Формирование навыков написания эссе
Технология подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку
Максимова Юлия Александровна,
ГОУ СОШ № 277 Кировского района
Часть I. Что такое письмо
Письмо – продуктивный вид РД, который связан с умением излагать информацию в письменной форме.
Письмо – это и цель, и средство обучения. В качестве средства письмо связано с выполнением упражнений и заданий в письменной форме. Цель – обучение письму, выработка умений излагать мысли в письменной форме.
Владение письмом предполагает развитие у учащихся следующих умений и навыков на выходе из школы:
-
делать выписки из текста;
-
писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
-
заполнять формуляр (указывать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
-
писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
-
писать деловое письмо;
-
составлять планы, тезисы;
-
излагать прочитанное;
-
описывать факты с выражением собственного мнения.
Умение излагать СВОИ мысли устно и письменно - один из необходимейших навыков любого культурного человека. Так ведется со времен Платона и так будет всегда!
В данной работе я собираюсь рассказать о написании эссе с элементами рассуждения.
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Типичные ошибки и проблемы при написании высказывания с элементами рассуждения
-
подмена одного жанра письменного высказывания другим;
-
отход от темы (часто через включение заученных наизусть «топиков»);
-
отсутствие развернутой аргументации;
-
неумение сформулировать проблему в начале высказывания (простой повтор формулировки задания) и сделать вывод в конце;
-
неправильное деление текста на абзацы;
-
отсутствие использования или неправильное использование средств логической связи;
-
лексико-грамматические и орфографические ошибки;
-
несоблюдение требуемого объема (200-250 для С2).
Часть II. Методы и приемы достижения результата
В этой статье Вашему вниманию предлагаются несколько советов и рекомендаций о том, как нужно писать эссе.
Эссе должно четко демонстрировать Ваше умение ясно выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений.
Одна из самых больших ошибок, которые совершают при написании эссе, – это наполнение его фактами, которые не относятся к заданной теме. Для того, чтобы отобрать только нужные и важные факты, необходимо сначала четко определить главную тему Вашего эссе. Она должна проходить красной линией по всей Вашей работе. А все остальные мысли, которые будут в ней, должны дополнять и подтверждать эту тему.
Структура. Все идеи должны быть связаны логически друг с другом, пересекаться с главной мыслью и дополнять ее. По такой структуре можно писать любое эссе, наполняя его нужными фактами.
Упражнение: put all parts of the text in the order:
Should cars be banned from the cities?
There are many positive aspects to banning cars from city centres. To begin with, it would help to drastically reduce air and noise pollution. This is exyremely important, especially as the carbon dioxide from car exhausts is seriously harming the environment and our health. In addition, it would probably reduce the number of accidents and generally make the city centre a more pleasant.
Most people would agree that cars have made our lives much easier. They have, however, brought many problems as well. Many people now believe that there should be a total ban on cars from our city centers. Undoubtedly, this suggestion has both advantages and disadvantages.
All things considered, although there are many advantages to using cars in the city centers, there is no excuse for people not to use public transport more often than at present. For this reason, I strongly argue that it would be better in the long run if cars were banned from the city centers.
On the other hand, banning cars totally from city centers would have its disadvantages. Firstly, it would inconvenience millions of people. Cars are faster and more comfortable than public transport and do not follow fixed routes. Also, it is likely that public transport would be much more crowded. If cars were not allowed access to all parts of cities then more people would use public transport.
Упражнение: Match the paragraphs with the headings.
-
Writer’s opinion
-
Arguments against and justifications
-
Presenting the topic
-
Arguments for and justification
Введение. Эссе можно начать с цитаты. В этом случае нужно выбрать необычную цитату, которая будет в то же время пересекаться с темой эссе.
Упражнение: Write the introduction for the following quotations:
An investment in knowledge always pays the best interest .
Success doesn't come to you…you go to it.
Bad beginning makes a bad ending.
Better be born lucky than rich.
Company in distress makes trouble less.
Переход от параграфа к параграфу. Плавные переходы – это крайне важный элемент удачного эссе, поскольку именно это демонстрирует Ваше умение ясно и интересно излагать свою мысль.
Слова-связки, такие как later, furthermore, additionally или moreover помогают плавно переходить из одного параграфа к другому.
В процессе перехода от одного параграфа к другому не пытайтесь пояснять свою мысль. Если возникла такая надобность - это значит, что Вашему эссе не достает либо логики, либо сосредоточения на одной теме. В любом случае, следует перечитать эссе и попытаться что-либо изменить.
Если же концепция эссе ясна, проблем с переходом от параграфа к параграфу возникнуть не должно.
Упражнение: Look at the list of linkers. What is the purpose of each one? Replace them with suitable alternatives.
To list: Firstly, to begin with, secondly, finally
To introduce results / examples: consequently, as a result, for this reason
To add a point: also, in addition, what is more, not only… but…
To contrast: however, nevertheless, although, while, on the one hand, on the other hand…
To conclude: to sum up, to summarize, all in all, on the whole, all things considered
Упражнение:) Choose the correct linkers:
1. There are many advantages to raising parking charges. However / Therefore , certain disadvantages.
2. there are also / in addition Consequently / not only do I think the rainforests should be protected, but / what is more many more trees should be planted.
3. Not only / All in all, I am opposed to nuclear energy.
4. In addition / On the one hand, I agree with using clean fuel in cars. On the other hand / As a result, this will inconvenience people.
Заключение. Последние несколько предложений в Вашем эссе являются крайне значимыми. Во-первых, они должны завершать Вашу мысль. Во-вторых, важно, чтобы вывод возвращался к главной идее. Другими словами, он должен содержать то, что было написано во введении.
Упражнение: Draw a conclusion for this essay:
To my mind, the question of human success has always attracted a lot of public attention. Personally I, suppose that every person is talented. The question is what kind of gift a person has. Nevertheless, the success of human activity may depend not only on the talent.
As far as I am concerned, the case associated with person’s zeal attracts me more. Because a person who works hard and spends much time and expends their energies deserves more than a lazy man who achieves everything easily thanks to his talent. So, I respect workaholics for their diligence, heartiness, and constant activity. They believe that there is 1% of the talent and 99% of your own fervor and I share this point of view.
A lot of people, on the contrary, respect talented people and ascribe all their achievements to person’s self. However, I suppose that the talent of such people is not their desert that is why I really respect people who in addition to their innate talent continue to improve their skills. I also consider that apart from the talent and hard work human success is formed as a result of daily fortune and with help of people around.
Например:
In conclusion, I can say that talented people are always honored by society, but nobody achieved something and became successful without persistent continual work.
Содержание. Обычно содержание своего собственного эссе оценить очень сложно. Выход: отложите эссе и напишите кратко, буквально несколькими предложениями, то сообщение, которое Вы хотели вложить в свое эссе. Затем закройте вступление и вывод своего эссе и перечитайте основную часть. Совпадает ли смысл Вашего эссе и краткой записи? Если да – переходите к следующему пункту. Не совсем? Тогда следует задать своему эссе еще несколько вопросов:
Есть ли в эссе ответы на все заданные вопросы?
Если нет, то эссе стоит переписать. В лучшем случае – втиснуть недостающую информацию.
Подкреплен ли каждый пункт примером?
Упражнение: Find the topic in the essay” Should cars be banned from the cities?” Which sentences support them? Suggest alternative ones.
Ниже приведен словарь полезных слов и выражений. «Звездочкой» * помечены слова, с которых не рекомендуется начинать предложение в эссе.
Добавление And*; moreover; as well as; in addition to; additionally; furthermore; what is more.
Контраст But*; however; on the other hand; in contrast; by contrast; yet; on the contrary.
Ограничение (делая исключения и обозначая противоречия)
Despite*; in spite of; notwithstanding.
Причинность (делая вывод или подводя итог) So*; therefore; as a result; as a consequence; consequently; this results in; this leads to; this has the effect of.
Случайное действие (устанавливая как что-то стало причиной чего-то другого) Because; results from; due to; is caused by.
Наречия порядка или последовательности. Then; next; after; afterwards; finally; lastly.
Порядковые числительные, либо образованные от них наречия (Не используйте их одновременно. Либо используйте наречия с суффиксом ly постоянно, либо не используйте совсем)
First; second; third etc…
или
Firstly; secondly; thirdly etc…
Список тем, которые для тренировки написания эссе:
Comment on the following statement.
1) Some young people believe that while at school we should cocentrate on studying, others think that working part-time has many advantages.
2) Some people think that to be successful you need talent others believe that hard work can compensate for the lack of it. What is your opinion?
3) Some people believe that English should be the only foreign language taught at our school. Others think that German, French and Spanish should continue. What is your opinion?
4) Some people believe that children are given too much free time. They feel that this time should be used to do more school work.
What is your opinion? How do you think children should spend their free time?
5) Many parents encourage their children to study well by giving extra pocket money for each good mark. Are you for or against this way to stimulate children? What is your opinion?
6) Some people believe that animals without owners should have the right to live on the streets in cities. Others say that they could be dangerous and should be collected and found new homes, or even put down. What is your opinion?
7) Using mobile phones at school has become very popular nowadays .But some people say, that it must be restricted. What is your opinion?
8) Nowadays theatre is not so popular as it used no be. There are many people who go to the cinema. What is your opinion? Do you prefer the cinema to the theatre?
Самоконтроль и его способы всегда должны задать себе следующие «контрольные» вопросы:
Ответил ли я на предложенный вопрос?
Ясно ли я выразил свою точку зрения?
Было ли все написанное выражено ясным и понятным языком, не было ли ошибок во время написания?
Stick or carrot?
Which is more effective in bringing up children?
Write 200 – 250 words.
Use the following plan:
-
make an introduction (state the problem)
-
express your personal opinion and give reasons for it
-
give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it
-
draw a conclusion
Ниже предлагается текст выполненного учащимся письменного высказывания с элементами рассуждения (с сохранением языкового оформления)
Stick or carrot?
Which is more effective in bringing up children?
Everybody knows that there are so many ways to bring up children. And every parent believes that his way is the best. But sometimes it is not true.
Some parents prefer to afford their children everything. They think that they are really kind parents. Some parents follow this way because they work everytime and have no time for their children. It is not good way I think. Because those children growing up spoiled. They thing that in their’s life all are permitted and easy. I think that children like that have a lot of difficulties in their lifes.
Other parent prefer to know all about their children. Sometimes it seems like total control. Of course there are positive things about this way of bringing up. For example, child feels that his or hers parents are interested in his life and trying to help with his problems and so on. But there are some negative sites. Well, some parents don’t know when they should stop and give their children some independent and responsibility to solve their problems by himself. Total control can have negative effect when the child wants to prove his parent that he is not a little child and he needs his privit life without any prescriptions. In this case there can be a lot of problems with this kind of children. Or other kind of children cannot brith without parent’s permission.
So, what better? Stick or carrot? I think truth is in between. If you
Qute kind and quite stridt you will can have a compromise with your children.
Анализ выполнения задания
Письменное высказывание с элементами рассуждения, в данном случае сочинение-высказывание мнения, оценивается по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация.
Оценивая содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы:
1.Соответствует ли содержание данного письменного высказывания предложенной коммуникативной задаче? В дополнительной схеме оценивания предлагаются следующие вопросы, которые детализируют содержание данного пункта:
1.1. Есть ли вступление с постановкой проблемы? – Есть, автор правильно сформулировал проблему, сумев ее перефразировать.
1.2. Высказано ли мнение автора по проблеме и аргументировано ли оно? – Мнение высказано. Что касается аргументации, то она довольно убедительна, весома и развернута: Some parents prefer to afford their children everything. They think that they are really kind parents. Some parents follow this way because they work everytime and have no time for their children. It is not good way I think. Because those children growing up spoiled. They thing that in their’s life all are premited and easy. I think that childhen like that have a lot of difficulties in their lifes.
1.3. Представлены ли в письменном высказывании другие точки зрения на данную проблему? - Да, она отражена в предложениях: Other parent prefer to know all about their children. Sometimes it seems like total control.Автор дает как аргументы “за”, так и аргументы “против” данного подхода к воспитанию: Of course there are positive things about this way of bringing up. For example, child feels that his or hers parents are interested in his life and trying to help with his problems and so on. But there are some negative sites. Well, some parents don’t know when they should stop and give their children some independent and responsibility to solve their problems by himself. Total control can have negative effect when the child wants to prove his parent that he is not a little child and he needs his privit life without any prescriptions. In this case there can be a lot of problems with this kind of children. Or other kind of children cannot brith without parent’s permission.
1.4.Есть ли заключение с выводом? – Заключение есть, оно четко и полно сформулировано: So, what better? Stick or carrot? I think truth is in between. If you Qute kind and quite strict you will can have a compromise with your children.
Таким образом, коммуникативная задача выполнена только полностью и точно, и содержание письменного высказывания «выражение мнения» может быть оценено максимально в 3 балла.
Второй критерий оценивания сочинения – организация текста. Основной вопрос:
«Соответствует ли организация текста общепринятым правилам?» необходимо детализировать, а именно:
2.1 Есть ли деление на абзацы и правильно ли оно осуществлено? – Деление на абзацы осуществлено правильно в соответствии с рекомендованным планом.
2.2 Логично ли письменное высказывание и правильно ли использованы средства логической связи: выстраиванию логичности способствует правильное деление абзацев, использование средств логической связи между и внутри абзацев минимально, (использование слов but, well, so)
В целом, по данному критерию может быть поставленно 2 балла.
Третий критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, лексика. Оценивая по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы:
3.1.Соответствует ли лексика поставленной коммуникативной задаче?- В целом, соответствует;
3.2. Достаточен ли словарный запас, насколько он разнообразен, соответствует ли высокому уровню? – Да. Словарный запас довольно разнообразен и соответствует высокому уровню;
3.3.Соблюдает ли автор правила словообразования, словосочетаемости (collocations) правильно ли употреблены слова в конкретном контексте и влияют ли ошибки (если они имеются) на понимание содержания? – Соблюдает.
Лексика может быть оценена на 3 балла.
Четвертый критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, - грамматика. Оценивая ответ по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы:
4.1.Уместен ли выбор использования грамматических средств в соответствии с целью высказывания? – Да.
4.2.Насколько разнообразны грамматические средства и соответствуют ли их сложность высокому уровню?- Грамматические средства довольно однообразны и не полностью соответствуют высокому уровню.
4.3.Насколько правильно и точно использованы грамматические средства?- В целом, грамматические средства использованы верно.
По данному критерию ответ может быть оценен на 2 балла.
По пятому критерию – орфография и пунктуация – работа будет оценена в 1 балл (максимальный балл-2), так как есть ошибки в орфографии и пунктуации (в словах базового уровня not,quite, think, their , her, sides.
Таким образом, данная письменная работа в целом может быть оценено на 11 баллов.
Закончив анализ выполнения заданий раздела "Письмо", необходимо остановиться на более общих проблемах, которые не связаны напрямую с обучением иностранным языкам, но, тем не менее, часто приводят к снижению результатов экзамена.
Часть III. Заключение
Итак, для того, чтобы сформировать умение писать сочинение с элементами рассуждения, нужно работать со стратегиями его выполнения, тренируясь с помощью соответствующих упражнений. Данный комплекс упражнений действительно будет способствовать развитию навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Библиография
State Exam Maximizer Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова
Spotlight 10 Virginia Evans, Jenny Dooley