Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение основам академического письма
на уроке английского языка

Астафьева Маргарита Владимировна
На сегодняшний день формирование письменной компетенции все чаще становится отдельной педагогической задачей в российских образовательных учреждениях. Учителя школ и преподаватели в  университетах все больше осознают значимость развития в учебном процессе знаний и умений, необходимых для создания академического текста. Несмотря на то, что академическое письмо преподается в основном в университетах, постепенно оно начинает внедряться в школьные программы. Наше общество нуждается в профессионалах, владеющих академической грамотностью на иностранном языке, однако превалирующее количество выпускников школ не владеют навыками письменного межкультурного академического общения. Так как владение письменной речью является неотъемлемой частью межкультурного общения, то раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ. Так, вторым заданием в этот раздел включено эссе, которое требует от сдающих государственный экзамен владения навыками академического письма. Однако современная методика не разработана на таком уровне, чтобы сформировать иноязычную академическую компетенцию у учащихся средних общеобразовательных школ.
В методике обучения иностранному языку принято различать такие понятия, как письмо и письменная речь. Целью письма является обучение учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек может писать на родном языке. Такие тексты могут представлять собой заполнение анкет, написание различного рода писем, заявлений, докладов, сочинений/эссе, поздравительных открыток и многое другое.
Под академическим текстом обычно понимается научный текст, задача которого состоит в том, чтобы проинформировать научное сообщество о проведенном исследовании. Академическому тексту характерны определенные грамматические, морфологические и стилистические особенности. Качество  написания академического текста определяет не только язык  и стилистика, но и важнейшим достоинством текста, статьи или книги является хорошая организация, четкая структура, краткость содержания, безличный тон. Для того чтобы текст был удобным и красивым для читателя, необходимо соблюдать абзацное членение текста. В основе академического текста лежит принцип триады: текст, состоящий из трех частей (введение, основная часть, заключение), а основная часть включает в себя три абзаца основной идеи. Важными признаками текста являются его цельность и связность. Для этого необходимы такие логические символы как: связки, союзы  и сигналы перехода. 
Для полного понимания сущности академического письма необходимо было изучить академические тексты. В качестве академического текста нами были проанализированы научно-педагогические статьи с точки зрения языковых особенностей и структурирования предложения и его интеграции в связный текст. Стоит заметить, что для академического текста характерна общенаучная и терминологическая лексика, используется только полная грамматическая форма, также характерен  сложный синтаксис, чтобы выразить весь спектр логических отношений между высказываемыми автором положениями. Так изучая статьи, мы выявили, что целостность и связность текста сохранены. Проявлениями цельности текста являются многочисленные внешние сигналы связи между предложениями, которые указывают на структурную цельность текста.
В третьей главе нашей выпускной квалификационной работы нами был проведена опытно-экспериментальная работа. Данный эксперимент был осуществлен нами на базе МБОУ СОШ № 264 г. Кировского района, г. Санкт-Петербурга на уроках английского языка в 11 а и 11 б классах.
 В эксперименте принимали участие учащиеся старшей школы 11 а, который был определен как контрольная группа, и 11 б – экспериментальная группа. Выбор классов основывался на идентичности успеваемости и итоговых оценок учащихся за предыдущий год. Опытно-экспериментальная работа заключалась в том, что две группы с учащимися одного возраста и одинаковым уровнем владения ИЯ осваивали аналогичную школьную программу. Однако в ходе эксперимента в ЭГ при обучении академическому письму был применен разработанный методический комплекс упражнений и заданий, а в КГ процесс обучения осуществлялся традиционно.
Работа осуществлялась в трех этапах: констатирующий, формирующий, обобщающий. На констатирующем этапе нами был выявлен исходный уровень знаний академического письма в КГ и ЭГ, с помощью проведения беседы, работы с текстом и написанием эссе, которое в дальнейшем нами было оценено по определенным критериям. Формирующий этап  был разделен на три этапа: мотивационный, который состоял из заданий, побуждающих к учебной деятельности и обучению основам академического письма в целом; наполнительный, в котором содержались такие задания как работа с цитатами и с текстом, перифраз, отработка аргументации, оценивание эссе по критериям; аналитико-синтетический этап содержал в себе обобщающий материал и был нацелен на полностью индивидуальную работу учащихся, для систематизации знаний по пройденному материалу. На обобщающем этапе нами был проведен контроль знаний полученных после апробации нашего комплекса упражнений и заданий по развитию академической грамотности и письменности. Задания на констатирующем и обобщающем этапах были практически  аналогичны. 
Данный комплекс заданий был разработан для применения его на уроках английского языка в старшей школе общеобразовательного учреждения, так как на сегодняшний день обучение основам академического письма  предполагается только на уровне  высшего учебного заведения.   Комплекс предусматривает знания, умения и навыки, которыми должны владеть обучающиеся данной возрастной категории. В нём содержится грамотная и логически выстроенная последовательность упражнений, которая разделена на этапы и нацелена на  повышение уровня академической грамотности обучающихся.
Также задания ориентированы на подготовку обучающихся к единому государственному экзамену, а точнее ко второму заданию в разделе «Письмо», где требуется написать эссе. Более того, данный комплекс заданий основан и задействует все виды речевой деятельности,  что соответствует требованиям ФГОС к урокам иностранного языка. 
Таким образом, в ходе анализа итоговых результатов мы выявили необходимость применения дополнительного разработанного комплекса заданий для развития академического письма в выпускных классах старшей школы, так как  проведенная работа в экспериментальной группе дала положительный эффект и повысила уровень сформированности академической грамотности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»