Значимость чтения на английском языке в летний период
Смолякова Алёна Алексеевна
A book is a gift you can open again and again.
Garrison Keillor
Изучение английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса в современной школе. В процессе чтения учащиеся не только пополняют свой словарный запас на иностранном языке, но и применяют полученные знания при выполнении грамматических упражнений, знакомятся с культурой страны изучаемого языка. В то же время научиться правильно и бегло читать не всегда является посильной задачей для многих школьников. Эта проблема всеобъемлюща, так как затрагивает не только учебное, но и каникулярное время. Перерыв в чтении, который доходит до трёх месяцев (июнь, июль, август) является решающим в ухудшении навыков чтения.
На мой взгляд, учителя английского языка могут обратить внимание руководства школы на необходимость выдачи списка литературы на английском для изучения в каникулярный период. Данная практика больше применяется в школах с углубленным изучением иностранного языка, но не всегда.
Очень трудно заставить школьника читать литературу в каникулярный период даже на родном языке, не говоря уже об иностранном. Но выход можно найти, как для учеников, так и для учителей, которым приходится большую часть времени первой четверти тратить на повторение материала, который был «благополучно» забыт за лето. Стоит предлагать литературу как по учебной программе, так и по интересам. В этом могут помочь опросники, тесты на определение читательских интересов, которые можно использовать в конце учебного года. Такие опросники есть в свободном доступе или можно составить самим (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Помимо интересов учащихся, важно понимать для какой категории детей составляется данный список. Важным критерием является не только возраст, но и уровень владения языком. Для начальной школы подойдут адаптированные тексты, с процентным содержанием незнакомых слов не более 10-15% на конец учебного года. Данные условия не позволят ребенку устать от книги и смогут пробудить интерес к более сложной литературе. Для детей постарше возможно вводить в качестве образцов современной живой речи газетные и журнальные статьи на английском языке, главное, чтобы указанная литература состояла преимущественно из свежих номеров, шла в ногу со временем. Чтение периодических изданий не только расширит словарный запас, но и позволит узнать, чем живет англоязычный мир, что его волнует. Ещё одним средством воздействия на читательскую аудиторию в школе может выступить знакомство с комиксами. Как и детская литература, комиксы — прекрасный способ начать чтение на незнакомом языке.
Также можно сделать выборку наиболее популярных произведений, которые понравятся детям практически в любом школьном возрасте. Среди этих произведений можно назвать «The Prince and the Pauper» by Mark Twain («Принц и нищий»), «Sherlock Holmes. The Sign of the Four» by Sir Arthur Conan Doyle («Шерлок Холмс»), «The jungle book» by Rudyard Kipling («Книга джунглей»), «Alice in Wonderland» by Lewis Carroll («Алиса в Стране Чудес»), «Harry Potter» by J. K. Rowling («Гарри Поттер») и т. д.
Важным является и сама проверка летнего чтения. Для этого учитель может выбрать наиболее удобную для него форму. Как правило, это может быть опрос или проверка тетрадей с записями о прочитанном. Лучше если будет поставлена задача не пересказать события книги, а описать наиболее интересные и важные моменты, которые запомнились ученику.
Также немало важным является составление списка литературы с использованием интернет-ссылок. Как бы не хотелось учителям, чтобы учащиеся пользовались бумажными носителями, электронные версии все больше и больше становятся доминирующими источниками информации.
Как итог, чтение в каникулярный период на английском языке при правильно составленном списке литературы имеет большое преимущество, — школьники становятся более эрудированными, тренируется фантазия, развивается память, расширяется их словарный запас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Книги на английском для детей и подростков: что выбрать для домашнего чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Knigi-na-anglijskom-dlya-detej-i-podrostkov-chto-vybrat-dlya-domashnego-chteniya/?ysclid=la9wohg3fn491103533 (дата обращения: 09.11.2022).
2 Как выбрать книгу на английском, чтобы хотелось ее дочитать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.labirint.ru/now/kak-vybrat-knigu/?ysclid=la9wrf0edc494076044 (дата обращения: 09.11.2022).
3 Книги на английском языке для детей [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mshishova.ru/knigi-na-anglijskom-yazyke-dlya-detej/#ixzz7kAJdZO3w (дата обращения: 09.11.2022).
4 Литература на английском языке для детей всех возрастов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Литература на английском языке для детей всех возрастов (puzzle-english.com) (дата обращения: 09.11.2022).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опросник для выявления читательского интереса на английском языке
-
Любишь ли ты читать на английском языке?
-
Какую книгу ты читаешь сейчас на английском языке?
-
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
-
Есть ли у вас дома интересные книги на иностранных языках?
-
Как часто ты посещаешь библиотеку?
-
Владеют ли родители иностранными языками? Могут ли они тебе помочь разобраться в непонятных для тебя отрывках во время чтения книг на английском языке?
-
Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
-
Какую книгу ты недавно прочитал на английском языке?
-
А какой журнал или комикс?
-
Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам на английском языке? Почему? Чем тебе понравилась эта книга?
-
Обращал ли ты внимание на книги по уровням владения иностранным языком? На каком уровне ты сейчас?
-
Ты читаешь в оригинале или адаптированные версии?