Деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на такие этапы: знакомство с профессиями; построение имитационной модели производственного объекта; постановка главной задачи командам и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи на основании предметных знаний; проверка результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение предметных знаний в производительном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, развивается логическое мышление, что помогает им находить решения поставленной задачи. Ученики мотивированы на спонтанную коммуникацию, стимулированы на то, чтобы задавать и отвечать на вопросы. В рамках недели иностранного языка было проведено занятие, как по по английскому языку, для 8 классов «Работа в турагенстве». Данное мероприятие логически вписывалось в структуру планирования уроков и является обобщающим занятием в теме «Путешествия».
Тема занятия: Работа в турагенстве.
Класс: 8 и 9
Цель: Создать условия дляформирования информационно-коммуникативных компетентностей: совершенствование навыка спонтанной коммуникации по заданной теме.Обощить и систематизировать знания учащихся (лексический материал) по теме «Путешествия», организовать подготовку учащихся к написанию срчинения по изученному материалу.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка, формирование практических умений использовать полученные знания
Познавательные УУД:
1. умение формулировать проблемы и решать их;
2. умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
3. умение создавать устные и письменные высказывания;
Коммуникативные УУД:
1. умение слушать и слышать друг друг, работать в паре и группе;
2. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
3. умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
4. готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные УУД:
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Личностные УУД:
1. формирование мотивации изучения иностранных языков;
2. осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
3. стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
Межпредметные связи: обществознание, профориентация.
Ресурсы: мультимедия проектор, компьютер, экран.
Основные понятия: путешествие, экскурсия, гостиница, номер.
Тип занятия: урок решения практических задач с применением технологии деловая игра.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа
Учебный ситуации: ситуация-общение, ситуация-проблема, ситуация-оценка
Учебно-познавательные задачи: приобщение к новому социальному опыту через изучение материала на английском языке
Учебно-практические задачи: развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности, употребление лексики по теме «Путешествия», составление связного высказывания.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Логика развития урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализазая знаний учащихся.
3. Определнии цели урока.
4. Решение поставленной учебной задачи.
5. Рефлексия.
Способы реализации поставленной цели урока:
· Учебный диалог
· Самостоятельная работа учащихся (работа в парах, группах)
· Организация рефлексии
Подготовительный этап игры: ученики знакомятся с деятельностью сотрудников турагенства: директора, менеджера, PR-менеджера, гида, кассира.
Участники игры, ученики 8х классов, заранее были разделены на команды. Ученики 9х классов выступают в роли инвесторов и госструктур, выдающих лецензию для осуществления туристической деятельности. В роли заказчиков выступают учитель с ребенком (ученик 2 класса).
Ход занятия
Этап урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1.Самоопределение к деятельности
Ввод в игру.Постановка проблемы, целей.Мотивация к учебной деятельности. |
Личностные: самоопределение
|
Учитель объясняет учащимся цель игры, задачи участникам, предлагает им выбрать роли сотрудников турагенства и придумать название издательству. Мативирует их к активной деятельности. Описывает игровую ситуацию. Участники игры вытягивают листы, где написан тип агенства (пляжный отдых, круизы, обучение детей за границей) Today our meeting in form of business game. Situation will take place in travel agency. You will be staff of this Tourist agency Your aim is getting investment and license and interest customer to buy a tour in your travel agency. |
Слушают учителя и выбирают себе роль сотрудника турагенства, придумывают название для издательства.
|
||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Условия, инструктаж. Регламент, правила. 3.Локализация индивидуальных затруднений
|
познавательные: сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; коммуникативные: развитие речевой деятельности.
|
Педагог предлагает ученикам просмотреть видео и ответить на вопрос по просмотренному видео.Travel agents job description Now you will watch video about job in travel agency. Watch the video and answer the question: What skills are needed for a travel agent? I want to tell you rules. 1. Name your travel agency 2. Spred roles 3. Final decision belongs to the top manager 4. Work together. You are team players.
|
Включаются в работу. Смотрят видео. Отвечают на вопрос.
Просматривают правила |
||
4.Реализация игры.
Межгрупповая работа. 5.Обобщение и закрепление. 6. Самостоятельная работа. |
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. коммуникативные: сотрудничес- тво со сверстниками, умение работать в группе, действовать с позиции другого; развитие речевой деятельности.Познавательные: освоение основ аналитической деятельности; сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; выделять главное.
|
Учитель организует групповую работу. Описывает сюжет игры. Представляет покупателей тура. These are customers. They want to buy a tour in your travel agency. Help them. Work in group and in your pair. These are investors. They will watch for your work and then chose the best travel agencies for investment. These are office-holders. They must choоse travel agencies for giving .license. Investors and office-holders tell you several words about their work. Педагог проводить межгрупповую работу. Рассказывает проделовую переписку и предлагает участникам игры написать деловой вопрос для другого агенства. You know about business letter. You must write 1 question for another travel agency about their work. |
Слушают учителя, инвесторов и чиновников, готовят свое выступление по данному вопросу. Составляют вопрос для другой команды и отвечают на заданный. |
||
7.Включение в систему знаний и повторение |
Познавательные:устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: планировать пути достижения целей; коммуникатив-ные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .
|
Покупатели ведут диалог с каждым агенством по очереди.Агенства пересылают письма с вопросами друг другу. Чиновники и инвесторы подходят к агенствам и задают свои вопросы.
|
Учащиеля по очерели (согласно своим ролям) ведут деалог с покупателями. |
||
8. Рефлексия деятельности.
Вывод из игры
|
коммуникативные: высказывать свое мнение; регулятивные: саморегуляция, самооценка.
|
Инвесторы и чиновники выссказывают свое мнение об агенствах. Покупатели делают вывод, где бы им хотелось купить путевку и почему. Учитель задает вопросы учащимся. How do you think what thing from this lesson can help you in your life? What can be useful in later life? Раздает листы самооценки.
|
Учащиеся высказывают свои аргументы по работе агенств. Называют тех, кому они доверяют и хотят дать лицензии и вложить инвестиции. Ученики отвечают на вопросы. Ученики заполняют листы самооценки. Обсуждают в группе свою работу.Выссказывают свое мнение учителю.
|
Этапы занятия
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап. Мотивационный |
||||||
· Приветствие. Проверка готовности. · Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения. · Вводит в ситуацию, предлагает выбрать роль и название издательства
|
Систематизируют ранее изученную информацию. Выбирают свою роль и придумывают название издательству |
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету. |
Приветствуют учителя. |
Слушать педагога. |
Готовятся к началу урока. Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения. |
При необходимости, задавать вопросы учителю. |
2-й этап. Ориентировочный
|
||||||
· Формулирует цель занятия, и цель участников игры · Ставит учебные задачи, актуализирует ранее изученные знания · Предлагает ученикам посмотреть видео и ответить на вопрос |
Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу. |
Воспринимать информацию на слух и анализировать её. |
Взаимодействуют с педагогом во фромнтальном режиме. Смотрят видео, отвечают на вопрос. |
Слушать собеседника, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Моделируют учебную ситуацию. |
Прогнозировать результат, владеть целеполаганием, моделировать учебную ситуацию. |
3-этап. Исполнительский |
||||||
· Организует групповую работу с материалом · Вводит в игровую ситуацию · Объясняет правила · Организует межгрупповую работу |
Горовят диалог с покупателем. |
Анализировать объект; Осуществлять сравнение. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
|
Взаимодействуют с одноклассниками |
Уметь точно выражать свои мысли. Понимать на слух ответы |
Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи. Осуществляют самоконтроль понимания диаграммы. |
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Осуществлять самоконтроль |
4-й этап. Контрольный |
||||||
· Организует прослушивание и демонстрацию готового продукта учащихся. · Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены). |
Воспринимают на слух и осмысливают предложенную информацию. |
Уметь выделять существенную информацию из сообщений. |
Предлагают свою модель и аргументируют свое мнение. |
Уметь не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение. |
Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи. Осуществляют самоконтроль понимания построенной модели. |
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. |
5-й этап. Рефлексивный |
||||||
Организует рефлексию. · Раздает листы самооценки · Организует вывод из игры · Предлагает просмотреть видео |
Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания. |
Выполнять письменные задания. |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время рефлексии. |
Уметь точно выражать свои мысли. Понимать на слух ответы. |
Рефлектируют свои действия как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Строят понятные высказывания.
|
Уметь анализировать различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость). |