Вставить   пропущенные "Н" или "НН".

Под  лун_ым  светом,  на   торжествен_ом  вечере,  в  серебрян_ ой  чаше,

дорога  дли__на,  гусин…й   жир.

 

Слитно   или  через  дефис  пишутся  данные  слова :

Как (либо),  (по) осеннему, где (нибудь), куда (то),  (во) первых, (кое) кому,

(англо) немецкий словарь,

 

Расставить    знаки  препинания:

 

С грохотом  полетели  вниз  мачты   и   реи   ломая   все    на  палубе   и

выбрасывая   людей   за   борт.

 

Женской    прислуги   он   не   держал    из   страха   чтобы    о    нем

не   думали   дурно.

 

Выручало, конечно, озеро   в   нем   водился   крупный   окунь,  черный,

будто    вымазанный  сажей.

 

1.  запятая;                        3. двоеточие;

2.  точка с  запятой;         4.  тире.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»