Использование групповой работы
на уроке иностранного языка
Астафьева Маргарита Владимировна
На сегодняшний день главной задачей иностранного языка как предметной области образования является обучение школьников речевому взаимодействию, и групповая форма организации уроков иностранного языка видится наиболее эффективным средством в ее реализации. Более того групповая форма работы является таким методом организации классно-урочной системы, который способствует развитию всех речевых видов деятельности и дает возможность реализовать полученные знания на практическом уровне обучения. Все это делает настоящую работу актуальной. Стоит заметить, что групповая форма работы является эффективной при разумном сочетании с индивидуальной и фронтальной формами работы, если у учителя стоит в приоритете получить желаемый результат, а также необходимо четко формулировать задания для каждой группы, план и этапы их работы.
Групповая форма работы на среднем этапе обучения школьников является довольно интересной, так как существует множество методов ее организации.
Для начала, рассмотрим один из часто используемых методов организации групповой работы – обучение в сотрудничестве. Данный метод предполагает собой усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, предусмотренные программой. Такой метод предоставляет возможность усвоить материал абсолютно всем ученикам, поскольку сформированные группы состоят из «сильных», «средних», «слабых» учеников. Каждый обучающийся задействован и заинтересован в выполнении полученного задания, таким образом, сильные ученики помогают «слабым» объяснить материал, а те, в свою очередь, стараются его усвоить. В мировой педагогике обучение в сотрудничестве является наиболее успешной альтернативой традиционного метода. Уровень знаний учеников повышается, повышается эффективность работы, на каждого ученика выделяется 10-15 минут устной практики.
К методу «Обучение в сотрудничестве» относятся:
1. «подумай - обратись к партнеру» (Think-pair-share);
2. «пила» (Jigsaw);
3. противопоставление точек зрения (Controversy);
4. обучение в командах на основе игры (Student Teams - Achievement Division or STAD);
5. индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualisation ).
Далее рассмотрим метод проектов как форму организации групповой работы на среднем этапе обучения. Такой метод был предложен в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Дж. Дьюи и был нацелен на личный интерес ученика, где обучающиеся должны провести самостоятельную работу и найти решение проблемы своими усилиями, применяя знания из различных областей.Однако в нашей стране такой способ организации коллективной работы стал применяться с 1905 г. Непосредственными сторонниками данного метода являются М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин.
Метод проектов предполагает собой развитие познавательных навыков учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Более того, такой способ организации работы в пределах классно-урочной системы нацелен на результат, который достигается путем решения практической или теоретической значимой проблемы. Чтобы достичь подобного результата, необходимо научить обучающихся самостоятельному мышлению, необходимости находить и решать проблемы, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. При этом необходимо использовать разнообразные методики, давать творческие задания, а также интегрировать знания из других областей.
Метод проектов может быть применен во всех типах школ и на любом этапе обучения, при условии, что он соответствует определенным требованиям:
1. наличие проблемы, требующей исследовательского подхода для ее решения;
2. практический, теоретический, познавательный аспект предполагаемых результатов;
3. самостоятельная работа обучающихся: индивидуально, в группе, на уроке и вне его;
4. поэтапное распределение ролей и постановка цели проекта;
5. использование исследовательских методов.
Более того, существует другой метод организации групповой работы, называется он «групповая дискуссия». Считается, что умение вести дискуссию, также принимать в ней участие является базовым умением в гуманистической педагогике.
Дискуссия – публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных мировоззрений, выявление истинного пути решения спорного вопроса.
Целью данного метода групповой работы считается обмен субъективным опытом участников по определенной теме, решение проблем, стоящих перед группой. Обучающиеся, используя данный метод, приобретают возможность рассмотреть проблему, укрепить свою точку зрения, выработать совместное решение класса, а также повысить свой интерес к обсуждению.
Однако преподаватели в ходе дискуссии довольно часто сталкиваются с такой проблемой как недостаточная активность обучающихся поэтому педагог должен выполнять следующие требования:
1. соответствие содержания дискуссии теме, цели, задачам;
2. соблюдение правил, регламента;
3. привлечение к работе каждого из участников процесса.
Для этого используется ряд приемов управления ходом метода «Групповая дискуссия»:
1. «задавание» вопросов (термин Грецова А. Г);
2. введение правил.
Выделяют следующие методические приемы организации метода «Групповой дискуссии»:
1. дискуссия в кругу;
2. дискуссия в подгруппах;
3. дискуссия в парах или тройках;
4. «аквариум»;
5. «каруселька» .
Таким образом, такой метод групповой дискуссии дает возможность обучающимся получить опыт выступления перед большой аудиторией, выражать свою точку зрения, слушать мнение других, убеждать, соглашаться или возражать своему собеседнику.
Применение групповой формы работы является одной из наиболее продуктивных форм организации совместной деятельности учащихся. Обучение в сотрудничестве, метод проектов и групповая дискуссия способствуют воспитанию ответственности и взаимопомощи, помогают активизировать педагогическую поддержку, а также включение ученика в различные сферы и личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».