Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагог и ребенок в современном дидактическом поле

Создание условий для игровой деятельности

Ступа Наталья Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ № 41

Игровая деятельность занимает важную роль в развитии ребенка. Воспитатель должен создать условия для воспитанников своих. Для этого обустраивается каждый уголок по своему, индивидуально, с той тематикой, которую требует определенная область.

Для девочек очень важна атмосфера кукольного уголка приближенная к реальным. Играя они должны окунуться в ситуацию домашнего обихода и атрибутики знакомой и близкой к жизненной. В уголке расположен стол со всеми кухонными принадлежностями, где девочки могут с интересом заняться приготовлением «супа» для папы, или компота для своей младшей сестренке . Для лучшего планирования игры детям в помощь показываются пооперационные карты на которых изображена последовательность приготовления того или иного блюда. Девочки с интересом рассматривают их, если забывают, что необходимо вначале положить, а что потом, включить плиту или поставить кастрюлю. Чем отличается приготовление супа от приготовления компота. Если начинается спор, то правила игры, прорисованные на карте, регламентируют последовательность игры и спор проходит сам собой. Часто к девочкам присоединяются мальчишки, которые хотят принимать участие в игре и выполнять роль «папы» или старшего «брата», друга. Заинтересованность детей видна по тому, как они относятся к тем вещам, которые принося сами в детский сад. Рассказывая дома родителям об игре, ребенок напоминает маме, что завтра в садик надо принести пакет из - под кефира или йогурта. Зачем тебе, спрашивает мама, надо, отвечает ребенок. И с какой гордостью он приносит этот пузырек и показывает всем, подчеркивая свою уверенность в таком поступке и подавая пример другим детям. Дети очень ценят свой принесенный ценный вклад в игру, оберегают его и обыгрывание происходит с удвоенным интересом. Находясь рядом с детьми во время процесса игры приходится направлять и контролировать ход игры, так как дети часто претендуют на главные роли по несколько человек . Поэтому приходится вносить коррекцию обращая внимание детей на то, что в каждой игре существуют свои правила. И правила такие, которые нельзя нарушать, а тем кто их нарушает идет на заметку замечание и в следующий раз этих детей не будут принимать в игру.

Расширение интереса детей в этой игровой ситуации идет за счет внесения новой атрибутики. «Мама» может ходить в магазин не только за продуктами, но и покупать книги. Для этого в уголок кладутся журналы мод, детской одежды, книги о цветах, сказки. Ребенок может не только обыграть ситуацию покупки литературы, но и сесть на ковер и рассмотреть иллюстрации. Тут же обыгрывается ситуация «Дочки-матери»:-мама читает дочке сказку, можно к следующему разу приготовить с детьми тетради, в которых они будут делать домашнее задание, как будто мама готовит уроки с братом старшим или сестрой. Обязательно обговорить с детьми сервировку стола который они накрывают для гостей. Сервировка стола изображается в пооперационной карте и девочки придерживаются правил , что им помогает в игре.

Занимаясь самостоятельно в кукольном уголке дети конечно же не все играют постоянно в нем, кто то начинает , а кто то уходит, потому что его интерес пропадает на начальной стадии, потому что его желание не совпадает с другими детьми . И в этот момент воспитатель должен обратить свое внимание на других детей, что он и делает.

Так как в группе много мальчиков, то соответственно их интересы заключаются в другом. Но если у воспитателя стоит цель заинтересовать ребенка новой игрой, то он должен приложить максимум усилий. Это удается сделать, так как не все дети знаю пользу от других занятий и играют часто в то что им привычно. В такой работе с незаинтересованными детьми и помогают опять же пооперационные карты. Нарисовав на листе бумаги последовательность лепки кота, воспитателем было предложено простое изображение домашнего животного. Ребенок не был уверен, что он справится и сомневался в своем результате, но получив картинку он с интересом стал конструировать из пластилина свою поделку и удивлялся, что у него получается. К следующему разу он самостоятельно сядет за стол и сделает уже две работы и продемонстрирует ее детям.

Увлечь детей процессом игры важная задача воспитателя. Над этим надо стараться и работать каждый день внося непосредственно новые и новые увлечения в виде атрибутов, книг, иллюстраций, карт и т.д.

В программу воспитания детей дошкольного возраста входят задачи развития творческих способностей детей. Каждый вид деятельности запланирован в сетке занятий один раз в неделю

Важной задачей перед ребенком стоит концентрация внимания на том материале, который объясняет педагог. К старшему возрасту у дошкольника формируется учебная мотивация и он учится управлять своими чувствами и эмоциями. Поэтому прослушивание материала, который преподносит педагог, очень важно для дальнейшего результата. Объяснение материала является важным источником продуктивной деятельности. Чтобы выдать показатель своего творчества ребенок должен внимательно прослушать ту информацию, которую необходимо изобразить в рисунке. Часто как раз эту часть занятия дети и не воспринимают серьезно, в этом и заключается задача педагога найти такое решение при поднесения материала, чтобы всемыло б б интересно. Если ребенок внимательно прослушает оъяснение, показ иллюстраций, то и работу выполнит правильно. т»

К празднику «Защитника Отечества 23‐му февраля было проведено занятие «Портрет солдата». Накануне была проведена беседа, рассмотрены книги на военную тематику, портреты. Дети составляли рассказы про дедушек и пап. Рассматривалась форма солдата советской армии. Обговаривались детали. Детям был предложен вариант изображения в облегченной форме, так изображение человека является одним из трудных в рисовании. Для точного нанесения краски для изображения частей тела и лица, все было сначала прорисовано карандашом простым. Дети научились этому и правильно выполняют контур. Правильная ассоциация деталей с геометрическими фигурами дает ребенку возможность изобразить ту или иную позицию в портрете. Так: голова ‐ это круг, головной убор имеет форму овала. Опираясь

на свои знания, ребенок может постепенно прийти к завершению своей работы, даже этого не подозревая. В начале работы его пугает объемность материала и страх перед выполнением, по постепенная прорисовка деталей успокаивает взволнованность ребенка и просто занят творческим процессом. По окончанию изображения рисунка в карандаше можно приступать к раскраске портрета в цвете. Подбор цвета в основном остается не особенно ярким, так как форма зеленая, а небо всегда в мирное время голубое. Но воображение ребенка может подсказать и прорисовку некоторых деталей как :погоны, звезды, карманы, кокарда . Важным изображением в рисунке было проявлением эмоционального состояния солдата. Дети трудились усердно и самоотверженно. Так как трудным и ответственным моментом в рисунке является нанесение краски на изображение, но не просто так, а аккуратно в соответствии с контуром. Таким моментом в рисунке было закрашивание звезды, так как эта деталь имеет острые концы, то и закрашивать не всем детям было удобно, но многие с этим справились и рисунки получились яркими и выразительными. Работа над рисунком является трудоемким и ответственным заданием. Помимо концентрации над работой, необходимо еще и обладать правильными действиями своей руки. Если у ребенка сформирована координация , то и на листе бумаги с мелкой моторикой он справляется успешно. Основной проблемой является правильная координация карандаша или кисти в руках. К старшему возрасту дети должны уверенно держать карандаш и уверенно проводить линии в соответствии с направлением. Рисование и является одним из таких занятий, которые обучают дошкольника закреплению четких движений, что предшествует формированию списывания учебного материала с доски учителя, прописывание букв в тетради, координации в пространстве и самовыражения в творчестве. Предоставляя детям разный материал для творчества , тем самым даем возможность прорабатывать каждый раз в разной структуре самовыражения. Так рисование красками заметно отличается от рисования пастелью или восковыми мелками. Рисование кистью легче наносится , чем тампоном . И кисти для рисования всегда разные, есть толстые, есть тонкие, но бывает и фон легче нанести клеевой кисточкой. Разбираясь во всех этих тонкостях, ребенок поставлен перед задачей выбора и правильное решение дает дошкольнику возможность развиваться не только творчески но и формировать учебные навыки.

Автор: Н.А. Ступа

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»