Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативной компетенции
через изучение иностранного языка в английском клубе

Елена Валентиновна Шмырина,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД ЦТР и ГО «Томский Хобби-центр» г. Томск

Программа английского клуба основана на принципах коммуникативного подхода.

«При коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам конечной целью выступает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, включающей в себя различные компоненты: лингвистическая компетенция («готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности»), прагматическая компетенция («готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения»), когнитивная компетенция («готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности») и информативная компетенция («владение содержательным предметом общения» [1. С. 35]

Через клубную деятельность дети не только приобретают языковые, социо-культурные навыки, но и учатся взаимодействовать  в процессе общения, достигать общей цели, выражать мысль разными способами, обмениваться информацией. Учитель выступает в роли того, кто поддерживает, помогает, направляет.

Многие дети испытывают трудности взаимодействия в коллективе, поэтому задачей педагога является создание благоприятной  атмосферы, выбор такой формы работы, которая сделает процесс обучения радостным, успешным, даст ребенку возможность раскрыться, проявить себя как личность, поможет преодолеть языковые и психологические проблемы.  Такие формы клубной деятельности как коммуникативные игры и упражнения как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. В коммуникативной игре общение между участниками осуществляется спонтанно, а педагог устанавливает ситуацию, способствующую общению.

На занятиях и праздниках используются следующие игры коммуникативного характера:

  1. “Don’t Call it by Name”

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает мешок с символами Рождества, а также карточки с заданием: “Find this symbol describing it, but don’t call it by name” («Найди этот символ, описывая его, но не называя его по имени») Каждая группа имеет символы, которые ищут участники другой группы. В группе участники обсуждают, как описать тот или иной символ. Они могут использовать карточки с описанием:

Our group needs a symbol.

It has got…

It is….

We can…

We use it to…

Затем представители группы по очереди рассказывают о символах, в то время как члены другой команды слушают и  если необходимо, задают вопросы.

  1. “Who Can Tell Me about My Pen-friend?”

Дети получают карточки с названиями “A Postcards”и “A Letter” и создают пару. (“А Letter”может беседовать только с “A Postcard”). В парах дети рассказывают друг другу  о своем  друге по-переписке, используя информацию из письма, которое выдается в конверте. Каждый запоминает информацию (при желании можно делать записи) о друге по переписке своего собеседника. “Postcards” остаются в комнате, в то время как все “Letters” выходят из неё. Далее дети также спонтанно образуют пары. “Letters” беседуют с “Letters”, “Postcards” с “Postcards” и делятся информацией о друзьях по-переписке своих предыдущих собеседников. В данный момент участники игры запоминают информацию, которая была только что передана им. Затем все собираются вместе,  и каждый ищет человека, который может рассказать ему/ей о друге по-переписке из письма, которое он получил в конверте  в начале игры.

  1. Коммуникативное упражнение на восполнение недостающей информации “The Images of Father Frost and Snow Maiden”. У детей имеются тексты  о персонажах. Информация, присутствующая  в тексте одного ученика, отсутствует в тесте другого. Недостаток информации нужно восполнить, задавая друг другу вопросы.

Father Frost

Father Frost comes on the 31st of December in Russia.

He lives in…

What does he look like?

Father Frost is …

Snow Maiden

Snow Maiden is Father Frost’s granddaughter.

She is young, …, …and…

She has a long plait.

She wears a long nice …coat, a white hat and…

Father Frost

Father Frost comes on the 31st of December in Russia.

He lives in Velikii Ustyug.

What does he look like?

Father Frost is tall.

Snow Maiden

Snow Maiden is Father Frost’s granddaughter.

She is young, merry, nice and kind.

She has a long plait.

She wears a long nice white coat, a white hat and white mittens.

Важное место на занятиях отводится различным игровым приемам: «пантомимическим и предметным действиям, использованию фото и картинок. Значительное внимание в коммуникативной методике уделяется моделированию ситуации общения на межролевой основе. Предметом особого внимания является обучение самовыражению в процессе иноязычного общения»[2. C. 341-342]

Излюбленными видами деятельности на занятиях английского клуба стали следующие игры с элементами социального тренинга:

  1. “Merry Greetings”

Дети повторяют различные способы приветствия на английском языке в песнях и стихах. Затем встают в два круга – внешний и внутренний. Под музыку они идут по кругу в противоположных направлениях. Когда музыка выключается, дети останавливаются, поворачиваются друг к другу лицом и в парах приветствуют друг друга, каждый раз произнося новую фразу.

  1. “I sent a letter”

Дети разучивают английскую песню из музыкального альбома-сборника “50 Favourite English Nursery Rhymes”

“I wrote a letter to my love

And on the way I dropped it

I saw somebody picked it up

And put it in their pocket”

Затем все образуют круг. По считалке выбирается водящий, который ходит за кругом и держит конверт с «письмом». Когда звучат слова “I dropped it”, водящий роняет письмо между двумя участниками, стоящими в кругу, а когда они выходят из него, занимает место одного из них. Другое место, таким образом, остается свободным. Ученики за кругом ведут диалог, задавая вопросы на определенную тему. По окончании беседы они бегут в разные стороны, чтобы первому взять «письмо». Победитель становится ведущим.

Благодаря таким играм и упражнениям дети непринужденно общаются друг с другом, свободно высказывают свои мысли и выражают чувства, учатся поощрять и понимать друг друга. Они не боятся случайных ошибок и критики, поэтому с большим удовольствием и очень эффективно усваивают языковой материал на занятиях в английском клубе. Коммуникативные игры не носят соревновательный характер, но в ходе игры все дети активны и внимательны, потому что они совместно решают поставленные перед ними задачи. Умело организованный процесс игры помогает каждому ребенку проявить себя индивидуально и независимо от уровня языковой подготовки чувствовать себя комфортно и уверенно.

Литература

  1. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4, С. 112
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Минск. «Высшэйшая школа»  1999. С. 522

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»