Актуальные вопросы воспитания подрастающего поколения
Классный руководитель Панина Марина Ивановна
«Будь асом
в работе с классом!»
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.И сейчас мне хочется рассказать вам одну притчу об учителе, который не только учит, но и воспитывает ежечасно и ежеминутно.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…
И вот теперь мне хочется перейти к тому, что каждый учитель должен попробовать себя в роли классного руководителя хотя бы раз ,за всё время педагогической работы придерживаясь определённых принципов. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как 6ы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель? Согласно терминологии:
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Он с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.
Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство. Проводником этих идей становится классный руководитель. И как никогда, он должен быть профессионалом своего дела.
Классный руководитель- педагог-профессионал. Он - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Классный руководитель создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости ираскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации
Классный руководительосуществляет ежедневное систематическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия школьника с окружающим миром: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, и главное - с людьми.
Цель работы классного руководителяс классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
Исходя из этой цели, можно вычленить следующие задачи, непосредственно и каждодневно реализуемые классным руководителем в целях образования личности ребенка:
- Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
- Организация всех видов коллективной и индивидуальной, деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
- Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
- Формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.
Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:
- аналитико-прогностическая;
- организационно-координирующая (является приоритетной при формировании познавательного интереса);
- коммуникативная;
- предупредительно-профилактическая;
- охранно-защитная;
- коррекционная.
Общие требования к профессионализму классного руководителя
Классный руководитель:
- владеет основами знаний по общей психологии;
- умеет проектировать систему работы по основным направлениям воспитания;
- знает принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитательного процесса;
- имеет целостные преставления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
- понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
- умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
- психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
- готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.
С помощью ниже перечисленных форм внеклассной воспитательной работы я формирую познавательный интерес у учащихся, любовь и уважение, умение видеть прекрасное, придти на помощь в любое время, быть нужным людям, быть интересной, творческой, интеллектуальной личностью.
Словесно-логические формы:
Основным средством является слово (воздействие словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этой работе относятся этические беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Они могут быть различными, провожу такие мероприятия, как «Этикет и мы», «Курение, нужно ли оно», «Дорожные знаки», « Чуткий человек. Какой он?»
Образно-художественные формы:
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Они обеспечивают совместные переживания у детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник («Новый год», «Наши мамы – лучшие на свете», «23 февраля», « 9 Мая»).
Трудовые формы внеурочной работы:
Положительно воздействует на детей совместная работа, особенно любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до благоустройства территории, посещение организаций в рамках Дня труда, акция «Книжная больница». Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника, способствует приобретению знаний, возникновению познавательных интересов. Труд помогает школьникам в выборе будущей профессии.
Игровые (досуговые) формы:
Это игры, совместный отдых, экскурсии. Игры могут быть познавательные, соревновательные, конкурсные, спортивные. Все они, равно как и выше названные формы воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Работа с родителями:
Посещение семей, родительские собрания, встречи с родителями, проведение лекториев, совместное проведение праздников, « Огоньков», поездки по историческими памятным местам и тд.
Успех в работе классного руководителя становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
- верить в каждого ребенка и его возможности;
- оценивать не личность, а действия, поступки;
- видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
- не торопиться с выводами;
- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью.
Организация внеклассной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а иногда и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и ученика друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости.
Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Деятельность педагога как воспитателя, классного руководителя независимо от воспитательной системы школы, ее эффективность зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношения с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками; от профессиональной подготовленности педагога – уровня его психологической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
Какими же видят своих классных руководителей их воспитанники? Этот вопрос я задала своим четвероклашкам на классном часу « Классный руководитель…какой он?» и получила вот такие ответы:
«Она интересная и живая.. Ее глаза очень добрые. Она жизнерадостная, всегда придумывает что-то новое. С ней нам скучно не бывает».
«Заботливая мама, надежный друг, которому можно доверить свои секреты. В работе с нами для нее не существует мелочей. Она на все обращает внимание. Она умеет видеть и чувствовать наше настроение, поддерживает наши инициативы и творческие планы, помогает нам их осуществить. Она всегда рядом».
«На уроках она в меру строга, является ответственным человеком. Чувство юмора помогают ей решать любые проблемы. Она обладает удивительной скромностью. «Человек требовательный и понимающий, учитель и воспитатель, «классная «классная».
«Отношусь с большим уважение за профессионализм в работе, чуткость к детям, любовь к коллегам. А еще я люблю ее глаза, которые, всегда широко распахнуты (как и душа). Этот человек родился учителем».
В конце классного часа мы с ребятами подвели итог, составив собирательный образ классного руководителя. Этот привлекательный образ дополняют тонкие и эмоциональные определения взаимоотношений детей и любимого педагога.
Она прекрасна, энергична,
Талантлива и артистична,
Умна, добра и справедлива,
Честна, порядочна, красива,
Заставила нас всех читать,
Анализировать, мечтать,
Любить, ценить родное слово,
Открыла Пушкина, Толстого.
И как забыть ее урок?
Она от Бога педагог!
А классная – так высший класс!
Не верите? Спросите нас!
Классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.
«…Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего» можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах, но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих – вы или кто-нибудь другой, - искренне, глубоко верил, что доброта и честность или любовь и совесть (это одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них – то вся сила, в них весь разум мира…»
«…Соединим в сознании ребенка долг и радость – и больше ничего для воспитания не нужно…»
«…Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом…»
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до негоневидимымипутями, вы их не замечаете»
А. С. Макаренко
У Михаила Михайловича Пришвина есть маленькая сказка-притча: «Шел великан, слушал, склонившись, маленького и улыбался рассказу во всю свою широкую добродушную морду. А когда встречался прохожий, то великан смотрел на него, не снимая улыбки, и тот с удовольствием улыбкой ему отвечал».
Так и хочется провести аналогию с учителем: неся детям добро, ласку, знания, видение мира, «подпитываясь» добром у детей, он несет это дальше, распространяя на все окружающее — предметы, явления, людей. Говорят: учитель — это не профессия, педагогика — это не наука, это образ жизни.
И действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Классный руководитель - он — носитель ценностного отношения к миру, оцениваемого с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ.
Он — непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того: он для своих воспитанников своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком
В прошлом учебном году я выпустила свой 4 выпуск. Вот о них и пойдёт сейчас речь, а точнее о моей работе с ними.
1 сентября 2007 года - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ нашего класса. В этот день я приняла в 1 класс 10 учащихся, 3 мальчиков и 7 девочек. Учитывая их возрастные особенности, в течение этих лет проводила коллективные мероприятия, которые помогали каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, найти новых друзей.
Чтобы сформировать работоспособный, творчески сплоченный классный коллектив я, как классный руководитель поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цели:
1. Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
2. Раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи:
1. Создать такие условия, которые помогли бы детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;
способствовали бы укреплению дружбы, формировать условия, в которых дети могли бы работать, успешно взаимодействуя.
2. Воспитывать чувство ответственности, сознательной дисциплины, культуры поведения.
3. Воспитывать навыки здорового образа жизни.
О нашей школьной жизни посмотрите небольшой фильм.
- Результаты реализации программы развития классного коллектива
- Данные по участию учеников в , всероссийских и международных конкурсах
- Результативность участия в творческих конкурсах
- Результативность участия в проектах и акциях
- Результативность участия в спортивно- оздоровительных мероприятиях различного уровня
- Итоги анкетирования учащихся в 2010-2011 гг. по методике М.И. Рыжкова"Определение уровня развития классного коллектива”показали, что данный коллектив: дружный, дисциплинированный, с нравственными устоями, с чувством взаимопомощи, взаимопонимания, творческие, интеллектуальные и развитые личности.
Работа классного руководителя очень сложная, но она ,несомненно, нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.
По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. На классного руководителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребёнка.
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев глаза детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
Каким же всё-таки должен быть современный классный руководитель? Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики. Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Моя миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе. Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда . Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.
Сейчас у меня первый класс. Как говорят новый класс, новые, другие дети, всё по –новому, как не бывает двух одинаковых людей, так и не бывает двух одинаковых классов, и всё надо начинать заново, сначала. Но, несомненно, за годы работы в школе собран лучший свой и моих коллег, который и помогает в работе с классом. Много уже сделано по сплочению коллектива, по раскрытию творческого потенциала у ребят.
Сейчас мы работаем над новым проектом «Моя семья – моя крепость». В нем доминирующими ценностями стали нравственность, духовность, (забота, любовь, уважение, помощь и взаимопонимание). Я уже вижу результат своего труда: дети увлечены, присоединились родители, все в поиске и творчестве.
Для меня важно, чтобы мои ученики поднимались по ступеням духовного развития. Я уверена, что каждый из них, видя свою звезду, приближается к ней, а вместе с тем понимает, что его роль в обществе не последняя. Раз он появился на планете Земля, значит, это не случайно…. Моя миссия – понять, дать дружеский совет, научить отличать добро от зла и погрузиться с ними в атмосферу творчества. А стоя на ступеньке чуть выше своих учеников, я вижу и каждого из них, и смотрю на свою звезду, которая с каждым моим шагом становится все ближе и ближе.
Я вижу, как горят их глаза, как хочется им достичь большего. И я, и они понимаем: для этого нужно много трудиться, находиться в постоянном поиске… Самое главное, остальным ребятам захотелось попробовать свои силы.
Что можно сказать в заключение? Школьники – представители нового поколения XXI века создали собирательный образ настоящего Учителя, Педагога с большой буквы, не просто руководителя классного коллектива. Это и есть истинный воспитатель, наставник, друг, для которого главное – любовь к детям и отдача им себя без остатка.