Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка учащихся седьмых классов
к выполнению заданий устной части
всероссийской проверочной работы
по английскому языку

Долгова Юлия Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 264
Кировского района Санкт-Петербурга
      В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе является Всероссийская проверочная работа. ВПР по иностранным языкам нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а также на оценку уровня освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения. Все задания  ВПР направлены на диагностику не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения, заложенных во ФГОС и ПООП. Анализируя модель ВПР, можно прийти к выводу, что особый акцент делается именно на проверку уровня сформированности речевой (аудирование, чтение, говорение) и языковой компетенций. В то время как как социокультурные знания и компенсаторные умения проверяются опосредованно через всю работу. 
     Работа содержит письменную и устную части. Особенность КИМ ВПР по английскому языку в том, что они представляют собой компьютерную программу, которая строго регламентирует время выполнения заданий 1–3 (аудирование, чтение текста вслух,  говорение) и позволяет записать устный ответ обучающегося. Техническая составляющая работы часто вызывает трудности у обучающихся – это  непривычная форма, система не всегда работает корректно, нет привычных ручки и карандаша для выполнения. Время выполнения заданий 4–6 ученик регулирует самостоятельно (вся работа рассчитана на 45 минут). Задания устной части ВПР требуют от учащихся  навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Фонетические навыки также проверяются в устной части работы.
     Предлагаемая методическая разработка содержит практические советы по успешному выполнению заданий устной части ВПР. Рекомендации могут быть использованы как учителем на уроках, так и обучающимися в процессе самостоятельной работы дома.
     Первое задание в устной части ВПР – чтение вслух текстового отрывка.
     В задании по чтению текста  проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки. Время для подготовки – 1,5 минуты, время чтения – 1,5 минуты. В начале подготовки к выполнению этого задания учащимся необходимо дать возможность понять, что это задание, хотя и выполняется с учетом  строгого ограничения по времени, но относится к заданиям базового уровня сложности. Выбрав несколько отрывков для чтения  из материалов прошлых периодов и включив таймер, можно наглядно показать, что отведенного на чтение времени достаточно, чтобы успешно справиться с поставленной задачей. Учащимся можно предложить разные отрывки для чтения, ограничить время на подготовку 1,5 минуты и по истечении указанного времени,  попросить отдельных учеников прочитать свои тексты на время. Опыт показывает, что учащиеся успешно справляются с поставленной задачей и после окончания чтения в запасе остается 15-20 секунд. Сделав дополнительный акцент на том, что  задача является выполнимой, мы тем самым даем учащимся дополнительную уверенность в том, что они успеют  прочитать предложенный  текст и  в том, что  необходимость в «искусственном» ускорении чтения полностью отсутствует.  Это, в свою очередь,  позволит избежать совершения дополнительных  ошибок при произношении слов и  в интонировании.
     Основные этапы подготовки к чтению текста:
1. Необходимо внимательно ознакомиться  с текстом и постараться  понять, о чем идет речь, чтобы правильно сделать паузы при чтении и выбрать нужную интонацию.
2. Чтение текста про себя. Особое внимание обращаем  на  произношение сложных слов.
3. Продумываем  интонационное оформление сложных предложений, состоящих из двух и более частей.
4. В домашних условиях, при подготовке к чтению, необходимо делать диктофонную запись, а затем, прослушивать свой ответ. Даже если сам учащийся при прослушивании собственной записи не сможет самостоятельно исправить все допущенные ошибки, ее можно будет использовать для дальнейшего классного контроля. Учащимся можно  предложить   прослушать «живую запись» чтения вслух, зафиксировать ошибки и провести оценку, в соответствии с предложенными критериями.
5. Тренировочные упражнения с  использованием отрывков из текстов с аудиозаписями.
     Во время первого прослушивания учащиеся следят  по  тексту за диктором и подчеркивают наиболее сложные слова и конструкции. При повторном прослушивании,  с помощью стрелок  необходимо обозначить интонационную схему предложений. На следующем этапе  текст прослушивается с остановками после каждого предложения. Учащиеся в это время проверяют свои схемы и сравнивают их  с  интонацией диктора. После этого группа читает  весь текст вместе с диктором, уделяя особое внимание интонированию (можно также прочитать  текст ещё раз,  уменьшив громкость диктора так, чтобы на первый план вышло чтение учеников). На заключительном этапе несколько детей читают текст самостоятельно, остальные же стараются зафиксировать допущенные  ошибки. 
     Задание по говорению проверяет сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.
     За монологическое высказывание учащийся может получить 8 баллов, что составляет более четверти от всех баллов за выполнение проверочной работы.
     Начать подготовку следует  с представления стандартного плана ответа.
the place - место действия
the action – действие, то что происходит на картинке
the person’s appearance - внешность человека
whether you like the picture or not - нравится ли вам картинка или нет
why- почему вам она нравится или не нравится
На следующем этапе учащимся предлагаются  готовые описания  к разным картинкам. В готовых ответах необходимо найти общие по смыслу фразы, которые так или иначе, встречаются во всех описаниях.
  1. В дальнейшем, выделенные грамматические конструкции и выражения можно использовать в качестве  опорных для построения  монологического высказывания  для описания любой выбранной картинки.
  2. Приведем примеры опорных фраз и выражений, которые последовательно соответствуют предложенным пунктам плана:
 I’d like to describe picture number...
 The picture shows...
Чтобы избежать повторений, используем слова и конструкции:
Picture/Photo/Shot
The picture shows …/ The picture depicts.../  In the picture you/we/I can see…
Вводные слова и словосочетания  I think / I consider / To my mind
the place This photo was taken…(at school/ in the park…)… inside / outside.
In this picture the action is taking place in… ( the house, the living room,the swimming pool…)
There is /There are …
In  the foreground/In the background…
the action Looking at these people / this girl / this boy  I get the impression that they are / she is / he is….
 He/She is sitting/ running/ buying/smiling/playing/ reading…
He/she enjoys what he/she is doing.
The weather is…
the person’s appearance I think he/she is about …. (…years old).
He/ she has got short/ long hair and…
He/ she is wearing ….
whether you like the picture or not I like (don’t like) this picture because…
… it is a professional photo and I’m interested in photography.
… I am fond of active games/ doing sport/ reading/ watching TV…
… the atmosphere in the picture is positive and friendly…
… It makes me think of summer/ winter / autumn / spring.
  1.  
  1. Проведя анализ готовых ответов необходимо обратить внимание не только на опорные выражения, но и на грамматические конструкции и времена, используемые для описания фотографий. Так, дополнительно, в период подготовки  учащимся предлагается выполнять упражнения на тренировку  времен Present Continuous и Present Simple, чтобы свести до минимума количество ошибок, допускаемых при согласовании основы предложения «подлежащее-сказуемое».
  2. Выполнив группу подготовительных заданий, на следующем этапе, можно дать учащимся описание, в котором  есть неточности, связанные с неполным раскрытием критерия «содержание». Обнаружив ошибки, дети вносят свои поправки, улучшив предложенный   вариант  ответа. Продолжить работу в рамках тренировочных упражнений «найди и исправь ошибки» можно, включив в готовые ответы грамматические и лексические ошибки. Все исправления, сделанные в дальнейшем учениками, должны быть обоснованны.
  3. На этапе, когда все требования, предъявляемые к  указанному заданию будут полностью понятны учащимся,  а наиболее часто встречающие ошибки разобраны, можно переходить к этапу  описания «в полном объеме» и с соблюдением всех  временных ограничений.
  4. Чтобы минимизировать негативные последствия стрессовой  ситуации, связанной с нажатием клавиши «запись», необходимо использовать дополнительные тренировочные приемы.  Например, в домашних условиях можно использовать диктофон, производя самозапись описания выбранных  фотографий. На уроке, можно посадить учащихся за последние парты, предложив им надеть наушники и записать свой ответ на мобильное устройство. После записи группа может прослушать ответы, провести анализ ошибок и сделать оценку в соответствии с предложенными критериями. В образовательном учреждении на заключительном этапе подготовки можно  провести  тренировочное занятие в компьютерном классе с полностью подготовленным оборудованием.    
    В заключении считаю необходимым отметить, что специальная подготовка к выполнению всероссийской проверочной работы не предусматривается. Однако, современные учебники не содержат достаточного числа тематических текстов для чтения и заданий на тренировку монологической речи в соответствии с жестко определенными критериями.    Безусловно, каждый урок иностранного языка, включает тренировку различных видов речевой деятельности  и предполагает выполнение упражнений разного уровня сложности. Но  выполнение заданий, с использованием электронных записывающих устройств,  еще и с ограничением по времени, требует дополнительной подготовки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»