Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные виды работы
на уроках иностранного языка

из опыта работы

                                                            Ирина Григорьевна Смирнова,
учитель английского языка
гимназии №209 Павловская гимназия,
г.Санкт-Петербург

 «Знания, усвоенныебезинтереса, неокрашенныесобственнымположительнымотношением, нестановятсяактивнымдостояниемчеловека»               

                                                             А.Адамский

Условияиноязычногообщениявсовременноммире, когдаиностранныйязыкявляетсясредствомобщения, познания, полученияинакопленияинформации, предопределилинеобходимостьвладенияглавнымивидамиречевойдеятельности: говорениемивосприятиемнаслухиноязычнойречи

Внастоящеевремяинтегративнойцельюобученияиностранномуязыкуявляетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция, подкоторойпонимаетсяспособностьиреальнаяпрактическаяготовностьосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыкаиформированиекоторойподразумеваетформированиеязыковой, речевой, социокультурной, компенсаторнойиучебно-познавательнойкомпетенций.  Личностноориентированныйподходпредполагаетиспользованиепедагогическихтехнологий, способныхактивизироватьучебно-познавательнуюдеятельность, предоставитьвозможностьустнойпрактикикаждомуученику,

Иностранныйязыквгимназияхиспециализированныхшколахпреподаетсявгруппахот7 до14 человек,  чтодаеткаждомуучащемусявозможностьвысказатьсянаурокеипозволяетчастичноприменятьтехнологиюобучениявмалыхгруппахсотрудничества.

Иностранныйязыккакучебнаядисциплинаи, соответственно, организацияобученияиностранномуязыкуимеютсвоюспецифику. Мынедаемзнаниявчистомвиде, адаемсредства, уменияинавыки, припомощикоторыхученикможетосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыка.

Реализоватьпоставленнуюзадачуневозможнобездвухсоставляющих:

1)     мотивацииприобученииговорению;

2)     учетаиндивидуально-возрастныхособенностей

Практикапреподаванияиностранногоязыкапоказывает, чтоучащиесясинтересомотносятсякистории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладуповседневнойжизнинарода, увлечениямсверстниковит. п.

Оптимальноотобранныйматериалукрепляетвсесоставляющиемотивации: потребности, интересы, эмоции, самимотивы, плюсучетиндивидуально-возрастныхособенностейучащегосяпривыборевидовдеятельностинаурокеобеспечиваетмакксимальнуюэффективностьурока.

Необходимо  учитоватьследующиевозрастныеособенности:

Младшийшкольныйвозраст(I-IVклассы) отличаетсянаиболеесильнойработоймеханическойпамяти. Учащиесяэтойгруппыимеютдовольнобогатыепредставленияизнания, ноонинедостаточноосознанны. Обучениеустномуобщениюнаданномэтапепредполагаетширокоеиспользованиенаглядности, игр,  поэтомунаурокахвначальнойшколеширокоприменяютсяигровыетехнологии, атакжевикторины, конкурсы, посильныетворческиезадания: нарисуй, проиллюстрируй, опиши, составьдиалог. Здесьидетобращениекличномуопытуребенка (происходит развитие личностных и  регулятивных  универсальных учебных действий): нарисуйирасскажиосвоейсемье, квартире, домашнемживотном. Этовсегданаходитживойотклик.Известнотакжестремлениемладшихшкольниковзаучиватьвсенаизустьиливоспроизводитьблизкокоригиналу. Призапоминанииониобычносохраняютзаданныйпорядокииспользуютоднообразныйпутьусвоения, чтовпоследствииизрепродуктивноговоспроизведенияпереходитвпродуктивное.

Длясреднеговозраста(V-VIIIклассы) характернывыраженныевразнойформеэлементы«взрослости», которыепроявляютсявпровозглашениисамостоятельности, вотказеотпомощи, внеудовлетворенииконтролемзавыполнениемработы. Уподростковпроисходятизменениявразвитиипамяти. Онаприобретаетопосредованный, логическийхарактер. Вусвоенииматериалаиразвитииречевыхуменийвсебольшеезначениеотводитсяцеленаправленномунаблюдению, стремлениюнаходитьглавное, выделятьопорныепункты, облегчающиезапоминаниеивоспроизведение. Наэтомэтапецелесообразноприобщатьдетейкэлементарнойисследовательскойдеятельности, ткониужеовладелиначальнымифактологическимизнаниями. Такиевидыработынауроке, которыеразвиваютаналитическоемышлениепробуждаютинтерескпроисходящему.

Например: 1)«Кактыдумаешь, почему?,  Догадайся,  Объясни, Сформулируйправилосам» ; 2) Докажи, почемутак, анеиначе;

Наэтомэтапезакладываютсяосновыгрупповойработыиполучаетразвитиепарнаяработа. Это:

1)     составлениедиалогов  вразныхречевыхситуацияхсиспользованиемречевыхклише;

2)     ролеваяигра;

3)     интервью;

4)     устныйпоискинформациинаурокесееанализом(например,  выясни, ктоизтвоиходноклассниковпобывалвтеатрезапоследниймесяц, прочиталинтереснуюкнигу, посмотрелфутбольныйматчитдиобобщиполученнуюинформацию)

5)     работавмалыхгруппах, когдакаждыйучастникгруппыполучаетиндивидуальноезадание, аоцениваетсяработавсейгруппы                    ( например, составлениеэкскурсиипоЛондону: сообщаразрабатываетсямаршрут, азатемкаждыйчленгруппыищетинформациюобопределенной  достопримечательности; послечегопроисходитпредставлениеэкскурсийразнымигруппамииихобсуждениеиколлективнаяоценка)

6)     закладываютсяосновыпроектнойдеятельности( например, созданиеплакатовпоэкологиииихзащита)

Учащиесяэтоговозрастахарактеризуютсяповышеннойобщительностью, котораяположительносказыватьсянаорганизациинетолько  групповогоипарногообщения, ноинапроведениикоммуникативныхигриинсценировокотрывковлитературныхпроизведений.

Мышлениестаршеклассников(IX- XIклассы) представляетсобойзавершающуюступеньзрелости .

Старшеклассникотличаетсяотносительновысокимкультурнымуровнемикругозором, высокойстепеньюпознавательно-логическогоповедения, определившимисясклонностямииинтересами, самостоятельностью, умениемсосредоточиться, отрицательнымотношениемкмеханическимприемамзакрепленияматериала.

Успешноеобучениеговорениюсвязаноуучащихсяэтоговозрастасболеесовершеннойорганизациейматериала. Устаршеклассникавозникаетинтерескстранеизучаемогоязыка, ееисторииикультуре. Особыйинтересздесьвызываетпроблематиканравственныхценностейчеловеческихотношений, такихтемитекстов, которыепозволялибысопоставлятьразныеточкизрения, альтернативныеподходы, высказыватьсобственныесуждения, споритьидискутировать, однако  трудностиобученияговорениюнаэтомэтапевозникаютиз-затого, чтонекоторыеучащиесячастонезнаюточемговорить, чтоговоритьикакговоритьНоэтитрудностирешаются, еслиучительхорошознаетинтересысвоихучащихсяиумело  подбираеттемыдлядискуссий. Именнонаэтомэтапетехнологиядискуссий  особенноактуальнаиплодотворна. Владеяопределеннымбагажомязыковых   знаний, речевыхклишеведениядискуссии  ифразеологизмов  учащиесяпускаютсявобсуждениеживотрепещущихпроблем. Здесьмынаблюдаем, какжеланиевысказатьсязаставляет  ученика  вспомнитьпройденнуюлексику, перевестиопределенныезнанияизпассивныхвактивные.  Воткогдареализуетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция

Наэтомэтапеширокоиспользуетсяметодпроектно-исследовательскойурочнойивнеурочнойдеятельности  особеннонаэлективныхкурсах, когдаучащимсядаетсявозможностьсамостоятельноподготовитьпроект-исследованиенатуилиинуютему. Например, наэлективномкурсе«Индустриятуризма»учащиесяразрабатываютрекламныйтурсучетомэкономическойикультурнойсоставляющейрегионапредлагаемойпоездки.

Ежегодныйконкурс«Публичныхвыступлений»среди10-11 классовтожеявляетсяиндивидуальнойпроектно-исследовательскойработой: учащийсясамопределяетдлясебятемувыступления, ставитцелиизадачииработаетнадвыразительнымисредствами( языковымииэмоциональными) выступления. Устное  представлениесвоеговыступленияпередодноклассниками, составленного  поопределеннымправилампубличноговыступления, иегонеподготовленноеобсуждениеявляетсявысшимдостижениемкоммуникативности.

Этолишьнекоторыеформыработынаурокахиностранногоязыка, которыенамойвзгляд, являютсядостаточноэффекивными.

Литература:

 АдамскийА. Школасотрудничества. - М.: 2000

 АндрееваГ.М. Социальнаяпсихология. Учеб. длястудентоввузовобучающихсяпоспец. «Психология»- М.: Аспект, 2004

АронсонЭ., УилсонТ., ЭйкерР. Социальнаяпсихология. Психологическиезаконыповедениявсоциуме. СПб.: Прайм- Еврознак, 2004

СолововаЕ.Н. Методикаобученияиностраннымязыкам. Просвещение, 2006

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»