Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ролевое общение в решении коммуникативных задач
на уроках иностранного языка

Евсеева Юлия. Михайловна
учитель английского языка
ГБОУ ЦО №1863 г.Москвы

 

Обучение иностранному языку как средству коммуникации предполагает формирование умений выполнять те или иные роли в процессе общения в заданных условиях. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Одним из способов создания такой положительной мотивации является ролевое общение.

Развитие личности учащегося протекает в двух взаимосвязан­ных деятельностях: учебно-познавательной и общения. Тенденция слияния процессов общения и обучения характеризует современную пе­дагогику и психологию обучения. В обучении по методу активизации социальная и педагогиче­ская функции общения как бы совмещаются в едином процессе макси­мально сближенных деятельностей: учебной и общения. В этих усло­виях процесс формирования личности определяется не ее отношением к предмету, а отношением человека к человеку, их общением. Пред­мет - лишь средство реализации этого отношения. Когда предмет выступает с самого начала как целое, а именно - средство обще­ния, средство совместной увлекательной работы, тогда и знание предмета оказывается наиболее прочным.

Проблема общения в его социальной и педагогической функциях тесно связана с проблемой обучения иноязычному общению, которая рассматривается в методе активизации с позиции коммуникативной лингвистики. Язык понимается как глобальное явление, охватываю­щее все виды коммуникации в обществе (Г.В. Колшанский). Минимальной же единицей, интегрирующей языковые элементы для процес­са коммуникации, является такое речевое действие, в котором осу­ществляется общение. Тогда владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении, а знание отдельных элементов языка имеет вспомогательное значение (Г. В. Колшан­ский). Принцип личностно-ориентированного общения играет ведущую роль в реализации целей обучения.

Система понятий, в которой может быть описано общение, должна включать понятие «роли». Ведь обучение языку как средству коммуникации предполагает формирование умений выполнять те или иные роли коммуникантов в процессе общения в заданных условиях.

Известно, что общение превращается в творческий, личностно-мотивированный процесс в том случае, если обучающийся не имити­рует деятельность, а совершает мотивированные речевые поступки. Наблюдения за учебным процес­сом, когда пытаются обучать иноязычному общению, показывают, что одна из серьезных причин неудач заключается в низком уровне ком­муникативной мотивации. Желая устранить этот недостаток прежде всего стоит осознать важное место ролевого общения в  учебно-познавательной деятельностью учащихся. Опыт интенсив­ного обучения иностранным языкам позволяет мне делать вывод о том, что использование ролевого общения в обучении более чем целесообразно и несет в себе боль­шие потенциальные возможности. Эта идея поддерживается современными лингвистами и психологами. Они отмечают большое значение фактора ролевого обучения с целью приобретения речевой компетенции, приведения в действие механизмов мотивации. А это  непосредственно связано с повышением эффективности обучения ино­язычному общению.

Роли и маски в группе немало способствуют управлению общением на уроке. Ситуации, создаваемые преподавателем на уроке, организуются как переплете­ние ролевых ожиданий и неформальных, личностных проявлений. Исходя из  особенностей своей личности, от уровня владения изучаемым языком, от конкретной роли в данной ситуации уча­щийся может «самовыражаться» или «прятаться за свою роль» (А.А.Леонтьев)

Ролевое общение в обучении иностранным языкам предполагает, что все субъекты общения (все учащиеся) не просто ограничиваются восприятием и реакцией на сообщение, а стремятся выразить свое отношение к нему. Здесь «Я - маска» всегда приобретает личностную характеристику. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, участвующих в общении. Учебное общение со­храняет все социально-психологические аспекты общения. Ролевое учебное общение объединяет игровую, учебную и речевая дея­тельность на уроке иностранного языка. Одновременно для учащихся ролевое общение – и игровая деятельность и естественное общение, при этом  когда мотив на­ходится в содержании деятельности.  

Концентрированность и большой объем учебного материала приводят к необходимости искать такие средства его подачи и тренировки, которые обеспечивали бы легкость в восприятии и за­поминании учебной информации, помогали избежать утомления при отработке большого количества лексико-грамматических явлений. Здесь эффективными оказываются такие средства, как построение курса на основе определенного сюжета, который продолжается в отдельных разделах (юнитах, модулях), сюжетная организация урока и его фрагментов, тщательный подбор учеб­ных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуа­циях и т.п. Все эти средства определяются термином «коммуникативная связанность». Коммуникативная связанность материала и от­дельных элементов учебного процесса является важнейшим условием успешности интенсивного овладения иностранным языком.

Методистам и преподава­телям известен тот факт, что языковой навык, сформированный в неречевых условиях, непрочен и не способен к переносу. Поэтому наиболее продуктивным является такой подход к обучению иностранному языку, который предполагает одновременное овладение языковым материалом и речевой деятельностью.

Для упражнений, проводимых в форме ролевого общения важна полифункциональность. Каждое коммуникативное упражнение решает одновременно несколько задач, представленных в определен­ной последовательной значимости для каждого этапа занятия. Полифункциональность упражнений является наиболее  естественным принципом в организации обучения, ведь именно выраже­ние определенного коммуникативного намерения заставляет учащихся выбирать соответствующие грамматические формы и структуры и соответственно адекватное для них лексическое наполнение. В таком подходе тренировка употребления каждой данной грамматической формы осуществляется не в одном, а в серии упражнений, где в меняющихся ситуациях реализуется одна и та же ком­муникативная задача.

 

Литература:

Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностр. языки в школе. - 2006. - № 1. - с. 10-14.

Коростелов В. С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе. //Иностр. языки в школе. - 1992. - №1. - С. 14-16.

Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладе­ния иностранным языком //Иностр. языки в школе. - 1985. - - С. 24-30.

http://festival.1september.ru/articles/500446/

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»