Методика Дмитрия Петрова как средство обучения
монологической речи учащихся на среднем этапе
Никитина Татьяна Владимировна,
учитель английского языка МБОУ СОШ № 8 г. Выборга
В последнее время всё большую популярность в обучении разговорному английскому языку набирает система Дмитрия Петрова — известного психолингвиста, свободно говорящего на тридцати языках. Так в чём же особенность данной методики, позволяющей миллионам людей забыть про языковые барьеры и начать говорить на иностранном языке?
В первую очередь речь идёт о создании дружелюбной комфортной атмосферы, в которой будет происходить обучение. Не секрет, что у многих людей иностранные языки вызывают ничем не оправданный панический ужас и порождают обидный комплекс неполноценности. Избавление от этого комплекса и создание позитивной эмоциональной среды — одна из важнейших задач при обучении языку на курсах в центре Дмитрия Петрова.
Второй принцип, лежащий в основе методики, — говорить на изучаемом языке надо с первого дня. Поэтому особый акцент делается на способности довести до автоматизма базовые алгоритмы языка и научиться без труда создавать большое количество комбинаций даже из небольшого количества слов. Здесь на помощь приходит понятие частотности, то есть приоритетное освоение набора слов, которые пригодятся вам сразу, всегда и везде1.
Есть ещё один немаловажный момент, который также не упускается из виду. Учиться говорить надо прежде всего о себе, любимых. То есть, с самого начала не ограничиваться какими-то абстрактными или универсальными темами, а с первых же дней получить возможность беседовать о своей жизни, своей профессии, своих интересах.
Совокупность вышеперечисленных особенностей делает возможным, как утверждает Д. Петров, выучить иностранный язык за 16 часов2. В интернете существует достаточное количество сайтов, подробно описывающих эту методику и предоставляющих разнообразные видеозаписи занятий. Однако, хотелось бы поговорить о реализации данной методики в школе, на уроках английского языка на среднем этапе обучения. Не секрет, что практически все современные школьники испытывают трудности в разговорной речи на английском языке по причине недостаточно сформированных грамматических умений, поэтому методика Петрова — настоящий прорыв в обучении детей. Да, методика задействует не всю систему времён и грамматических структур, которые должны знать выпускники основной школы в соответствии с современными стандартами образования, однако, она предоставляет прекрасную возможность преодолеть психологический барьер и начать говорить. А говорение, как вид речевой деятельности, является одним из важнейших аспектов овладевания иностранным языком.
Для реализации данной методики непосредственно на уроке, от учителя требуется минимум подготовки: необходимо распечатать таблицу времён, используемую Д. Петровым на занятиях (см. Приложение), а так же список глаголов (примерно 30-40), который каждый учитель определяет сам, исходя из особенностей конкретного УМК. Напоминаю, что суть метода — довести до автоматизма базовые алгоритмы языка, поэтому я считаю целесообразным начать с простых времён глагола. Разумеется, в дальнейшем обучении возможно использовать и более сложные грамматические структуры, но начать лучше всего именно с простых времён.
А теперь, собственно, о внедрении системы Д. Петрова. Эксперимент проводился среди учащихся 6 а класса МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга», обладающих довольно низким уровнем сформированности речевых умений. Начало каждого урока было посвящено речевой разминке с использованием таблицы простых времён, оформленной по методике Д.Петрова и списка наиболее употребляемых глаголов. В дальнейшем, после непроизвольного запоминания учащимися таблицы и глаголов, стало возможным обходиться и без вспомогательных материалов. От педагога требовалось лишь продумать заранее речевую ситуацию, связанную с темой конкретного урока (всё же никто не отменял подход ситуативного введения материала), а так же выписать 10-15 предложений для перевода с русского на английский язык. Вся разминка занимает около 6-8 минут и даёт прекрасные результаты уже через 5-6 уроков. Однако, не стоит начинать сразу с проговаривания всех глаголов из списка в течение одной разминки: 1-2 урока потребуется для работы с определённым глаголом, как и представленно в таблице. По результатам мониторинга в данном классе было выявлено улучшение грамматических навыков на 35-40% по сравнению с исходным уровнем в начале учебного года , а так же снят психологический барьер, боязнь общения на английском языке, что повлекло за собой качественное улучшение монологической речи учащихся.
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока с использованием методики Дмитрия Петрова на базе УМК М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для 6 класса.
Тема урока: «Свободное время»
Цель урока: Обеспечение осознания и усвоения новых лексических единиц по теме «Свободное время», а так же формирование умений их применения в условиях решения учебных задач».
Задачи:
Образовательные: отвечать на вопросы по теме, высказываться на заданную тему, опираясь на ключевые слова , уметь рассказать о любимом занятии, используя новую лексику с опорой на схемы и иллюстрации.
Развивающие: развивать умения грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ, работать в парах и группах, развивать языковую догадку.
Воспитательные: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество, развивать стремление рационально распределять свободное время, иметь полезные занятия.
Ход урока:
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Детельность учащихся |
1. |
Организационный момент |
Приветствует учащ ихся |
Приветствуют учителя |
2. |
Постановка учебной задачи |
Привлекает внимание к слайду стихотворением: -Now it’s time to start. Look at the screen and listen to the poem. - Can you guess what the theme of our lesson is? -Yes, you are right. Do you know the synonyms of the word “free time”? Good job! |
Проговаривают стихотворение за учителем, читают ещё раз про себя, находя синонимы слова «free» |
3. |
Актуализация ранее изученного материала |
Проводит речевую разминку (с использованием методики Д. Петрова): - What do you like doing on Sundays (on holidays, in the evening)? - Now imagine you'd like to spend a weekend with your English friend. Tell him/her what you like doing and ask your friend about his/her preferences. Use the table with Simple Tenses and translate some sentences into English: 1. Я встречался с друзьями в прошлую субботу. 2. Ты будешь читать книгу в воскресенье? 3. Куда ты обычно ходишь по субботам? 4. Мы не будем играть в настольные игры в выходныею 5. Ты делал уроки в прошлую пятницу?...*
|
Вспоминают ранее изученную лексику по данной теме, отвечая на вопросы учителя.
Используя таблицу переводят предложения с русского на английский.**
|
*Количество предложений может варьироваться исходя из особенностей конкретного урока (оптимально 10-15, для задействования всех учащихся).
**При первичном внедрении методики рекомендую брать не более 1-2 глаголов за урок.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что методка Дмитрия Петрова обладает широкими возможностями и органично вписывается в любой этап урока, нормализует психологический климат на уроке, помогает автоматизировать грамматические структуры, а так же усиливает эффект новизны.
Приложение
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА |
ВРЕМЯ |
ВОПРОС (?) |
УТВЕРЖДЕНИЕ (+) |
ОТРИЦАНИЕ (-) |
What (что? какой?) Who (кто?) Where (где? куда?) When (когда?) Why (почему? зачем?) How (как?) How many/much (сколько?) How long (как долго?) |
Прошедшее |
I you we Did they love? he she it |
I You We They loved He (----) She It |
I You We They did not love. He She It |
Настоящее |
Do I you love? we they Does he she love? it |
I You love. We They He loves. She It |
I You do not We love. They He does not She It |
|
Будущее |
I you we Will they love? he she it |
I You We They will love He She It |
I You We They will not love He She It |
Личные местоимения (кто?) |
Косвенные (кого? кому?) |
Притяжательные местоимения (чей? чьё?) |
|||
I |
я |
me |
мне,меня |
my |
мой |
he |
он |
him |
его, ему |
his |
его |
she |
она |
her |
её, ей |
her |
её |
it |
это |
its |
этого, этому |
its |
|
you |
ты |
you |
тебя, тебе |
your |
твой |
we |
мы |
us |
нас,нам |
our |
наш |
they |
они |
them |
их, им |
their |
их |
Список литературы
-
Д. Петров, В. Борейко Магия слова. Диалог о языке и языках, М.: Прозаик, 2013
-
См.: Д. Петров Английский язык. 16 уроков. Начальный курс, М.: Эскмо, 2014
3. Центр Дмитрия Петрова http://centerpetrova.ru/
1 См. : Д. Петров, В. Борейко Магия слова. Диалог о языке и языках, М.: Прозаик, 2013
2См.: Д. Петров Английский язык. 16 уроков. Начальный курс, М.: Эскмо, 2014