ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики
Калининского района Санкт-Петербурга
Максимова Галина Геннадьевна,
учитель
Методическая разработка по изучению нового материала (9 класс)
Тема: Бессоюзные сложные предложения
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Цели урока:
1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания:
2. Развивающие: способствовать развитию умения обнаруживать и формулировать учебную проблему, извлекать ,сравнивать, анализировать информацию ; развитие личностных качеств учащихся.
3. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативной культуры.
Ход урока:
I СТАДИЯ ВЫЗОВА. МОЗГОВАЯ АТАКА.
Учителем озвучивается тема урока. Учащимся предлагает составить список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут –составление КЛАСТЕРА).
Учитель: Итак, давайте определим, что вы знаете по теме урока.
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений. Сложные предложения делятся на ССП и СПП. ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом.
II СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
Учащимся предлагается составить таблицу в тетради с колонками:
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
(вносят сведения, известные по теме) |
(предлагается внести спорные идеи и вопросы) |
|
Н-р: Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений. Сложные предложения делятся на ССП и СПП. ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом. |
Что такое бессоюзное сложное предложение? Как связываются простые предложения в БСП? Какова пунктуация в БСП? |
|
Сложное бессоюзное предложение
Учащиеся читают новый текст, пытаются найти ответы на поставленные вопросы (текст раздается учащимся)
Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). Вы ошибаетесь опять: я вовсе не гастроном; у меня прескверный желудок. (М.Ю. Лермонтов).
Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.
Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью: В избе у нее всегда было опрятно: стены часто побеливались, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки, на подоконниках стояли оранжевые горшочки с цветами, крашеный пол пеленали домотканые половички (Е.Ю. Мальцев) – сложное бессоюзное предложение. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах (А.С. Пушкин) – простое предложение с однородными подлежащими.
Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, например:
1) перечисление (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин) ;
2) сопоставления (Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной (А. Аксаков) ;
3) пояснения (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы (М. Пришвин) ;
4) условия (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет (Н.А. Некрасов) ;
5) причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: ряска к зиме опустилась на дно (К.Г. Паустовский) ;
6) следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя (А.С. Грибоедов) ;
7) времени (Буря прекратилась – отряд двинулся дальше) и др.
Ш СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Дальнейшее целеполагание.
1.Составление схемы “Пунктуация в БСП”, используя материалы учебника §§ 10,11,12. Схема
2. Работа с текстом (в парах) Задание: найти в тексте БСП, записать номера этих предложений и пояснить знаки препинания, используя схему.
Текст 1
1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами, длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце, птицы мирно поют. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы, грибы стоят отдельно под своими шляпками. 12) Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…
Текст 2
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. 2) В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. 3) Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! 4) Все проснулось, и все молчит. 5) Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. 6) Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. 7) Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже. 8) Над вами, кругом вас – всюду туман… 9) Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось. 10) Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине…
3. Домашнее творческое задание.
Составить предложения на каждый случай использования пунктуации в БСП.
�������͏o:p>
Представитель группы рассказывает о лексических значениях слов.
Проверка опережающего домашнего задания: найти в сказках Пушкина архаизмы. Представитель группы рассказывает об архаизмах.
Учащиеся анализируют стихотворение и делают открытие, что у некоторых известных слов может появиться новое значение, которое является неологизмом.
Представитель группы рассказывает о диалектизмах. Группы приводят свои примеры.
Учащиеся разгадывают загадку и определяют , где находится слово-отгадка. Представитель группы рассказывает о профессионализмах.
Представитель группы рассказывает о материках, омонимах.
Работа в группах.
Учащиеся читают стихотворения и сопоставляют с рисунком художника. В чем ошибка художника? Представитель группы рассказывает о фразеологических оборотах.
Закрепление знания содержания учебного материала
Организую рефлексию и самостоятельную оценку результатов деятельности на уроке.
Работа в группах: представить результаты работы в форме Крока.
Крок - послесловие" к уроку усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.