Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №66
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Статья
«Эмоционально-мотивационный фактор использования песенного материала в обучении иностранному языку»
Автор: учитель
Гусакова Александра Федоровна
2013 год
Эмоционально-мотивационный фактор использования песенного материала в обучении иностранному языку
Согласно мнению специалистов, важным недочетом современной системы развития ребенка в средней общеобразовательной школе является апелляция преимущественно к сознанию школьника, развитие рациональной составляющей личности учащегося в ущерб эмоциональной, в то время как именно с эмоциональной сферой сопряжены мотивы деятельности, интересы, переживания, потребности ребенка, играющие первостепенную роль в эмоциональной регуляции учебной деятельности (Аитов, 1993: 12-13). Гуманизация и гармонизация личности и раскрытие всего творческого потенциала ребенка невозможны в подобной ситуации.
Современные методисты и психологи уделяют большое значение влиянию эмоционального фактора на учебную деятельность. Положительные эмоции, стимулирующие познавательные процессы ребенка, признаны одним из важнейших условий эффективности процесса обучения и воспитания (Б. Г. Ананьев, А. Н. Белоус, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.). Включение учащихся в виды деятельности, развивающие сенсорное восприятие, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы личности, необходимо для эффективного обучения иностранному языку (И. Л. Бим, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, З. Н. Никитенко, Н. Ф. Орлова).
В соответствии с принципом необходимости и достаточности содержания обучения иностранным языкам для реализации целей обучения, при развитии у учащихся способности к межкультурной коммуникации в содержание обучения следует, помимо информации, способов деятельности, выраженных текстом и заданиями, включать также эмоциональную деятельность, вызванную предметом и процессом его усвоения (Гальскова, Гез, 2006: 137). Поскольку эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным отношением ребенка к содержанию обучения и процессу усвоения этого содержания, учебный материал и используемая на уроке информация должна пробуждать у школьников желание работать с ними, вызывать интерес к учению вообще и к иностранному языку в частности. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны быть не только понятны, но внутренне приняты ими, должны найти «отклик и опорную точку в их переживании» (Рубинштейн, 1973: 404). Эмоционально-оценочный компонент содержания обучения иностранным языкам играет важную роль в качественном усвоении всех других составляющих этого содержания. Так, формирование позитивных ценностных ориентаций по отношению к иностранному языку и его усвоению, позволяет помимо развития общеучебных и специальных умений воспитывать у учащихся желание заниматься самообразованием, развивать стремление открывать новые области практического применения изучаемого языка.
Огромная сила эмоционального воздействия вокальной музыки на подростков, широкий диапазон связанных с ней положительных переживаний, ярко выраженная готовность к восприятию музыки школьниками и высокая интеллектуальная активность, которой характеризуется процесс ее восприятия (Невежина, 2000: 4-5), – определяющие факторы выбора песенного текста как компонента содержания обучения иностранному языку. Использование текста песни на уроке оправдано с точки зрения психолого-возрастных особенностей младших подростков и позволяет включить в содержание обучения эмоциональную деятельность.
Современный аутентичный песенный текст, безусловно, относится к эмоционально значимым для школьника материалам в обучении иностранному языку. Неотъемлемая часть жизни современного подростка, популярная зарубежная песня сопровождает его повсюду. Пение – естественный способ самовыражения ребенка, наряду с рисованием, танцем, игрой. Песня необыкновенно притягательна, поскольку говорит о проблемах, интересах, увлечениях, ценностях, кумирах молодых на присущем им языке. Специфические музыкальные пристрастия - важнейший атрибут музыкальных молодежных субкультур - часто служат основой социализации подростка в среде сверстников, поэтому обсуждение идейно-смыслового содержания песни создает актуальную для ребят ситуацию общения, максимально приближенную к реальной коммуникации, находит непосредственный эмоциональный отклик. Текст песни, как и другие художественные тексты, характеризуется большой субъективностью, экспрессивностью, ярко выраженной эмоционально-оценочной авторской позицией. Аффективность языка и конструкций в сочетании с музыкой импонирует учащимся, не оставляет их равнодушными. Языковые единицы, которые связываются с эмоционально-окрашенными образами и устойчивыми ассоциациями, легко и прочно запоминаются. Работа с песней вносит элемент разнообразия и развлекательности в учебный процесс. Все это позволяет говорить об огромном мотивирующем потенциале обучения иностранному языку на материале аутентичной песни.
Ю. А. Макковеева (Макковеева, 2007: 13) выделяет следующие виды потребностей учащихся, которым отвечает взаимодействие с аудитивной музыкальной информацией: коммуникативные – потребности, в общении, связанные со стремлением подростков найти людей со схожими убеждениями, взглядами, переживаниями; нравственные – связанные с переживанием нравственных проблем, выраженных в музыкальных произведениях; художественно-эстетические – потребности в глубоких эстетических переживаниях прекрасного; познавательные – потребности получить новую, интересную, личностно значимую информацию; развлекательные – потребность в отдыхе, развлечении и разнообразии.
Важным аргументом в пользу обучения иностранному языку на материале песни является ее положительное влияние на психологическое здоровье школьников. Включение в содержание обучения эмоциогенного материала песни, (материала, который находит непосредственный эмоциональный отклик, способствует накоплению учащимися эмоционально-оценочного опыта, отвечает их интересам, учитывает реальные коммуникативные потребности в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической сферах, стимулирует фантазию, доставляет радость, внушает уверенность и осознание собственного достижения), способствует эмоциональной активации деятельности и создает так называемую эмоциогенную ситуацию (термины А. А. Леонтьева). В такой ситуации происходит снижение собственно эмоциональной напряженности (возникает у ребенка в стрессовой ситуации при осознании несоответствия его мотивов, планов, возможностей и способностей требованиям данной ситуации) и замена ее напряженностью операциональной (эмоциональное состояние, обратное собственно эмоциональной напряженности; выражается как собранность, сосредоточенность и высокая концентрация внимания). Песня улучшает эмоциональную атмосферу урока – создает доброжелательную непринужденную обстановку свободной коммуникации и сотворчества учителя и учащихся, устанавливает между ними эмоционально-духовный контакт, усиливает групповую сплоченность, создает ощущение психологического комфорта, снимает тревожность (следствие фрустрации, характеризующееся субъективно воспринимаемым чувством напряжения и увеличением собственной активности нервной системы).
Таким образом, благодаря непосредственному воздействию на эмоционально-мотивационную сферу личности учащихся, целенаправленное систематическое использование аутентичной песни на уроке иностранного языка является одним из наиболее эффективных способов интенсификации обучения. Оно отвечает интересам и потребностям ребенка, задействует комплекс функций его эмоциональной сферы, способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала, создает условия для развития его творческого начала, раскрытия резервов личности, повышает интеллектуальную и эмоциональную активность, экономит силы при повышении эффективности работы.
Библиография
1. Аитов В. Ф. Аутентичные песни (в средней школе) // Иностранные языки в школе. – 1996, №4
2. Аитов В. Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы: Дис. на соиск. учен. степ. к. пед. н. / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб., 1993
3. Баринова И. К. Песня на уроке французского языка. – М.: Изд. «Чистые
пруды», 2006
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М, Изд. центр «Академия», 2006. – 336с
5. Макковеева Ю. А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный) А/р дисс…к.п.н. – СПб, 2007
6. Michel Boiron, Chanson en classe de français (Génération française 8). –Cavilam,Vichi, 2012
7. Monique Lebre-Peytard, «L´écoute-analyse» des documents sonores et leur utilisation en classe de langue, thèse de l‘Université de la Sorbonne, 1989