Использование творческих видов деятельности в обучении иностранным языкам в средней школе
Кутина Алина Рудольфовна,
учитель иностранного языка
ГБОУ СОШ №539 Санкт-Петербурга
- Ускорение темпов развития общества повлекло за собой его возрастающую потребность в людях, способных творчески мыслить, нетрадиционно и эффективно решать возникающие проблемы. В связи с этим происходит обновление современного образования, которое сегодня ориентировано не только на усвоение учащимися определенного объема знаний, но и на развитие их творческого потенциала. Ребенок открывает мир посредством творчества и отображает свои открытия в творчестве. Именно поэтому обучение иностранному языку, основанное на использовании творческих способностей детей и их развитии, является наиболее эффективным.
Предмет исследования - методика обучения иноязычному говорению с использованием системы творческих заданий в процессе обучения устному общению на английском языке в средней школе.
Цели: Теоретически обосновать эффективность методик с элементами творчества и определить приёмы и способы, в наибольшей степени способствующие раскрытию у учащихся интеллектуального и творческого потенциала; способствующие повышению эффективности изучения ИЯ в средней школе.
- Вопрос о творческом проявлении в любой области деятельности в настоящее время стоит очень остро. Обратившись к исследованию понятия «творчество» мы сталкиваемся с огромным разнообразием трактовок, терминологии.
Большинство исследователей считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. (Роджерс Натали. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164–168.)
Творческость в общем смысле трактуется как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблемы, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта.
Некоторые исследователи впервые предложили понимание творчества как выход за рамки требуемого. (Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.) Однако теперь понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность». В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулиган, которые трудно рассматривать в одном ряду, например, с произведением искусства.
Другую точку зрения на сущность творчества высказывает Я.Скалкова, считающая, что творчество является интегральным качеством личности, оно не адекватно интеллектуальным способностям. Более того, она утверждает, что «...Большие интеллектуальные способности не всегда соответствуют высокому уровню творчества».
Итак, в ходе анализа мы пришли к выводу, что ведущими чертами творческой деятельности являются:
- направленность на решение неординарных задач, в которых отсутствует готовый способ решения;
- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
С позиций этих данных возможно обнаружение признаков творческого процесса в речевой деятельности. Психолингвисты еще раннего периода развития этой науки обратили внимание на ту сторону речи, что говорящий человек способен создавать бесконечное разнообразие новых осмысленных речевых структур.( 47. Хомский «язык и мышление»)
Язык человека есть постоянное творчество мысли, выражение его самосознания. Принимая утверждение, что речь человека является творческим актом, мы приходим к выводу, что обучение иноязычной речи также должно быть обучением творческой, созидательной (речи созидательной и личностно созидательной) деятельности.
Таким образом задание творческого характера должно отвечать следующим требованиям.
• направленность на решение неординарных задач, в которых отсутствует готовый способ решения
• необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
• отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;
• творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
• творческие задания развивают способность противостоять стереотипам (сложившимся традициям и взглядам), мешающим получению принципиально нового знания
- Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один из видов человеческой деятельности. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между обучающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
-
Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
- Практическая часть
Чтобы сделать урок интересным ученикам предлагалось активное ролевое изучение программной темы вместо пассивного механического зазубривания. Ролевая игра предполагает попеременное исполнение учащимися различных социальных ролей, освоение общения в пределах социального контакта и в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения. Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями (социальными и психологическими) с лингвистическим наполнением, учебно-речевой ситуацией, темой. Обговаривается предположительный текст выступления и, возможно, элементы костюма.
Тема “Is it easy or difficult to be a teenager?”
Miss Cinderella was not at school again. And several times before that she was caught bullying another school-boy. The headmaster told her to stop, but she continued. The friends of Cinderella are worried about it. They think that the only person that can help is a psychologist. So together they go to Mrs. Know-All. At the end they have to decide:Is it easy to be a teenager? What should parents do to make teenagers happy?
The Cast:
Miss Smile – a psychologist,45
She is a psychologist. She thinks that a teenager faces a lot of problems but all these problems can be solved. She thinks that a child is born to be happy.
Optimist and humorist
- Cheer up!
- Never say die
- Every cloud has a silver lining
Mr Charming
Miss Prudence
Mr Ferrari
Miss Cinderella
Mrs Know-All
Problems to solve:
- What rights do teenage have?
- What problems may teenagers face?
- Teenage years. Do they bring happiness?
- What to do to make teenagers happy?
Диагностика.
|
роль |
восприятие |
|
|||||
Ф.И. ребенка |
применение лексики адекватно коммуникативной задаче |
Передача Смысла Образа |
импровизация |
грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. |
внимание |
сопереживание |
Воспроизведение впечатлений |
|
Алексеева Ксения |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
Илюхин Илья |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Калмыков Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
Казакова Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Коган Анна |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Костин Дима |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
Гиндинсон Артем |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.
- Роджерс Натали. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164–168
- Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе /. - М. : Педагогика, 1983. - 88 с.
- Хомский «Язык и мышление» М.: Изд-во ... №3. Chomsky 1968 — Chomsky N. Language and mind. N. Y.: Harcourt,. Brace & World, 1968.