Развитие навыков разговорной речи по английскому языку
Из опыта работы учителя английского языка Евсеевой Н.В.
ГБОУ СОШ 347 г.Санкт-Петербург
Устная речь складывается из слушания и понимания с одной стороны и говорения с другой. Она осуществляется при непосредственном контакте собеседников. Говорение подразделяется на:
Говорение в диалогической форме (диалогическая речь)
Говорение в монологической форме (монологическая речь).
Диалогическая речь может быть представлена в виде диалога, различной степени развернутости, полилога, дискуссии и свободной беседы.
Существует два этапа обучения.
1 этап-формирование основных умений реплицирования.На этом этапе выполняются условно-речевые упражнения. Условно-речевые упражнения –это упражнения, иммитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях. Внимание учащихся при выполнении этих упражнений направлено на освоение формы и на содержание. Условно-речевые упражнения делятся на иммитивные
подстановочные
трансформационные
собственно-репродуктивные.
Условно-речевое иммитативное упражнение направлено на обучение подтверждению.
Say that you also have a ball (a dog)etc.
Условно-речевое подстановочное направлено на обучение утверждению.
I like summer and what about you?
I have a brother and you?
Условно-речевое трансформационное направлено на :
-обучениевозражению
Say that you don't like (do this)…
Disagree with me…(your friend)
-переспросу
Ask your friend if he likes summer.
-обучение запросу информации
Ask your friend what season he likes best of all.
-обучениепобуждению
Ask your friend to open the window.
Условно-речевые собственно-репродуктивные упражнения направлены на обучение учащихся самостоятельно употреблять изучаемые явления в репликах, обусловленных предыдущей репликой собеседника.
My friend has dinner at 11 o'clock in the evening.
She wouldn't have dinner at 11 o'clock.
She can't have dinner at 11 o'clock.
2этап-совершенствование диалогических умений в сложном речевом общении. Выполняются творческие речевые упражнения типа: собственно диалогов, групповых диалогов, бесед, дискуссий и т.д.
Система работы по обучению диалогической речи в соответствии с этапами осуществляется следующим образом:
диалогическое единство—микродиалог (управляемый диалог)—тематический диалог—свободная беседа.
Обучение на уровне диалогического единства:
1 шаг- обучение инициативной и ответной реплике
Микродиалог-
1 управление с помощью диалога-эталона
2 управление диалогической речью учащихся с помощью реплик учителя
3 с помощью ключевых слов и упражнений
4 с помощью ситуации(наглядной,словесной)
Тематический диалог-
1 составление диалога по аналогии с опорным
2обучение межтематическому диалогу
3 обучение дискуссии
Свободная беседа-
1 обучение неподготовленному диалогу или полилогу.
Задачей учителя на начальном этапе обучения иностранному языку в школе считаю не только формирование умений, навыков учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развитие навыков самостоятельной работы, расширение кругозора, воспитание интереса к предмету.
Вот несколько приемов, которые я использую на начальном этапе учебного процесса.
Легко и естественно запоминается парадигма глагола to be на мотив знакомой песенки “В лесу родилась елочка.”
I am,you are, he is ,she is,
It is,we are,you are,
They are,I am,you are,he is,
She is,it is…that's all.
Такое же упражнение можно проделать с парадигмами глаголов to do,to have.
Исполняя песню ,ребята показывают на себя, друзей, различные предметы.
При работе над глаголами to be и to haveя использую игрушки.
1) P 1 I have a dog.
P 2 You have a dog ,I have a dog and a cat.
P3 He has a dog and a cat.I have a dog, a cat and a mouse.
2) P1 I have a nice big doll with fair hair and dark blue eyes.
P 2 You have a nice big doll with fair hair and dark blue eyes.And I have a fat,long,green and funny crocodile.
Упражнения такого типа готовят учеников к составлению как монологического высказывания, так и короткого диалога. Формируется умение “подхватить” высказывание партнера и развить соответственно свою мысль.
Применяются различные режимы работы: P-> Ch, P1-> P2,Ch->Tи т.д.
Выработке навыков устной речи по конкретным темам помогают макеты, наборы игрушечной мебели, посуды, кукольной одежды, все, с чем дети любят играть.
Заучивание рифмовок, стихотворений, песен расширяет словарный запас учащихся.
Выученные таким образом слова и речевые образцы ребята легко узнают при аудировании , используют при составлении собственных высказываний,в новых ситуациях.
Отрабатывая навыки аудирования можно использовать жизненные ситуации юмористического характера.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Во время игры робкие, неуверенные в себе учащиеся начинают говорить и тем самым преодолевают барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начинать беседу, поддержать ее, задавать уточняющие вопросы.
Обучение устной речи на основе текстов может представлять собой обмен мнениями, краткий пересказ с комментарием, инсценирование рассказа.Тексты из книг для чтения,например, располагают широкими ситуативными возможностями. В старших классах я на уроках практикую также реферирование статьи, беседу по прочитанному, пресс-конференцию, творческий отчет в форме устного журнала.