Использование страноведческого материала
на уроках французского языка
Пронина Нина Андреевна
Обучение учащихся иностранному языку в современных условиях требует от учителя иностранного языка разносторонней подготовки: владение проблемами современного языкознания и психологии речи. Владение теорией и практикой обучения иностранному языку. При подготовке к уроку и в ходе его проведения учитель должен обращать внимание на все сопутствующие объектные и субъективные факторы. Со своими будущими учениками учителю следует познакомиться уже во 2 классе, показать разнообразные формы работы; многие из них в игровой форме, что очень увлекает, захватывает детей.
Следует заинтересовать учеников, сделав определенную рекламу языку.
Разумеется, этот интерес и желание учащихся должны быть поддержаны и развиты дальше. Как этого добиться? Какие виды работы следует проводить? Остановимся на некоторых способах развития интереса учащихся к французскому языку.
- Общение с типизированными персонажами учебника.
- Использование клише, свойственных для естественной речевой коммуникации, представленных в виде опорных таблиц в кабинете.
- Работа с видеофильмами.
4.Переписка по Интернету с французскими школьниками.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с фильмами-сказками, художественными фильмами, страноведческими фильмами. Например, при изучении тем «Книги в нашей жизни», французский сказочник», «Франция. Ландшафты, природа. Нравы и обычаи. Города и люди». «Искусство. Седьмое чудо света – кино» уместные такие виды работ, как:
а) ответьте на мои вопросы;
б) подтвердите мои высказывания;
в) возразите мне;
г) опишите события;
д) сравните.
На заключительном этапе рекомендуется заслушать связанные монологические высказывания.
Важную роль в развитии познавательного интереса играет использование страноведческой информации. Можно рекомендовать следующие уроки:
2-5класс – Праздник алфавита
- Фонетический конкурс
- Смотр знаний
- Урок-игра.
6 класс – Парад героев сказки
- Конкурс на лучшего чтеца
- Празднование рождества.
7 класс – викторина «Что? Где? Когда?» (по городам Франции).
- Конкурс на лучшее знание страноведческого материала.
8 класс – Телемост «Школы Франции и России»
9 класс – Урок поэзии Аполлинера, Кокто, Арагона, Элюара, Рембо, Верлена, Бодлера, Гюго.
- Литературная гостиная (французские писатели)
- Конкурс французской кухни.
10 класс – Пресс-конференция. Жизнь молодежи и ее проблемы.
2-11 классы – Неделя иностранного языка.
К нестандартным формам урока относятся олимпиады, КВН, викторины. Главной особенностью викторины является большой объем материала, а ответы на них требуют умения самостоятельной работы с дополнительным материалом, справочными и энциклопедическими изданиями. Темы викторин могут быть различными, например: «Творчество французских писателей». Такую викторину проводить в 8-11 классах. .
Проводим с учащимися уроки музыки французских композиторов. Старшеклассники выступают с сообщениями о великих людях Франции.
.
Особое место в развитии интереса к языку отводится Неделе иностранного языка. Разрабатывается план недели, распределяются обязанности и поручения по классам, соответствующим образом оформляется школа и кабинеты, готовятся рисунки, плакаты, стенгазеты, читательские конференции, праздники. При поведении итогов недели следует отметить и поощрить наиболее способных и старательных учеников.
Велика роль кабинета иностранного языка, его оформление, постоянные и сменные экспозиции.
Переписка на изучаемом иностранном языке стимулирует интерес к данному учебному предмету, а также является важным источником получения информации. Письма содержат не только наиболее распространенные эпистолярные формулы французского письма, но и другую лексику и ведет к поиску дополнительной информации.
Страноведческий материал при изучении иностранного языка, будь то аудиокассеты с песнями и сказками, книги, журналы, открытки, видеокассеты, письма являются одним из главных помощников учителя. При правильном использовании страноведческий материал имеет большое воспитательное значение, повышает интерес учащихся к иностранному языку, способствует совершенствованию их иноязычных навыков и умений, активизирует иноязычную речевую деятельность учащихся.
В изучении любого предмета необходима связь с жизнью, с реальностью. Увидев реальное применение предмета на практике, учащиеся заинтересуются французским языком.