Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Автор: Шанин Борис Борисович – учитель по физической культуре ГБОУСОШ № 229 Адмиралтейского района  г. Санкт-Петербурга

В настоящее время в научно-методической литературе имеются различные, порой противоречивые мнения и рекомендации относительно методических подходов, используемых для повышения физической подготовленности (характеризующейся уровнем развития двигательных способностей)спортсменов и не-спортсменов.  С точки зрения  С.П. Лёвушкина (2006), к ним относятся:

1. использование концепции сензитивных периодов в развитии двигательных способностей (ДС);

2. их комплексное развитие,

3. преимущественное развитие отстающих (наименее развитых) ДС,

4. приоритетное развитие ведущих или опережающих ДС.

В своем выступлении я остановлюсь лишь на развитии концепции сензитивных (сенситивных) периодов в развитии ДС, поскольку накопленный к настоящему времени материал позволяет предположить, что данная концепция имеет большое теоретическое и практическое значение.

Исследованияв этом направлении продолжают оставаться особо актуальными, и находятся в центре внимания специалистов самого разного профиля.

Большой вклад в разработку теории сензитивных периодов в области ФК внесли такие исследователи, как: В.С. Фарфель (1959), З.И. Кузнецова (1972, 1975), А.А. Гужаловский (1979, 1984), Матвеев Анатолий Петрович (1984, 1990, 2003), Любомирский Л.Е. (2000), Лях В.И. (1990, 2006) и др.

Результаты многочисленных исследований по данной проблеме позволили сформулировать ряд основных закономерностей развития ДС, которые нашли широкое применение в Теории и практики физического воспитания и спортивной тренировке, вошли в учебники и учебные пособия. По мнению Ю.Ф. Курамшина (2010), К.Д. Чермит (2005), А.П. Матвеева (1990), Г.П. Виноградова (1999) и др., к их числу относятся: 

 

1.     движения – ведущий фактор развития ДС;

2.     зависимость развития ДС от режима двигательной деятельности;

3.     этапность развития ДС;

4.     обратимость показателей развития ДС;

5.     перенос (взаимосвязь) ДС;

6.     единство и взаимосвязь двигательных умений и ДС;

7.     неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития ДС.

Исходя из последней закономерности (а именно неравномерности и гетерохронности развития ДС), важно иметь ввиду, что развитие человека происходит под влиянием 2-х взаимосвязанных факторов:

- биологического созревания в виде наследственного развертывания генетической (наследственной) программы

-  воздействий внешней среды, к которым относятся и педагогические воздействия.

В динамике естественного возрастного развития показателей ДС неравномерность развития означает, что степень прироста показателей ДС на одних этапах может быть более значительной, чем на других. То есть, можно сказать, что период ускоренного развития ДС чередуется с периодом его замедления и относительной стабилизации, т.к. различные органы и системы, обеспечивающие развитие ДС, формируются неодновременно. Это справедливо как для небольших периодах времени (к примеру для несколько недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (нескольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост ДС наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности, темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие ДС связано с уменьшением темпов их при­роста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени.

Явление гетерохронности развития, по Коренбергу В.Б. (2004), проявляется в:

1.- разнонаправленности начала развития ДС и

2.- различных темпах их развития.

Иными словами - несовпадение во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных ДС на данном этапе онтогенеза.

Специальные исследования и практи­ческий опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие ДС, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды в ТФК получили  название сензитивных (чувствительных), потому что они иг­рают особую роль в развитии организма. 1-й шаг в этом направлении сделал А.А. Гужаловский, предложив периоды особо благоприятного развития  ДС обозначить термином «сензитивные периоды».

 Установлено, что наибольший эффект педагогического воздействия в развитии отдельных ДС достигается в период их бурного (ускоренного) естествен­ного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных форм проявления ДС очень важно не упустить наиболее благоприятные возраст­ные периоды,поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

В связи с этим, с точки зрения С.П. Лёвушкина (2006), необходимо дифференцировать 2 понятия:

- период естественного прироста в развитии той или иной формы проявления ДС, которая представляет собой специфический период онтогенеза и не всегда отличается чувствительностью к внешним воздействиям;

- собственно сензитивный период, характеризующийся наибольшим эффектом в ускорении темпов развития отдельных форм проявления ДС под влиянием физических упражнений, направленных на их развитие.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что каждая из форм проявления ДС имеет свой сензитивный период. При этом, временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Так, например, научные данные свидетельствуют о том, что если в возрасте 8-9 лет у девочек и  мальчиков ведущими являются координационные и скоростные способности, то, начиная с 10-11 лет, в силу полового деморфизма, у тех же девочек ведущими становятся скоростно-силовые, а у мальчиков преобладающее положение сохраняют координационные способности и собственно-силовые. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства ДС, величина их годовых приростов у  девочек опережает относительно мальчиков на 1-2 года. С учетом таких расхождений при конкретизации сроков развития ДС необходимо индивидуализировать содержание и методы учебной и учебно-тренировочной работы.

Так, по данным З.И Кузнецовой (1972, 1975), А. Гужаловского (1979, 1984), А.П. Матвеева (1984, 1990), В.И. Ляха (1990), Ю.М. Кабанова (1996) и др., наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет. У девочек наиболее высокие темпы отмечены в 14-15 и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст 13-15 лет – наиболее благоприятный для развития подвижности в различных суставах. Таким образом, работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается наиболее эффективной, чем в старшем. После 15-20 лет амплитуда движений уменьшается, вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.

Благоприятными периодами для развития собственно силовых способностей у девочек является возраст от 10 до 12 лет, у мальчиков – от 13 до 14 лет, максимальные темпы прироста у тех и других  - от 16 до 17 лет, что позволяет применять в работе с ними более высокие силовые нагрузки.

Скоростно-силовые способности наиболее интенсивно нарастают в период полового созревания (от 10 до 16 лет). При этом значимые темпы прироста у девочек наблюдаются в возрасте от 9 до 10 и от 12 до 14 лет, у мальчиков – от 10 до 11 и от 14 до 16 лет. В целом, темпы прироста скоростно-силовых качеств в период до 14 лет характеризуются как умеренные, а в 14-15 лет – как средние.

Среди скоростных способностей: частота движений у мальчиков и девочек значимо представлена в возрасте от 7 до 9 лет. Кроме того, у девочек она прогрессирует в 10-11 летнем возрасте, а у мальчиков – в 12-13 летнем. В скорости одиночного движения благоприятный период у девочек наблюдается в возрасте 9-10 лет, у мальчиков – 10-11, 14-16 лет. Время двигательной реакции усиленно прогрессирует у девочек в 10-11 лет, у мальчиков – в 10-12, 15-16 лет. В целом, максимальные темпы прироста в развитии скоростных способностей наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет, в остальные периоды – характеризуются как умеренные.

Среди координационных способностей: в  точности движений наибольшие темпы прироста у девочек и мальчиков в возрасте 8-9 лет, у девочек они прогрессируют в возрасте 13-14 лет, у мальчиков – в 15-16 лет. В статическом равновесии  наиболее благоприятными периодами для направленного воздействия у мальчиков и девочек  являются возраст 9 и 15 лет. При развитии динамического равновесия – у мальчиков 8 и 15 лет, у девочек 8 лет. Простые координации ускоренно развиваются у мальчиков и девочек от 7 до 9 лет, у девочек они прогрессируют в развитии в возрасте 12-13 лет, у мальчиков – 14-15 лет. Сложные координации значимо представлены у девочек в возрасте 9-10, 12-13 лет; у мальчиков – 10-11, 14-15 лет. В целом, координационные способности рекомендуется развивать во всех периодах возрастного становления организма (от 7 до 17 лет). Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект.

Развитие общей выносливости следует начинать с 7 лет, как у мальчиков, так и у девочек;статической выносливости – у девочек с 7-8, 9-12 лет, у мальчиков с 13-17 лет. В возрасте 9-11, 13-14 лет у девочек отмечаются наиболее благоприятный период в развития динамической выносливости; у мальчиков- 12-13, 14-17 лет; у тех и других – 8-12 лет.

В целом, как отмечает З.И. Кузнецова (1975), у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных форм проявления ДС внутри какой-либо из групп различны по своему уровню (например, уровень силовой выносливости у одного и того же ребенка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости). При этом она отмечает, что специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, дает различный педагогический эффект в период взлета тех или иных ДС (при сопоставлении данных у детей разного возраста, пола и физическом развития).

Однако, с точки зрения  В.К. Бальсевича и В.А. Запорожанова (1987) столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития, хотя само развитие осуществляется на значительно более высоком уровне

Кроме того, необходимо отметить, что в научно-методической литературе у раз­ных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной формы проявления ДС. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами:

1. Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо из форм проявления ДС.

2. Использованием различных подходов и формул для определения темпов прироста показателей ДС.

3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (то есть, разным чис­лом обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития,  подготовленности, общего режима деятельности и т.д.).

Однако, подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что наиболее благоприятными периодами в развитии ДС является младший школьный возраст иначало подросткового возраста (8-12 лет у девочек, 9-13 лет у мальчиков). Экспериментально установлено, что именно в этом возрасте может быть достигнут более быстрый, полный и устойчивый эффект в развитии ДС. При этом В.К. Бальсевич (1981) считает, что возрастной интервал от 7 до 10 лет представляется наиболее оптимальным для развития практически всего спектра ДС. Нереализованные в этом возрасте возможности восполнить в дальнейшем онтогенезе развития ДС весьма затруднительно. Особенно это касается, в первую очередь, координационных и скоростных способностей, гибкости и общей выносливости.

При всем этом следует отметить, что перечисленная информация не может быть полностью связана с конкретным паспортным возрастом занимающихся, без учета их биологического возраста, который может опережать или отставать, в среднем, на 3 года, достигая разницы до 7 лет (особенно в период полового созревания).

Кроме того, необходимо говорить о влиянии на динамику возрастного развитии ДС индивидуальных особенностей занимающихся, обусловленных морфологическими, физиологическими, биохимическими и психическими процессов соответствующих органов и структур организма, несмотря на возраст, вид спортивной деятельности, характер учебного или учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности.

В целом, несмотря на обилие нерешенных вопросов рассматриваемой проблемы, можно утверждать, что знание сензитивных периодов в развитии ДС дает возможность более целесообразно и эффективно управлять их развитием в процессе возрастного развития. То есть,. осуществлять направленное развитие тех или иных ДС в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный естественный возрастной рост.

Когда избирательно направленные педагогические воздействия на те или иные формы проявления ДС растущего организма в процессе их развития «совмещаются» с периодами, характеризующимися естественно повышенными темпами их развития, то, по мнению А.А. Гужаловского (1984), в случае такого «совмещения» занимающиеся достигают не только более высоких показателей физической подготовленности, но и долго сохраняют достигнутые преимущества.

Таким образом, все изложенное подтверждает, что проблема «сензитивных» периодов по отношению к педагогическому воздействию не может быть отнесена к числу псевдопроблем. Дальнейшая ее разработка применительно к Теории и практике физической культуры, дает большие возможности для оптимизации системы факторов развития человека в соответствии с биологическими и социальными закономерностями возрастного развития человека.


Список литературы

1.     Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев, 1987. - 223 с.

2.     Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис. ...д-ра пед. наук / А.А. Гужаловский. - М., 1979. - 331 с.

3.     Гужаловский, А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский  //Очерки по теории физической культуры. - М., 1984. - С. 211-223.

4.      Кузнецов, З.Т. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста  / З.Т. Кузнецов // Науч. конф. по физическому воспитанию детей и подростков. - М., 1972. -  С. 144-146.

5.      Кузнецова, З.М.  Необходимое условие: о контроле за двигательной подготовленностью школьников / З.М. Кузнецова, В.К. Шурихина  //Физическая культура в школе. -  1970. -  № 8. -  С. 6-7.

6.     Лях, В.И.  Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск, 1989. - 159 с.

7.     Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / Лях В.И.  //Теория и практика физической культуры. -  1990. -  № 3. - С. 15-17.

8.     Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития / В.А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 4. - С. 8-12. 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»