Статья
Формирование фонетических навыков речи на уроке английского языка
Федотова Марина Юрьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
В методике известны два основных подхода при обучении данному аспекту языка. Современные методы обучения построены на сочетании этих двух методов. Рассмотрим их более подробно.
Артикуляторный подход.
Согласно этому методу существуют три основные группы фонем:
Совпадающие в обоих языках
Несовпадающие
Частично совпадающие
Самыми трудными для усвоения являются две последние группы, причем частично совпадающие являются для усвоения наиболее трудными. Освоить их артикуляцию является достаточно сложной задачей в силу того, что услышать разницу в их произношении для нетренированного уха является достаточно сложной задачей. Это относится и к согласным и к гласным звукам. Что же касается «шипов», то один из самых популярных британских фонетических курсов так и называется «ship or sheep», что переводится «корабль или овцы».
Помимо долготы и краткости, при работе с английскими звуками необходимо обратить внимание на дифтонги. Очень сложно на начальных этапах обучения английскому языку услышать разницу между гласным звуком и производным от него дифтонгом.
Таким образом, основные положения артикулярного метода при обучении английскому языку сводятся к следующему :
- Необходим вводный фонетический курс для правильной постановки звуков.
- Каждый звук необходимо тщательно отработать в отдельности.
- Необходимо изучить работу органов артикуляции для обеспечения чистоты произношения каждого звука.
- Формирование произносительных и слуховых навыков необходимо производить раздельно.
Акустический подход
В данном случае акцент делается не на усвоении артикуляции, а на восприятии речи на слух, ее имитации. Усвоение речи идет в речевом потоке, в основе лежит повторении и имитация речевых структур. Этот метод очень хорош и оправдан в условиях необходимости быстро изучить иностранный язык, погрузиться в разговорную среду и выжить в стране изучаемого языка. Этот подход в чистом виде не очень хорош для общеобразовательной школы, так как не все дети обладают от природы хорошим фонетическим слухом. Достаточно просто объяснить или показать, чтобы исправить ошибку у тех детей, которые совершили ее из-за неразвитого речевого слуха. Поэтому наиболее эффективным сегодня при обучении английскому языку в школах является подход, основанный на сочетании обоих рассмотренных выше подходов, или дифференцированный подход.
Дифференцированный подход
Здесь, как в аккустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию аутентичной речи. Это дополняется объяснением способов артикуляции звуков, однако в отличии от артикуляторного подхода это происходит без использования специальных терминов, болеее доступным и понятным способом. Поскольку данный метод характерен для большинства школ и других учебных заведений, рассмотрим особенности формирования фонетических навыков на различных этапах обучения на его примере.
Начальный этап обучения иностранному языку.
Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. Сначала учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения. Затем учитель выделяет в модели ключевое слово, лишь потом звук или звуки. При обучении используется аналитико-имитативный метод. Если ухо ребенка не тренировано, и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание, которое подскажет от какого русского звука нужно отталкиваться.
Средний и старший этап обучения.
На среднем и старшем этапе обучения важно не только поддерживать сформированные фонетические навыки, но и продолжать их совершенствование. Здесь важно уделить внимание новым ритмико-интонационным моделям, аудированию живой аутентичной речи, различных акцентов и диалектов. Не следует забывать и о фонетике, постановке звуков. На этом этапе обучения достаточно исправить случайные ошибки с помощью использования фонетической зарядки, которая снимает появление возможных фонетических ошибок любого типа - слуховых, произносительных, ритмико-интонационных. У фонетической зарядки нет фиксированного места на уроке. Ее место зависит от наличия или отсутствия тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Это может быть контрольное чтение вслух, декламация стихотворения, употребление лексики, аудирование. В своей практике я начинаю каждый урок с фонетической зарядки, чтобы закрепить и отработать фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными, до автоматизма.
Иногда приходится слышать мнение, что фонетический навык, не так уж необходим, ведь практически невозможно научить говорить на иностранном языке без акцента. Не могу с этим согласиться. В условиях неязыковой среды, постановке произносительных навыков следует уделять огромное значение, чтобы избежать разочарования, когда наконец-то оказавшись в стране изучаемого языка, вдруг обнаруживаешь, что очень сильный акцент вызывает удивление и непонимание.