Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система работы с мультимедийными
презентациями и критерии их оценивания

Пиотрович Ольга Валентиновна
Использование информационных компьютерных технологий создает предметно-мотивационную среду, способствующую развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся. При их использовании ученик становится главным действующим субъектом усвоения знаний, а учитель выступает активным помощником, организующим и стимулирующим учебный процесс.
            Цель работы - представить  технологии проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность использовать язык как средство общения, развивают навыки самообразования , контроля и самооценки, способствуют формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, раскрывают творческие способности  и, самое главное, повышают мотивацию к изучению английского языка.
           Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на приобретение новых (чаще всего путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов деятельности [1].
          Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[2]. Он ориентирован на получение конкретного результата  и должен включать  исследовательский элемент. Таким образом , проект – это любая деятельность учащегося (индивидуальная или групповая), как аудиторная, так и внеаудиторная, которая включает в себя элементы самообразования (сбор, анализ и синтез информации по определенной теме), систематизацию собранного материала и, в конечном итоге, оформление его в некий «продукт», который, как правило, защищается в форме презентации, доклада, дискуссии, театрализованной постановки, радиопередачи, плаката и т.д. Очень важен тот факт, что потенциальные пользователи «продукта» – одноклассники автора, а не учитель! Роль учителя существенно меняется – он становится консультантом, помощником, наблюдателем, источником  информации и координатором. Основной задачей учителя становится передача не знаний, а способов работы и развитие информационной грамотности учащихся.
          Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает как один из результатов обучения «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью в других странах» [3]. В связи с этим, особую значимость приобретают проекты по страноведению.  
            В своей педагогической деятельности я систематически использую проектный метод при изучении основных англоязычных стран.  Темы возможных проектов предлагаются учащимся чаще учителем, но иногда ученики сами формулируют тему, соответствующую сфере своих интересов. Все темы должны быть  связаны с определенной англоязычной страной и отображать разные аспекты жизни и истории этой страны (политическое устройство, географическое положение, население и т.д.). Класс разбивается на группы (1-3 человека), которые самостоятельно работают над сбором, анализом и оформлением полученной информации.
            Обязательными компонентами проекта – исследования обычно являются мультимедийная презентация, комментарии к ней и реферат в печатном виде с развернутым планом.
             Наличие мультимедийной презентации создает возможности для повышения эффективности учебного процесса. За счет наглядности презентация позволяет задействовать различные каналы восприятия информации учащихся, в результате чего обеспечивается более полное представление образа или понятия, усвоение структурных связей между изучаемыми объектами, а это способствует лучшему усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
            Для ее успешного оформления и защиты, необходимо выполнить ряд требований как к текстовому содержанию слайдов, так и к их художественному оформлению. Большую сложность для учащихся представляет работа над текстовым содержанием слайдов, которое должно обеспечить доступное, наглядное и краткое представление информации. На основе имеющихся источников [4], [5],[6] я составила следующие рекомендации для учащихся  к презентации

 
  • должно показываться не более 1-2 слайдов в минуту
  • в каждой строчке должно быть не более 6-8 слов, то есть информацию необходимо сокращать до ключевых слов (без вспомогательных глаголов, наречий, прилагательных, артиклей)
  • максимум 6 пунктов в слайде
  • к каждому слайду должен быть заголовок
  • графики и картинки, где возможно (в меру)
  • слайдов от 5 до 10 штук
         Таким образом, должен соблюдаться определенный баланс между содержательной частью текста слайдов презентации и его доступностью.  Также мои учащиеся всегда заранее ознакомлены с критериями  оценивания  презентаций. Так принимается во внимание количество слайдов, наличие картинок, графиков, диаграмм, дополнительных анимационных эффектов, правильность и четкость текста, логичность изложения материала. Обычно учащиеся сами оценивают выступления своих товарищей в соответствии с предложенными критериями.
          Работа над проектом (особенно на этапе его защиты или презентации) создает максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, т.е. стремление к реализации своих знаний в ситуации приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В то же время возникает следующая проблема – как за ограниченный промежуток времени изложить результаты своей работы в доступной и понятной одноклассникам форме?
Мною были выработаны следующие советы учащимся для составления текста комментариев при защите презентаций:
  • использовать грамматически полные, но короткие предложения
  • убрать трудные слова и лишнюю информацию
  • рассказ должен точно соответствовать слайдам
  • по возможности осуществлять интерактивную связь со слушателем через вопросы к аудитории
 
Работа учащихся над учебными проектами обычно проходит по следующему плану:
  • выбор темы
  • подбор материала
  • систематизация информации в соответствии с планом
  • работа над текстом слайдов
  • заголовки к слайдам
  • комментарии к презентации
  • оформление текста реферата с развернутым планом
 
         Безусловно, создание таких проектов требует больших временных затрат, но зато итоговый урок-конференция по защите таких проектов имеет исключительную познавательную ценность и в максимально концентрированном  виде содержит огромный объем информации, который невозможно было бы изучить на обычном уроке. Созданные проекты могут полезным дидактическим материалом на уроках страноведения. Большой интерес моих учеников 8,9,10 классов вызвали проекты учащихся 11 класса по теме «Виртуальная экскурсия по Лондону», в которых они представили достопримечательности и музеи  Лондона. Проектная деятельность позволяет проявить себя и более слабым учащимся, превращая их в успешных участников учебного процесса.
        Проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся,  во-вторых, предоставляется возможность реализации творческих идей, в-третьих, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности, приобретается опыт получения удовольствия от деятельности как таковой, удовлетворения от полученного результата и, наконец, создаются условия, формирующие желание учащихся общаться на изучаемом языке.
 
Список литературы
  1. «Проектная деятельность учащихся при обучении английскому языку» Петричук И.И. http://io.nios.ru/index.php?rel=32&point=11&art=1051
  2. Метод проектов на уроках иностранного языка. Полат Е. С./ Иностранные языки в школе — № № 2, 3 — 2000 г.

3.ФГОС основное общее образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. standart.edu.ru

  1. Intel Обучение для будущего, Москва 2006
     
  2. Современный английский для бизнеса. English for Presentations., Сornelsen 2009
     
  3. «Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе» Инкина И.И. . http://festival.1september.ru/articles/559341/
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»