Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Виды и формы наглядности при обучении английскому
языку в средней общеобразовательной школе

Евстифеева Анна Ивановна
Существует два предназначения наглядности – в качестве средства
обучения и средства познания.
В первом варианте определённые выбранные зрительно-слуховые, а
именно: аудиозаписи, таблицы, схемы, учебные наглядные изображения,
кинокартины, видеоклипы, компьютерные программы – оказывают
учащимся помощь в овладении звукопроизносительными нормами языка,
лексическим материалам, грамматическими структурами, научиться
воспринимать речь на слух и отображать свои мысли и мнение в
высказываниях, которые основаны на узко круге тем и коммуникативных
ситуаций. Во втором случае средства наглядности являются источниками
информации, таким образом, знакомя учащихся со страной изучаемого
языка.
Если говорить о видах наглядности, то их, по данным психологов,
несколько.
Кроме зрительной, существует слуховая наглядность (и обонятельная,
вкусовая, осязательная). Помимо сенсорной (имеющей непосредственную
связь с органами чувств) возможна и моторная (двигательная) наглядность.
Также следует упомянуть такие виды наглядности как внешняя и
внутренняя.
В первом случае, она тесно переплетена с восприятием человека, а для
второй характерна деятельность памяти и воображения.
С точки зрения такой дисциплины как психология, следует говорить
каждый раз, когда в сознании у индивидуума есть конкретный образ.
Но некоторые ученые полагают, что конкретный образ имеет под
собой зрительную составляющую. Это не совсем так. Образы могут быть
слуховыми, двигательными и даже смешанными.
В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести
к двум основным:
1
Языковая наглядность;
2
Неязыковая наглядность.
Первый вид наглядности включает в себя:
1 Коммуникативно-речевую наглядность (наглядную демонстрацию
коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и
письменной)).
2 Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем,
морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.
3 Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.) На
занятиях по языку первостепенную роль играет именно языковая
наглядность.
К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления
экстралингвистических
факторов
окружающей
действительности:
естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы,
кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают
1) слуховую;
2) зрительную;
3) двигательно-моторную.
В практике обучения иностранному я
зыку имеет место
комбинирование различных видов наглядности.
С точки зрения подачи материала, наглядность может быть статичной
и динамичной. Особым видом динамичной наглядности является
ситуативная наглядность, или наглядность речевых поступков. Наконец,
наглядность может быть внешней (обусловлена процессом восприятия) и
внутренней (основывается на восприятии образов представления –
слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает
интенсивное использование на занятиях всех видов наглядности, что
способствует образованию правильных представлений об изучаемых
явлениях в области языка и окружающем мире и развитию
соответствующих навыков и умений.
Принцип
наглядности
можно
понимать
организованный показ языкового и экстралингвистического материала с
целью его понимания, усвоения и владения в речевой деятельности.
Этот принцип имеет языковую (словесно-речевую) и неязыковую
(предметно-изобразительную) формы выражения. Под языковой
наглядностью подразумевается деятельность, связанная с презентацией
языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-
чувственный характер. На занятиях по языку существенную роль играет
именно языковая наглядность. С точки зрения подачи материала она может
быть статичной и динамичной. Особым видом динамичной наглядности
является ситуативная наглядность или наглядность речевых поступков[10].
Наконец, наглядность может быть внешней (обусловлена процессом
восприятия) и внутренней (основывается на восприятии образов
предъявления – слуховых, зрительных и др.). Современная методика,
предвидя многие трудности в овладении новым языком, усиленно
использует на занятиях все видов наглядности, что способствует
образованию необходимых представлений об изучаемых явлениях в
области языка и окружающем мире и развитию соответствующих навыков
и умений.
На занятиях по языку выделяются следующие функции наглядности:
1) обучающая (средства наглядности используются для введения
учебой и познавательной информации);
2) контролирующая (средства наглядности привлекаются для
контроля и самоконтроля характера формируемых знаний, навыков,
умений);
3) организующая (используется при отборе учебных материалов для
занятий и способов их представления).
В свою очередь, обучающая функция реализуется в виде следующих
направлений:
а) семантизация (средства наглядности помогают при объяснении
значений иноязычных единиц речи на уровне фонемы, слова, правила, а
также реалий окружающего мира);
Наглядность может являться, как уже сказано ранее, способом
семантизации новых лексических единиц. Важно отметить, что это – один
из способов обучения иноязычному вокабуляру по прямому методу.
Другими словами, демонстрирование учащимся обозначаемых словами
предметов или их изображений, т.е. использование беспереводного
способа семантизации.
Яркими примерами могут являться показ значения
картинках, жестами, действиями, звуками, т.е. происходит прямая
ассоциация каждого слова и наглядного изображения без перевода на
родной язык. Именно это – связь слова с понятием, а не предметом –
гарант успешной семантизации и дальнейшего закрепления в
долговременной памяти лексических единиц иностранного языка. Поэтому
на уроках чрезвычайно важно соединить в сознании учащихся понятие,
которое несёт в себе объект, и его фонетическую форму.
б) стандартизация (средства наглядности используются для
образования речевых автоматизмов с опорой на зрительно-слуховые
образы);
в) воссоздание ситуации общения (зрительно-слуховые образы
привлекаются в качестве опоры для лучшего понимания воспринимаемой
по слуховому или зрительному каналу информации);
Это направление касается использования некоторых визуальных опор
(транскрипции текста/видеозаписи/ карточек с планом высказывания),
которые облегчают понимание нового неизвестного материала благодаря
тому, что задействуют различные каналы информации – визуальный,
аудиальный, кинестический.
г) стимуляция высказывания (средства наглядности служат опорой
при построении речевого высказывания).
В данном случае речь идёт о фото- и видеоматериалах, посредством
которых можно развивать определённую мысль благодаря тому, что есть
опора, ускоряющая процесс мышления.
Например, ученик передаёт всю воспринятую им информацию,
используя мини – комикс или группу изображений на котором изображена
ранее прочитанная им история. Или после просмотра видео обучаемый
делает краткое резюме увиденного,
основываясь на материале,
представленном в видеофрагменте.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»