Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Метод «Фишбоун» как один из способов развития критического мышления

Мухортова Наталья Владимировна
Введение
        В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция заключается в умении общаться. Исходя из выше сказанного иностранный язык воспринимается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур. Сегодня возрос интерес к изучению иностранных языков, а в частности, английского как языка международного общения и компьютерной среды. Все это привело к переосмыслению методов и технологий, целей и содержания обучения иностранным языкам. Глобализация современного общества диктует новые требования к овладению иностранным языком. Необходимостью становится формирование способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях устного и письменного общения. Достижение результата возможно лишь в том случае, когда каждый учащийся на уроке вовлечён в общение, когда на уроке создаются условия для возникновения естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях.
Современный урок сегодня предполагает наличие таких методик, которые позволяют развивать положительную мотивацию учащихся к потребности овладения новыми знаниями, умение анализировать полученную информацию и использовать всё это в реальных жизненных ситуациях. Поэтому использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка становится актуальным. Данная технология формирует у учащихся такие умения, как получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания;  помогает в освоении способов практической и познавательной деятельности.
 
Основная часть
Критическое мышление - это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.
Применение технологии развития критического мышления приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит подведение к теме урока и подача материала таким образом, что учащиеся сами формулируют цель урока, что способствует принятию ее учащимися и мотивации их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления  предполагает столкновение учащихся с новой информацией, при котором они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем  или текстом (это может быть текст учебника, аудио или видео файл). На стадии размышления   происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации и  присвоение нового знания. Кроме этого учащиеся высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Каждый из этапов урока предполагает использование определённых  приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления. Более подробно я бы хотела остановиться и поделиться собственным опытом в применении метода Фишбоун, который используется на стадии осмысления.
Почему именно этот приём меня заинтересовал? Фишбоун (пер. с англ.: рыбий скелет) это прежде всего  графическое структурирование информации, которое позволяет наглядно представить  учебный материал по отдельной теме и, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними, уменьшает объем информации, необходимой для запоминания. Таким образом этот метод направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть его заключается в  установлении причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, в совершении обоснованного выбора. Кроме того он направлен на развитие навыков работы с информацией и умения ставить и решать проблемы.
       В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета (см. Приложение №1), которая  известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, основавшего  метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
 Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.      
Обычно я составляю схему для урока заранее. Распечатываю её на карточках в количестве предполагаемых рабочих групп и, дополнительно, вывожу её на доску с помощью проектора. Схему можно расположить вертикально или горизонтально, сути это не меняет. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
 В Приложении №2 я привожу пример использования данного приёма на конкретном уроке, где учащимся предлагается информация  в виде короткого видео по теме  проблемного содержания и схема Фишбоун используется для систематизации этого материала.  Я предпочитаю работу по заполнению схемы  проводить в формате парной работы, на мой взгляд, это позволяет максимально задействовать в обсуждении каждого участника образовательного процесса.. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. В итоге получается схема, она может служить опорой для высказывание по теме. Таким образом, благодаря «фишбоуну»,  мы получили опорный конспект, научились выделять события и их причины, делать краткие записи, составлять устное высказывание и работать в паре или группе.
Схемы Фишбоун дают возможность учителю:
1)  организовать работу учащихсяв в парах или группах;
2) развивать критическое мышление учащихся.
Схемы Фишбоун дают возможность учащимуся:
1)визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
2)ранжировать факторы по степени их значимости.
3)найти решение для любой рассматриваемой сложной ситуации, используя новые идеи.
Предпочтение при использовании схемы «Фишбон» я отдаю парной или групповой работе и использую следующие  варианты организации этой работы :
1.Каждая пара (группа) получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (парах), но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков», далее  происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп (пар).
2. Группы (пары)  получают (слушают) одинаковый текст или смотрят видео. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (парах). Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп (пар).
3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются .
4. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Пример организации одной из таких форм на конкретном учебном материале я привожу в Приложении №2.
Заключение
     Метод  Фишбоун  может быть использован для анализа какой-либо ситуации, но возможно сделать её и стратегией целого урока. Более эффективно использовать его  на этапе обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Учащиеся, овладевшиеие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
критическое мышление;
взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
 адекватное истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение  с извлечением необходимой информации.
   Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
    Технология критического мышления позволяет учителю создать на уроке атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
       Использование различных технологий позволяет преподавателю сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию, необходимую для успешной социализации и самореализации обучающихся, владеть знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и уметь строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, уметь выделять общее и различное в культуре родной страны и стран изучаемого языка, уметь общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения, уметь использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с.
Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста?// Иностранные языки в школе. 2002.- №6.- 5-8с.
Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.
Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32. .


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»