Проектная методика как средство воспитания патриотизма и толерантного сознания учащихся в полиэтнической образовательной среде на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Федорова Елена Васильевна
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 305
Фрунзенского района, г.Санкт-Петербург
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. Бернард Шоу
На сегодняшний день патриотическое воспитание является одним из приоритетных и важнейших направлений в системе образования России и перед многими образовательными учреждениями стоят задачи воспитания у учащихся патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм (от греч. «patris» - Родина) – это осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию. Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству[4].
Под полиэтнической культурой человека мы понимаем процесс приобщения школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культуры своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.Поликультурное образование является такой моделью образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при сохранении национальных, региональных особенностей и иных культурных различий[3]. И оно неразрывно связано с воспитанием толерантной личности в таком поликультурном социуме.
Значительно возросший уровень социальной напряженности в обществе требует выработки новых, адекватных современным общественным потребностям, подходов к формированию патриотических качеств учащихся, особенно это важно совмещать с полиэтнической средой, которая сложилась во многих школах Санкт-Петербурга. Педагогам нужно быть готовым к решению сложных проблем, связанных с обучением детей-мигрантов в образовательной среде учебных заведений и адаптацией их в социально – культурное пространство Санкт-Петербурга.
Формирование патриотического сознания учащихся – систематическая, целенаправленная совместная деятельность педагогов, учеников и их родителей.
Для меня, как и для учителя английского языка и классного руководителя многонационального класса являются актуальными вопросы формирования толерантности и развития межнациональных отношений.
Основная цель моей работы – выявить наиболее эффективные методы и приемы по формированию патриотического сознания учащихся многонационального класса на уроках английского языка. Своей задачей ставлю воспитание и осознание у учащихся уважительного отношения, как к культуре своей страны, так и людям, носителям культуры и обычаев других стран.
Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, прежде всего, языка другого народа [5].
Проектная методика, которая лежит в основе обучения английскому языку учащихся 5-7 классов по учебно-методическому комплексу Spotlight(«Английский в фокусе») дает большие возможности для формирования у обучающихся таких общечеловеческих ценностей как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Предлагаемая мной технология по патриотическому воспитанию учащихся в полиэтнической образовательной среде – это проект по созданию портфолио, посвященного культуре, традициям и обычаям страны, которую выбрали участники проекта, то есть дети. Этот проект рассчитан на полгода, в конце которого должны быть представлены результаты в виде портфолио со всей собранной информацией и презентация. Портфолио может включать в себя всё то, что учащиеся выполняют в течение года: письменные работы, рисунки, компактные диски, видеозаписи с рассказами о выбранной стране, фотографии.
Можно предложить следующие этапы реализации проекта:
I. Класс делится на несколько творческих групп и каждая команда вытаскивает по жребию название той страны, которую она будет представлять. Я бы рекомендовала брать обязательно те страны, представители которых учатся в данном классе, например Azerbaijan, Russia, Uzbekistan, Ukraine, Izrael. Таким образом, предлагаются этносы, проживающие в Российской Федерации и этносы класса. Детям будет проще и интереснее искать информацию. Деятельность учителя на данном этапе сводится к созданию творческих групп и их консультированию.
II. В течение полугода творческие группы собирают, анализируют и систематизируют информацию. Эта работа по сбору материалов, которая перекликается со всеми модулями и темами УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»): “Familymembers”, “I’mfrom…”, “Famouspeople”, “Shopping”, “Dressright”, “School”, “Literature”, “Travel&Leisure”, “Holidays”, “Music”, “Science”, “CultureCorner” и другие.
III. Оформление портфолио.
Может быть использована следующая структура портфолио:
I. Введение (общие сведения о стране: географическое положение, государственное устройство, религия, климат и.т.д.)
II. «Портрет» страны (все творческие работы детей, сделанные в течение полугода)
III. Результаты проделанной работы. Презентация проекта.
IV. Рефлексия.
V. Отзывы (отзывы учителей, родителей, одноклассников, учащихся других классов).
Данная технология проектного обучения имеет важнейший воспитательный потенциал и представляет множество возможностей для личностного роста учащихся, так как построена на процессе активной исследовательской деятельности каждого ученика. Таким образом, достигаются следующие эффекты:
1. Творческая атмосфера в классе, которая является мотивирующим стимулом к работе.
2. Общение и взаимодействие учащихся в полиэтнической образовательной среде.
3. Знакомство учащихся с другой культурой на двух уровнях (презентация незнакомой страны на английском языке).
4. Дружеское общение и взаимодействие детей, формирование толерантных отношений в полиэтническом классе.
В заключении хочется сказать, что учащиеся, являясь непосредственными участниками творческого процесса, увлеченно и с интересом изучают, подбирают материал, связанный с этнической культурой, традициями и обычаями чужой страны, сравнивая её со своей. Тем самым, у подрастающего поколения формируется толерантное отношение к представителям других национальностей. Современный школьник, живущий в современном поликультурном мире должен не только уметь общаться, но и обладать межкультурной компетенцией. Диалог культур и языков не может быть продуктивным вне уважения культуры других стран и народов и, конечно же, огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа и семья, поэтому лишь общие усилия родителей и педагогов могут дать положительные результаты.
Источники:
1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе.-2003.-№2. с.21-25.
2. Интернет-ресурс: www.prosv.ru(издательство Просвещение).
3. Интернет-ресурс: www.art-education.ru/AE- magazine/ №4, 2010
4. Калыбекова А.А. Материалы международной заочной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 2012 г.) – СПб.: Реноме, 2012. с.182-185.
5. Клюева Н.Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах // Педагогическое обозрение. – 2012. - №1-2, с. 6.
6. Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996.