Эффективные виды работы
на уроках иностранного языка
из опыта работы
Ирина Григорьевна Смирнова,
учитель английского языка
гимназии №209 Павловская гимназия,
г.Санкт-Петербург
«Знания, усвоенныебезинтереса, неокрашенныесобственнымположительнымотношением, нестановятсяактивнымдостояниемчеловека»
А.Адамский
Условияиноязычногообщениявсовременноммире, когдаиностранныйязыкявляетсясредствомобщения, познания, полученияинакопленияинформации, предопределилинеобходимостьвладенияглавнымивидамиречевойдеятельности: говорениемивосприятиемнаслухиноязычнойречи
Внастоящеевремяинтегративнойцельюобученияиностранномуязыкуявляетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция, подкоторойпонимаетсяспособностьиреальнаяпрактическаяготовностьосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыкаиформированиекоторойподразумеваетформированиеязыковой, речевой, социокультурной, компенсаторнойиучебно-познавательнойкомпетенций. Личностноориентированныйподходпредполагаетиспользованиепедагогическихтехнологий, способныхактивизироватьучебно-познавательнуюдеятельность, предоставитьвозможностьустнойпрактикикаждомуученику,
Иностранныйязыквгимназияхиспециализированныхшколахпреподаетсявгруппахот7 до14 человек, чтодаеткаждомуучащемусявозможностьвысказатьсянаурокеипозволяетчастичноприменятьтехнологиюобучениявмалыхгруппахсотрудничества.
Иностранныйязыккакучебнаядисциплинаи, соответственно, организацияобученияиностранномуязыкуимеютсвоюспецифику. Мынедаемзнаниявчистомвиде, адаемсредства, уменияинавыки, припомощикоторыхученикможетосуществлятьмежличностноеимежкультурноеобщениесредствамииностранногоязыка.
Реализоватьпоставленнуюзадачуневозможнобездвухсоставляющих:
1) мотивацииприобученииговорению;
2) учетаиндивидуально-возрастныхособенностей
Практикапреподаванияиностранногоязыкапоказывает, чтоучащиесясинтересомотносятсякистории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладуповседневнойжизнинарода, увлечениямсверстниковит. п.
Оптимальноотобранныйматериалукрепляетвсесоставляющиемотивации: потребности, интересы, эмоции, самимотивы, плюсучетиндивидуально-возрастныхособенностейучащегосяпривыборевидовдеятельностинаурокеобеспечиваетмакксимальнуюэффективностьурока.
Необходимо учитоватьследующиевозрастныеособенности:
Младшийшкольныйвозраст(I-IVклассы) отличаетсянаиболеесильнойработоймеханическойпамяти. Учащиесяэтойгруппыимеютдовольнобогатыепредставленияизнания, ноонинедостаточноосознанны. Обучениеустномуобщениюнаданномэтапепредполагаетширокоеиспользованиенаглядности, игр, поэтомунаурокахвначальнойшколеширокоприменяютсяигровыетехнологии, атакжевикторины, конкурсы, посильныетворческиезадания: нарисуй, проиллюстрируй, опиши, составьдиалог. Здесьидетобращениекличномуопытуребенка (происходит развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий): нарисуйирасскажиосвоейсемье, квартире, домашнемживотном. Этовсегданаходитживойотклик.Известнотакжестремлениемладшихшкольниковзаучиватьвсенаизустьиливоспроизводитьблизкокоригиналу. Призапоминанииониобычносохраняютзаданныйпорядокииспользуютоднообразныйпутьусвоения, чтовпоследствииизрепродуктивноговоспроизведенияпереходитвпродуктивное.
Длясреднеговозраста(V-VIIIклассы) характернывыраженныевразнойформеэлементы«взрослости», которыепроявляютсявпровозглашениисамостоятельности, вотказеотпомощи, внеудовлетворенииконтролемзавыполнениемработы. Уподростковпроисходятизменениявразвитиипамяти. Онаприобретаетопосредованный, логическийхарактер. Вусвоенииматериалаиразвитииречевыхуменийвсебольшеезначениеотводитсяцеленаправленномунаблюдению, стремлениюнаходитьглавное, выделятьопорныепункты, облегчающиезапоминаниеивоспроизведение. Наэтомэтапецелесообразноприобщатьдетейкэлементарнойисследовательскойдеятельности, ткониужеовладелиначальнымифактологическимизнаниями. Такиевидыработынауроке, которыеразвиваютаналитическоемышлениепробуждаютинтерескпроисходящему.
Например: 1)«Кактыдумаешь, почему?, Догадайся, Объясни, Сформулируйправилосам» ; 2) Докажи, почемутак, анеиначе;
Наэтомэтапезакладываютсяосновыгрупповойработыиполучаетразвитиепарнаяработа. Это:
1) составлениедиалогов вразныхречевыхситуацияхсиспользованиемречевыхклише;
2) ролеваяигра;
3) интервью;
4) устныйпоискинформациинаурокесееанализом(например, выясни, ктоизтвоиходноклассниковпобывалвтеатрезапоследниймесяц, прочиталинтереснуюкнигу, посмотрелфутбольныйматчитдиобобщиполученнуюинформацию)
5) работавмалыхгруппах, когдакаждыйучастникгруппыполучаетиндивидуальноезадание, аоцениваетсяработавсейгруппы ( например, составлениеэкскурсиипоЛондону: сообщаразрабатываетсямаршрут, азатемкаждыйчленгруппыищетинформациюобопределенной достопримечательности; послечегопроисходитпредставлениеэкскурсийразнымигруппамииихобсуждениеиколлективнаяоценка)
6) закладываютсяосновыпроектнойдеятельности( например, созданиеплакатовпоэкологиииихзащита)
Учащиесяэтоговозрастахарактеризуютсяповышеннойобщительностью, котораяположительносказыватьсянаорганизациинетолько групповогоипарногообщения, ноинапроведениикоммуникативныхигриинсценировокотрывковлитературныхпроизведений.
Мышлениестаршеклассников(IX- XIклассы) представляетсобойзавершающуюступеньзрелости .
Старшеклассникотличаетсяотносительновысокимкультурнымуровнемикругозором, высокойстепеньюпознавательно-логическогоповедения, определившимисясклонностямииинтересами, самостоятельностью, умениемсосредоточиться, отрицательнымотношениемкмеханическимприемамзакрепленияматериала.
Успешноеобучениеговорениюсвязаноуучащихсяэтоговозрастасболеесовершеннойорганизациейматериала. Устаршеклассникавозникаетинтерескстранеизучаемогоязыка, ееисторииикультуре. Особыйинтересздесьвызываетпроблематиканравственныхценностейчеловеческихотношений, такихтемитекстов, которыепозволялибысопоставлятьразныеточкизрения, альтернативныеподходы, высказыватьсобственныесуждения, споритьидискутировать, однако трудностиобученияговорениюнаэтомэтапевозникаютиз-затого, чтонекоторыеучащиесячастонезнаюточемговорить, чтоговоритьикакговоритьНоэтитрудностирешаются, еслиучительхорошознаетинтересысвоихучащихсяиумело подбираеттемыдлядискуссий. Именнонаэтомэтапетехнологиядискуссий особенноактуальнаиплодотворна. Владеяопределеннымбагажомязыковых знаний, речевыхклишеведениядискуссии ифразеологизмов учащиесяпускаютсявобсуждениеживотрепещущихпроблем. Здесьмынаблюдаем, какжеланиевысказатьсязаставляет ученика вспомнитьпройденнуюлексику, перевестиопределенныезнанияизпассивныхвактивные. Воткогдареализуетсяиноязычнаякоммуникативнаякомпетенция.
Наэтомэтапеширокоиспользуетсяметодпроектно-исследовательскойурочнойивнеурочнойдеятельности особеннонаэлективныхкурсах, когдаучащимсядаетсявозможностьсамостоятельноподготовитьпроект-исследованиенатуилиинуютему. Например, наэлективномкурсе«Индустриятуризма»учащиесяразрабатываютрекламныйтурсучетомэкономическойикультурнойсоставляющейрегионапредлагаемойпоездки.
Ежегодныйконкурс«Публичныхвыступлений»среди10-11 классовтожеявляетсяиндивидуальнойпроектно-исследовательскойработой: учащийсясамопределяетдлясебятемувыступления, ставитцелиизадачииработаетнадвыразительнымисредствами( языковымииэмоциональными) выступления. Устное представлениесвоеговыступленияпередодноклассниками, составленного поопределеннымправилампубличноговыступления, иегонеподготовленноеобсуждениеявляетсявысшимдостижениемкоммуникативности.
Этолишьнекоторыеформыработынаурокахиностранногоязыка, которыенамойвзгляд, являютсядостаточноэффекивными.
Литература:
АдамскийА. Школасотрудничества. - М.: 2000
АндрееваГ.М. Социальнаяпсихология. Учеб. длястудентоввузовобучающихсяпоспец. «Психология»- М.: Аспект, 2004
АронсонЭ., УилсонТ., ЭйкерР. Социальнаяпсихология. Психологическиезаконыповедениявсоциуме. СПб.: Прайм- Еврознак, 2004
СолововаЕ.Н. Методикаобученияиностраннымязыкам. Просвещение, 2006