Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методика Дмитрия Петрова как средство обучения
монологической речи учащихся на среднем этапе

 

Никитина Татьяна Владимировна,
учитель английского языка МБОУ СОШ № 8 г. Выборга

 

В последнее время всё большую популярность в обучении разговорному английскому языку набирает система Дмитрия Петрова — известного психолингвиста, свободно говорящего на тридцати языках. Так в чём же особенность данной методики, позволяющей миллионам людей забыть про языковые барьеры и начать говорить на иностранном языке?

В первую очередь речь идёт о создании дружелюбной комфортной атмосферы, в которой будет происходить обучение. Не секрет, что у многих людей иностранные языки вызывают ничем не оправданный панический ужас и порождают обидный комплекс неполноценности. Избавление от этого комплекса и создание позитивной эмоциональной среды — одна из важнейших задач при обучении языку на курсах в центре Дмитрия Петрова.

Второй принцип, лежащий в основе методики, — говорить на изучаемом языке надо с первого дня. Поэтому особый акцент делается на способности довести до автоматизма базовые алгоритмы языка и научиться без труда создавать большое количество комбинаций даже из небольшого количества слов. Здесь на помощь приходит понятие частотности, то есть приоритетное освоение набора слов, которые пригодятся вам сразу, всегда и везде1.

Есть ещё один немаловажный момент, который также не упускается из виду. Учиться говорить надо прежде всего о себе, любимых. То есть, с самого начала не ограничиваться какими-то абстрактными или универсальными темами, а с первых же дней получить возможность беседовать о своей жизни, своей профессии, своих интересах.

Совокупность вышеперечисленных особенностей делает возможным, как утверждает Д. Петров, выучить иностранный язык за 16 часов2. В интернете существует достаточное количество сайтов, подробно описывающих эту методику и предоставляющих разнообразные видеозаписи занятий. Однако, хотелось бы поговорить о реализации данной методики в школе, на уроках английского языка на среднем этапе обучения. Не секрет, что практически все современные школьники испытывают трудности в разговорной речи на английском языке по причине недостаточно сформированных грамматических умений, поэтому методика Петрова — настоящий прорыв в обучении детей. Да, методика задействует не всю систему времён и грамматических структур, которые должны знать выпускники основной школы в соответствии с современными стандартами образования, однако, она предоставляет прекрасную возможность преодолеть психологический барьер и начать говорить. А говорение, как вид речевой деятельности, является одним из важнейших аспектов овладевания иностранным языком.

Для реализации данной методики непосредственно на уроке, от учителя требуется минимум подготовки: необходимо распечатать таблицу времён, используемую Д. Петровым на занятиях (см. Приложение), а так же список глаголов (примерно 30-40), который каждый учитель определяет сам, исходя из особенностей конкретного УМК. Напоминаю, что суть метода — довести до автоматизма базовые алгоритмы языка, поэтому я считаю целесообразным начать с простых времён глагола. Разумеется, в дальнейшем обучении возможно использовать и более сложные грамматические структуры, но начать лучше всего именно с простых времён.

А теперь, собственно, о внедрении системы Д. Петрова. Эксперимент проводился среди учащихся 6 а класса МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга», обладающих довольно низким уровнем сформированности речевых умений. Начало каждого урока было посвящено речевой разминке с использованием таблицы простых времён, оформленной по методике Д.Петрова и списка наиболее употребляемых глаголов. В дальнейшем, после непроизвольного запоминания учащимися таблицы и глаголов, стало возможным обходиться и без вспомогательных материалов. От педагога требовалось лишь продумать заранее речевую ситуацию, связанную с темой конкретного урока (всё же никто не отменял подход ситуативного введения материала), а так же выписать 10-15 предложений для перевода с русского на английский язык. Вся разминка занимает около 6-8 минут и даёт прекрасные результаты уже через 5-6 уроков. Однако, не стоит начинать сразу с проговаривания всех глаголов из списка в течение одной разминки: 1-2 урока потребуется для работы с определённым глаголом, как и представленно в таблице. По результатам мониторинга в данном классе было выявлено улучшение грамматических навыков на 35-40% по сравнению с исходным уровнем в начале учебного года , а так же снят психологический барьер, боязнь общения на английском языке, что повлекло за собой качественное улучшение монологической речи учащихся.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока с использованием методики Дмитрия Петрова на базе УМК М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для 6 класса.

Тема урока: «Свободное время»

Цель урока: Обеспечение осознания и усвоения новых лексических единиц по теме «Свободное время», а так же формирование умений их применения в условиях решения учебных задач».

Задачи:

Образовательные: отвечать на вопросы по теме, высказываться на заданную тему, опираясь на ключевые слова , уметь рассказать о любимом занятии, используя новую лексику с опорой на схемы и иллюстрации.

Развивающие: развивать умения грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ, работать в парах и группах, развивать языковую догадку.

Воспитательные: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество, развивать стремление рационально распределять свободное время, иметь полезные занятия.

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Детельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащ ихся

Приветствуют учителя

2.

Постановка учебной задачи

Привлекает внимание к слайду стихотворением:

-Now it’s time to start. Look at the screen and listen to the poem.

- Can you guess what the theme of our lesson is?

-Yes, you are right. Do you know the synonyms of the word “free time”? Good job!

Проговаривают стихотворение за учителем, читают ещё раз про себя, находя синонимы слова «free»

3.

Актуализация ранее изученного материала

Проводит речевую разминку (с использованием методики Д. Петрова):

- What do you like doing on Sundays (on holidays, in the evening)?

- Now imagine you'd like to spend a weekend with your English friend. Tell him/her what you like doing and ask your friend about his/her preferences. Use the table with Simple Tenses and translate some sentences into English:

1. Я встречался с друзьями в прошлую субботу.

2. Ты будешь читать книгу в воскресенье?

3. Куда ты обычно ходишь по субботам?

4. Мы не будем играть в настольные игры в выходныею

5. Ты делал уроки в прошлую пятницу?...*

 

Вспоминают ранее изученную лексику по данной теме, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя таблицу переводят предложения с русского на английский.**

 

 

 

 

*Количество предложений может варьироваться исходя из особенностей конкретного урока (оптимально 10-15, для задействования всех учащихся).

**При первичном внедрении методики рекомендую брать не более 1-2 глаголов за урок.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что методка Дмитрия Петрова обладает широкими возможностями и органично вписывается в любой этап урока, нормализует психологический климат на уроке, помогает автоматизировать грамматические структуры, а так же усиливает эффект новизны.


Приложение


 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

ВРЕМЯ

ВОПРОС (?)

УТВЕРЖДЕНИЕ (+)

ОТРИЦАНИЕ (-)

What (что? какой?)

Who (кто?)

Where (где? куда?)

When (когда?)

Why (почему? зачем?)

How (как?)

How many/much

(сколько?)

How long

(как долго?)

Прошедшее

I

you

we

Did they love?

he

she

it

I

You

We

They loved

He (----)

She

It

I

You

We

They did not love.

He

She

It

Настоящее

Do I

you love?

we

they

Does he

she love?

it

I

You love.

We

They

He loves.

She

It

I

You do not

We love.

They

He does not

She

It

Будущее

I

you

we

Will they love?

he

she

it

I

You

We

They will love

He

She

It

I

You

We

They will not love

He

She

It

 

Личные местоимения (кто?)

Косвенные (кого? кому?)

Притяжательные местоимения (чей? чьё?)

I

я

me

мне,меня

my

мой

he

он

him

его, ему

his

его

she

она

her

её, ей

her

её

it

это

its

этого, этому

its

 

you

ты

you

тебя, тебе

your

твой

we

мы

us

нас,нам

our

наш

they

они

them

их, им

their

их

Список литературы

  1. Д. Петров, В. Борейко Магия слова. Диалог о языке и языках, М.: Прозаик, 2013

  2. См.: Д. Петров Английский язык. 16 уроков. Начальный курс, М.: Эскмо, 2014

    3. Центр Дмитрия Петрова http://centerpetrova.ru/

 

1 См. : Д. Петров, В. Борейко Магия слова. Диалог о языке и языках, М.: Прозаик, 2013

2См.: Д. Петров Английский язык. 16 уроков. Начальный курс, М.: Эскмо, 2014

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»