Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие устной речи учащихся на уроках английского языка через проектную деятельность

 

Игнатик Диана Анатольевна,
учитель ГБОУ гимназия № 399 Санкт-Петербурга

 

            Речевая деятельность является составной частью общей деятельности. Успешность освоения речевой деятельностью зависит от применяемых методик, использования собственного опыта учащихся  и грамотной постановки целей и задач. При таком подходе предполагается, что в центре обучения стоит ученик, как активный субъект учебной деятельности, управляемой и контролируемой учителем и учащимися.

Речевое умение – это способность управлять речевой деятельностью.  Оно основано на фонетических, лексических и грамматических навыках. В речевой коммуникации все эти навыки составляют единое целое, но чтобы добиться такой целостности, необходимо периодически акцентировать внимание на каждом из них в отдельности. Таким образом, речевое умение проходит несколько этапов:  этап формирования речевых навыков, этап совершенствования речевых навыков и этап развития речевых умений. Первые два этапа находятся под  пристальным контролем (проводятся диктанты на освоение лексических единиц, грамматическое тестирование). Особенностями этапа развития речевых умений являются: новизна ситуаций общения, мотивированное выражение мыслей, усложнение речемыслительных задач и процессов (думаем по-русски – переводим мысленно на английский – проговариваем на иностранном языке). Однако далеко не все учащиеся способны самостоятельно освоить этот сложный этап. Одним из путей его освоения может служить подготовка и презентация тематических  проектов на уроках английского языка.

Подготовка и презентация проектов, являясь совместными действиями, помогают преодолению замкнутости в общении, укрепляют межличностные отношения между учащимися, способствуют улучшению психологического климата в классе, выработке общих правил взаимодействия, а поэтапный контроль, индивидуальный  и дифференцированный подход в ходе работы над проектом позволят эффективно решить задачу формирования навыков развернутого устного ответа.

    Кроме того, решается целый ряд воспитательных целей и задач.

 А именно:

1.                воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей;

2.                воспитание готовности к работе в группе;

3.                воспитание критического мышления

4.                 воспитание уважительного отношения к собеседнику и его точке зрения;

5.                развитие способности формировать и отстаивать свое мнение, признавать свои ошибки, вести обсуждение.

Личность обретает свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с людьми, неотъемлемой частью которого является речевая деятельность.

В школьном возрасте процесс социализации приобретает систематический, контролируемый характер. Важное место в нем принадлежит совместной деятельности учащихся и учителя. Она порождает межличностные отношения участников, является средством преобразования межличностных отношений и  движущей силой развития социальной группы (Асмолов, 2001). Таким образом, совместная деятельность  в классе является основным ресурсом развития класса и формирования социальной активности учащегося, его компетентности. Взаимоотношения со сверстниками – необходимое условие социального и эмоционального развития ребенка.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение поставленной задачи в указанные сроки и в рамках изучаемого материала. В данном случае проектирование – это процесс, направленный на достижение результата в виде конкретного практического продукта, а также организация этого проекта. Данный вид деятельности ориентирован на объединение и применение полученных знаний и приобретение новых.

В нашем случае проект - это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но на новом, продуктивном, поисковом уровне (Бердеханова В.П.).

Следовательно, прежде чем применить собственные знания, учащийся должен их получить, усвоив лексический, грамматический и синтаксический материал. Поэтому можно утверждать, что далеко не каждый урок может быть свободным, более того, зачастую проектная деятельность является внеурочной (ученики представляют свои проекты на школьных конференциях и в  другихучебных заведениях, при условии, если проект вызывает интерес и актуален) . Это позволяет учащимся выйти на новый, более высокий уровень. Но все же при этом нельзя забывать, что для достижения оптимального результата нужен поэтапный контроль всего процесса. Выделяются следующие этапы подготовки проекта:

1.                постановка задачи, определение темы и актуальность проекта Необходимо отметить, что по одному  и тому же материалу предлагается несколько тем, таким образом, учащимся предоставляется свобода выбора, обеспечивается их сознательная работа в подготовке проекта, закладывается успешный результат.

2.                организация и планирование проектной деятельности.

 На данном этапе учащиеся делятся на группы, необходимо постараться организовать группы таким образом, чтобы в каждой из них силы были примерно равны. Данный этап направлен на решение такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности учащихся и умения работать в группе.

3.                формулирование целей и задач.

Здесь необходимо помнить, что цели и задачи формулируются таким образом, чтобы достичь определенной учебно-воспитательной цели и дать учащимся возможность раскрыть творческий потенциал.

4.                работа над поставленной задачей.

На данном этапе организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся, активная творческая работа. Учитель, будучи координатором, поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, по мере надобности предоставляет дополнительную информацию.

5.                подведение итогов.

На данном этапе подводятся итоги проделанной работы и итоги воспитательного характера. Учащиеся видят, насколько успешно они поработали, определяют, достигнуты ли поставленные задачи, и что надо сделать для достижения лучшего результата в следующий раз.  Данный этап решает такие воспитательные задачи, как самокритичность, самоанализ, самооценка (рефлексия). Необходимо оговориться, что для достижения хорошего результат важен поэтапный контроль всего процесса, а не только оценка конечного продукта.

 

Рассмотрим подготовку проекта на конкретном примере, а именно: выполнение проекта в 5 классе на уроках английского языка по теме «Я- сурергерой».

         Подготовку к проекту мы начали с определения темы, исходя из содержания учебного материала. При выборе темы учащиеся руководствовались собственными предпочтениями «На какого героя я хочу быть похож?».

Следующим этапом стало разделение на группы в соответствии с выбранными темами и личностными взаимоотношениями. Учащимся разрешается менять свои места, пересаживаться для удобства работы над совместным проектом. На этом этапе распределяются роли внутри групп, назначаются ответственные за выполнение проекта.

На третьем этапе определяются цели и задачи проектов: закрепить пройденный лексический и грамматический материал по темам «Внешность», «Одежда», «Present Simple», практиковать в устной речи семантические структуры, развивать навыки аудирования, монологической и диалогической речи (учебные), развивать навыки групповой и самостоятельной работы, навыки взаимопомощи (воспитательные).

На четвертом этапе происходит непосредственная работа над проектом. Она делится на несколько стадий, где учитываются индивидуальные особенности и уровень подготовленности  учащихся.

1.                каждый из учащихся описывает свою внешность (рост, телосложение, цвет и размер глаз, длину и цвет волос и т.д.). Ученики с низким уровнем подготовки делают это методом подстановки, учащиеся посильнее – по образцу.

Здесь могут быть полезны следующие упражнения:

·                                           Выберите один из предложенных вариантов: Iam(tall/ short) and(slim/ plump).  I have (straight/ curly/ wavy/ long/short) hair. It is (fair, dark, red, black, brown). (низкий уровень владения материалом)

·                                           Закончите предложения: Mynameis____________. I am _____years old. My hair is__________ and ____________. Myeyesare_____________. (средний уровень владения материалом)

·                                           Ответьте на вопросы (из ответов складывается связное монологическое высказывание): Whatisyourname? How old are you? What do you look like? What colour is your hair? What colour are your eyes? (высокийуровеньвладенияматериалом)

2.                свое описание школьники представляют в группах, учителем и участниками группы оценивается, насколько полно представлено описание, делаются необходимые замечания. Это – первый шаг к развернутому устному высказыванию.

3.                в зависимости от выбранной темы, учащиеся составляют описание  героя, на которого им хотелось бы походить. Задание усложняется тем, что помимо описания, необходимо составить список ежедневных действий. Как и прежде, для каждого уровня подготовленности выбираются различные задания.

 

Примерами могут служить следующие задания:

·                   Составьте предложения из данных частей:

1)                                                                      I want to look like _________ because he/she is         kind (gentle, helpful. beautiful, sportive, brave.       intelligent, smart).

 

2) My favourite clothes for everyday activities are a pullover and a skirt

(jeans, a sweater, and trainers, a shirt, trousers,  a jacket).

 

·                   Ответьте на вопросы (из ответов складывается связное монологическое высказывание):

1) What do you do in the morning?

2) What do you do in the afternoon?

3) What do you do in the evening?

Свои ответы  учащиеся дополняют и подкрепляют иллюстрациями. Проект должен быть красиво оформлен и хорошо организован, это тоже оценивается.

4.                Презентация проекта в группе. На этой стадии желающие высказываются по выбранной теме, отвечают на задаваемые вопросы. Те, кому пока трудно это сделать, выполняют задание в письменной форме с опорой на шаблон или план.

На пятом, завершающем, этапе происходит презентация и защита проектов в классе. Выступают все участники группы, затем отвечают на вопросы одноклассников и анализируют, насколько полно им удалось раскрыть выбранную тему. Оценка проделанной работы выражается не только в выставленных отметках. Не менее весома для учащихся оценка их личностных качеств, но главное, чтобы учащиеся преодолели свой страх и начали представлять развернутые высказывания перед аудиторией.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и полезна не только учащимся, но и учителю. Благодаря проектной деятельности,  работы моих учеников стали глубже и разнообразнее, а ребята проявляют  больше самостоятельности. Итогом является достижение поставленных целей. Знания, полученные и контролируемые самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками, приобретают для учащихся особую ценность и значимость.

 

Список литературы

1.                Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

2.                В.П. Бердеханова, П.Б. Бондарев. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебное пособие. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования/ Краснодар, 2000.

3.                Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000.

4.                Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Spotlight. Английский язык. УМК для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2012.

5.                Интернет-ресурс: Кожухарь Т.А. Развитие речевой компетенции на уроках английского языка/ доступ: http://school/5okt.narod.ru/kojuhar.html

6.                Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. и др. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга , 2007.

7.                Бердеханова В.П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. /В.П. Бердеханова// Развитие личности. 2000. -№1.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»