Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектная методика как средство воспитания патриотизма и толерантного сознания учащихся в полиэтнической образовательной среде на уроках английского языка на средней ступени обучения.

Федорова Елена Васильевна

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 305

Фрунзенского района, г.Санкт-Петербург

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.                                                                                                                                  Бернард Шоу

На сегодняшний день патриотическое воспитание является одним из приоритетных и важнейших направлений в системе образования России и перед многими образовательными учреждениями стоят задачи воспитания у учащихся патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм (от греч. «patris» - Родина) – это осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию. Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям  и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству[4].

Под полиэтнической культурой человека мы понимаем процесс приобщения школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культуры своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.Поликультурное образование является такой моделью образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при сохранении национальных, региональных особенностей и иных культурных различий[3]. И оно неразрывно связано с воспитанием толерантной личности в таком поликультурном социуме.

Значительно возросший уровень социальной напряженности в обществе требует выработки новых, адекватных современным общественным потребностям, подходов к формированию патриотических качеств учащихся, особенно это важно совмещать с полиэтнической средой, которая сложилась во многих школах Санкт-Петербурга. Педагогам нужно быть готовым к решению сложных проблем, связанных с обучением детей-мигрантов в образовательной среде учебных заведений и адаптацией их в социально – культурное пространство Санкт-Петербурга.

Формирование патриотического сознания учащихся – систематическая, целенаправленная  совместная деятельность педагогов, учеников и их родителей.

Для меня, как и для учителя английского языка и классного руководителя многонационального класса являются актуальными вопросы формирования толерантности и развития межнациональных отношений.

Основная цель моей работы – выявить наиболее эффективные методы и приемы по формированию патриотического сознания учащихся многонационального класса на уроках английского языка. Своей задачей ставлю воспитание и осознание у учащихся уважительного отношения, как к культуре своей страны, так и людям, носителям культуры и обычаев других стран.

Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, прежде всего, языка другого народа [5].

Проектная методика, которая лежит в основе обучения английскому языку учащихся 5-7 классов по учебно-методическому комплексу Spotlight(«Английский в фокусе») дает большие возможности для формирования у обучающихся таких общечеловеческих ценностей как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Предлагаемая мной технология по патриотическому воспитанию учащихся в полиэтнической образовательной среде – это проект по созданию портфолио, посвященного культуре, традициям и обычаям страны, которую выбрали участники проекта, то есть дети. Этот проект рассчитан на полгода, в конце которого должны быть представлены результаты в виде портфолио со всей собранной информацией и презентация. Портфолио может включать в себя всё то, что учащиеся выполняют в течение года: письменные работы, рисунки, компактные диски, видеозаписи с рассказами о выбранной стране, фотографии.

Можно предложить следующие этапы реализации проекта:

I. Класс делится на несколько творческих групп и каждая команда вытаскивает по жребию название той страны, которую она будет представлять. Я бы рекомендовала брать обязательно те страны, представители которых учатся в данном классе, например Azerbaijan, Russia, Uzbekistan, Ukraine, Izrael. Таким образом, предлагаются этносы, проживающие в Российской Федерации и этносы класса. Детям будет проще и интереснее искать информацию. Деятельность учителя на данном этапе сводится к созданию творческих групп и их консультированию.

II. В течение полугода творческие группы собирают, анализируют и систематизируют информацию. Эта работа по сбору материалов, которая перекликается со всеми модулями и темами УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»): “Familymembers”, “I’mfrom…”, “Famouspeople”, “Shopping”, “Dressright”, “School”, “Literature”, “Travel&Leisure”, “Holidays”, “Music”, “Science”, “CultureCorner” и другие.

III. Оформление портфолио.

         Может быть использована следующая структура портфолио:

I.                   Введение (общие сведения о стране: географическое положение, государственное устройство, религия, климат и.т.д.)

II.                «Портрет» страны (все творческие работы детей, сделанные в течение полугода)

III.             Результаты проделанной работы. Презентация проекта.

IV.            Рефлексия.

V.               Отзывы (отзывы учителей, родителей, одноклассников, учащихся других классов).

Данная технология проектного обучения имеет важнейший воспитательный потенциал и представляет множество возможностей для личностного роста учащихся, так как построена на процессе активной исследовательской деятельности каждого ученика. Таким образом, достигаются следующие эффекты:

1.     Творческая атмосфера в классе, которая является мотивирующим стимулом к работе.

2.     Общение и взаимодействие учащихся в полиэтнической образовательной среде.

3.     Знакомство учащихся с другой культурой на двух уровнях (презентация незнакомой страны на английском языке).

4.     Дружеское общение и взаимодействие детей, формирование толерантных отношений в полиэтническом классе.

В заключении хочется сказать, что учащиеся, являясь непосредственными  участниками творческого процесса, увлеченно и с интересом изучают, подбирают материал, связанный с этнической культурой, традициями и обычаями чужой страны, сравнивая её со своей. Тем самым, у подрастающего поколения формируется толерантное отношение к представителям других национальностей. Современный школьник, живущий в современном поликультурном мире должен не только уметь общаться, но и обладать межкультурной компетенцией. Диалог культур и языков не может быть продуктивным вне уважения культуры других стран и народов и, конечно же, огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа и семья, поэтому лишь общие усилия родителей и педагогов могут дать положительные результаты.

 

 

 

 

Источники:

1.     Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе.-2003.-№2. с.21-25.

2.     Интернет-ресурс: www.prosv.ru(издательство Просвещение).

3.     Интернет-ресурс: www.art-education.ru/AE- magazine/ №4, 2010

4.     Калыбекова А.А. Материалы международной заочной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 2012 г.) – СПб.: Реноме, 2012. с.182-185.

5.     Клюева Н.Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах // Педагогическое обозрение. – 2012. - №1-2, с. 6.

6.     Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»