Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мультисенсорный подход в преподавании
английского языка

Трапезина Кристина Анатольевна
Давайте разберемся откуда и когда все началось.
В 1935 году психологи Сэмюэль Ортон и Анна Джинген определили понятие мультисенсорного обучения. Они первыми разработали программу, чтобы помочь испытывающим затруднения читателям. Они включали мультисенсорные упражнения для обучения связям между буквами и звуками, правилам фонетики. Этот структурированный подход помог учащимся разбить чтение и правописание на небольшие уроки, а затем шаг за шагом улучшать знания. Так они овладевали одним навыком, прежде чем переходить к следующему. 
Мультисенсорная деятельность задействует несколько областей мозга. Чтобы осознать, как работает мультисенсорное обучение, важно разобраться, как работает разум. Человеческий мозг эволюционировал, чтобы учиться и расти в мультисенсорной среде. По этой причине все функции мозга взаимосвязаны. Человек знает, как поступить лучше всего, когда указания задействуют несколько органов чувств. Многие учащиеся полагаются на одни чувства больше, чем на другие, поэтому разнообразная мультисенсорная деятельность помогает детям воспринимать материал.
Стратегии мультисенсорного обучения связаны с более устоявшимися образовательными методами — например, с теорией  Гарднера о множественном интелекте, которая рассматривает интеллект в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности. То есть каждый человек обладает несколькими типами интеллекта, но доминируют обычно три-четыре.
Мультисенсорное обучение — это ответвление личностно-ориентированного обучения, то есть процесса гармоничного развития личности, где ребёнок чувствует себя частью процесса. Чаще всего применяют в младшем возрасте — раннем, дошкольном и в началке. Хотя формат доступен для любого возраста.
Исследования мультисенсорного обучения
Когнитивный психолог Ричард Майер провел исследование в области комплексного воздействия сенсорных стимулов на обучение. Он поделил участников на три группы: первая получала информацию зрительно, вторая на слух, а третья использовала оба способа. Последние запоминали и воспроизводили информацию детальнее, чем остальные.
Руководитель Школы перспективных исследований Института философии Лондонского университета Барри Смит уверено утверждает, что органы чувств работают сообща, и в этом проявляется мультисенсорность. То есть, например, запахи мы чувствуем двумя способами — внешним, когда вдыхаем аромат булочки, и внутренним, когда на выдохе понимаем, стоит ли её есть. Другой пример: когда мы слышим звук, мы задействуем не только уши, но и глаза, которые ищут источник этого звука.
В 2018 год были проведены исследования в области когнитивистики показали, что у детей с самыми сильными навыками грамотности было больше взаимодействия между различными областями мозга. Оно проходило с использованием технологии фМРТ, которая измеряет активность мозга путём обнаружения изменений в кровотоке.
 
Мультисенсорный подход предполагает целенаправленное воздействие на все каналы восприятия ребенка на уроке: слышу – вижу – делаю – говорю – рассказываю. Его использование повышает мотивацию и интерес ребенка к изучению иностранного языка. Мультисенсорное обучение развивает и задействует у детей все сенсорные каналы, помогает концентрировать и удерживать внимание дольше, сохранять пройденный материал в долговременной памяти.
В процессе мультисенсорного обучения ученики усваивают информацию, используя все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Такой метод обучения стимулирует обучение за счет вовлечения учеников на нескольких уровнях одновременно, что является большим преимуществом.
Понятие мультисенсорной технологии связано с тем, что каждый обучающийся имеет свой собстенный неповторимый стиль познания, свои когнитивные особенности, которые непосредственно влияют на усвоение нового материала, в том числе и на уроках иностранного языка. Известно несколько классификаций, с помощью которых описываются индивидуальные познавательные особенности ребят.
Как известно, в зависимости от "ведущего" канала восприятия, детей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение помогает учиться с удовольствием.
Учителю необходимо помнить об основных особенностях мультисенсорного обучения.
Во-первых, использование как вербальных, так и невербальных форм общения (музыка, поделки, фото, картинки, предметы, движения) не в меньшей, а в большей степени. Именно постоянно декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, ученик быстрее запоминает и с интересом занимается английским языком.
Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит над-предметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с кубиком.
Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке иностранного языка. Сделать обучение доступным и эффективным.
Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене. Единственным ограничением для использования данного подхода на старших этапах обучения иностранному языку является время урока.
Рассмотрим примеры мультисенсорного обучения на разных этапах обучения
В младшей школе
Вариант «вижу — слышу — говорю». Это значит, что ребёнок видит птицу, слышит, какой звук она издаёт, и называет её. Или более масштабный пример: «вижу — чувствую носом — слышу ухом — трогаю». Ученик видит апельсин, вдыхает его запах, прислушивается, есть ли какие-то в нём звуки, и изучает руками.
Такой подход можно использовать не только во время какой-то деятельности, но и на занятиях. Например, когда на английском изучают домашних животных. У детей есть пластилин, из которого каждый лепит своего зверя, проговаривая отдельные части тела. А потом ребята обмениваются животными, проговаривая их названия. Здесь действует схема «делаю — говорю — вижу — вижу — говорю».
В старшей школе 
Пример схемы: «вижу — слышу — делаю», когда подросток видит химическое явление — горение спиртов, слышит, какой звук исходит от горелки и самого пламени, делает по образцу.
На уроке геометрии можно разобрать тему «Призма» по схеме «вижу — делаю». Сначала старшеклассники видят образец на интерактивной доске, затем с помощью проволоки создают объёмную призму.
А на литературе можно всем классом читать вслух «Войну и мир», чтобы задействовать слуховые и визуальные чувства, то есть использовать схему «слышу — вижу».
Для детей с ОВЗ
Мультисенсорику часто используют для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Например, если у ребёнка есть дислексия, то есть трудности в понимании букв и звуков, ему можно предложить изучать алфавит с помощью пластилина — лепить каждую букву. Это схема «вижу — делаю — говорю». Грамотность — это мультисенсорный навык, так как чтение включает в себя как распознавание написанных слов, так и их перевод в соответствующие буквы.
Для хоумскулеров
Если ребёнок находится на расстоянии тысячи километров от педагога, то часть схем он сможет использовать, если подготовится самостоятельно. Например, если нужны запахи или тактильные ощущения. А если это звук, картинка или видео, то преподаватель сможет взять это на себя.
Например, чтобы разобраться в творчестве Сергея Довлатова, учитель найдёт его изображение, письма, записи голоса, если они сохранились. Ребёнок сможет воспользоваться схемой «вижу — слышу — говорю» для обсуждения произведений и биографии.
Можно привести несколько советов родителям, чтобы облегчить изучения английского языка
Родители могут помочь детям обустроить пространство для лучшего восприятия:
материалы для алфавита и чисел;
лего для дробей;
карточки для иностранных слов;
вещества для химических опытов;
предметы для физики;
колонки для звуковых эффектов;
мультимедийные презентации со звуками, эффектами, картинками и видео, которые подойдут практически каждому занятию.        

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»