Подача времен английского глагола в стихах
Харламова Валентина Михайловна,
учитель английского языка МБОУ Нехаевская СОШ
Как известно, изучение иностранного языка, а том числе и английского, - всегда кропотливый труд, требующий искреннего желания овладеть нужными знаниями. Будучи учителем, я часто слышу от родителей, что их ребенок желает знать английский язык, несмотря на то, что они сами в школе учили немецкий. И вот, когда их чадо уже в группе английского языка, мы сталкиваемся со следующей проблемой: дети хотят знать английский, но не хотят его учить! Не только без мотивации усвоение новой информации невозможно даже при наличии самых лучших учителей и учебных пособий, но без нужного подхода и настроя детей нелегко научить их чему-нибудь.
На начальном этапе редко возникают какие-либо трудности: детям нравится играть, потому что во время игры они знакомятся и запоминают новые слова. Безусловно, основой основ в любом языке является грамматика. Без грамматических правил даже самый обширный словарный запас на иностранном языке становится бесполезным. Без элементарного знания структуры языка ни говорить, ни читать, ни переводить не смог бы никто, так как грамматика акцентирует свое внимание на закономерностях построения предложений. И как только мы начинаем «вдалбливать» грамматические правила, желание детей знать английский язык исчезает молниеносно. Поэтому мы считаем, что проблема поддержания интереса детей к английскому языку, даже во время изучения грамматики, очень актуальна. В данной статье мы предложим интересный и нескучный способ подачи грамматического материала времен английского глагола, а именно группы Simple, в стихотворной форме. Мы опробовали этот способ во время своих уроков, и мы можем сказать, что дети с радостью и легкостью запоминают стихотворения, а самое главное учатся использовать их при составлении предложений, отрицательных и вопросительных, в Present, Pastи FutureSimple. Также материал, который мы предлагаем в своей статье, разработан нами самостоятельно и является уникальным в своем роде, так как изучать времена в стихотворной форме ещё никто не предлагал.
А теперь мы хотели бы сказать несколько слов о временах. Во многих учебно-методических комплексах изучение грамматики начинается с PresentSimple, поэтому очень важно на начальном этапе объяснить в доступной форме ученикам, что это за время и в каких случаях оно употребляется. Далее мы обучаем детей PastSimpleи FutureSimple. Впоследствии эти времена станут кирпичиками, из которых будут складываться представления об остальных временах английского глагола.
Подводя итог, хочется сказать, что уроки должны быть интересными, увлекательными, сочетающие различные приемы, с целью поддержания интереса учащихся к английскому языку. Одним из таких приемов мы хотели бы поделиться в данной статье.
Итак, начнем с четвертого класса, когда детям предлагается для изучения новое для них время FutureSimple. В своей работе мы будем опираться на учебник М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием». Мы видим, что подача материала начинается с правила в рамочки, в котором рассказывается о времени FutureSimpleи о словах-спутниках (tomorrow, nextyear, inanhour…), а дальше, как всегда, идут упражнения на отработку данного времени. Из нашего опыта, мы знаем, что просто заучить данную конструкцию дается не всем ученикам, а те, кто и заучил, через некоторое время забудут об этом времени. Неслучайно говорят, что ребенок лучше запомнит материал и сможет воспроизвести его по памяти, если у него сложатся какие-то ассоциации с этим правилом, словом, конструкцией и т.д. Мы предлагаем, запомнить FutureSimple, выучив несложное стихотворение, в котором объясняется, что это за время, как оно образуется и зачем употребляется:
Завтра работать будет Фил,
Но забывает он про частицу will.
Что же несчастный ни как не поймет,
Что без willзавтра к нему не придет!
Работать не завтра, а сегодня заставят.
Ах, если б он willна 2-е место поставил!
Тобылоб: Tomorrow I will work!
Но он не знает этот урок!
Что будущее без willне наступает,
А в отрицанье его won’tзаменяет.
Если вопрос ты не начнешь с will,
То будешь, как наш забывчивый Фил!
Дети с легкостью заучивают данное стихотворение и на вопрос о том, при помощи чего образуется FutureSimple, они без труда и усилий отвечают, что данное время образуется при помощи частички (вспомогательного глагола) will,которая ставиться в утвердительных предложениях на второе место после действующего лица, а в вопросительных на первое. А затем мы тренируемся в переводе предложений с русского языка на английский.
Далее в учебнике Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием» изучается PastSimple. Надо сказать, что это время сложнее дается ученикам, скорее всего это связано с тем, что учить приходится больше (заучивать неправильные глаголы, вспомогательный глагол didи т.д.) И вот тут в подаче и закреплении нового материала мы опять-таки пользуемся стихотворением о PastSimple:
Чтоб с PastSimpleнам дружить,
Начинать вопросы надо с Did.
А когда мы отрицаем наши прошлые дела,
Didна 2-е место ставим, после действующего лица.
Но запомни! Утверждение с didне дружит,
Ему 2-я форма неправильного глагола служит.
А если глагол правильным оказался,
То окончание -edставь и не сомневайся,
Ты усвоил PastSimpleхорошо.
Употребляй его, говоря о прошлом, вот и всё!
Благодаря данному стихотворению, дети очень хорошо усваивают, образование PastSimple. Поэтому, зная это стихотворение, тренировочные упражнения нам выполнять гораздо легче, чем просто заучив правило, ведь мало кому хочется иметь дело с «сухой» грамматикой.
Теперь, наконец-то, перейдем к PresentSimple. Стихотворение, которое мы приведем в нашей статье, можно использовать в пятом классе в первой четверти, когда дети, вернувшись в школу, после каникул многое забыли и, чтобы освежить их память о PresentSimpleмы даем им следующее стихотворение:
Буду – не буду, хочу – не хочу,
Но время PresentSimpleя заучу!
Каждый день им пользуюсь я,
Ведь оно для действия повторяющегося!
На первое место поставлю «себя»,
А потом глагол, но обязательно,
Если она или он подлежащим являются,
То к сказуемому окончания s/esприбавляются!
Например, сравни!
Shegoes, но Isee!
Ну а если вопрос мне нужно задать,
То надо его с doили doesначинать.
Например, do you leap?
Ноdoes she sleep?
Это просто! А если хочешь возразить
Или от несогласия искривиться,
То «не» говорить тебе поможет частица!
Don’tи doesn’tна второе место встают,
А потом за ними глаголы идут!
Например, I don’t like to yell!
Ну что, надеюсь, понял!
В данной статье мы привели увлекательный прием, изучение времен глагола в стихотворной форме, для поддержания интереса учеников к английскому языку. Мы уверены, что это поможет показать, что грамматика может быть не скучной и сложной, а легкой и доступной.
Список использованной литературы:
1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. УМК «Английский с удовольствием»: учебник для 4 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
2. Рогова Г.В., Никитенко З.Н.О некоторых причинах снижения интереса к предмету.// Иностранные языки в школе.- 1982.-№2.