Дорохова Марина Владимировна
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
«Тропа здоровья» в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: ребристые доски, массажные мячи, кочки и мн.др.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенст-вованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разно-образные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- оздоровительный бег
- дозированная ходьба
- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»
- закаливающие мероприятия
- спортивные досуги и праздники
- кружковая работа
- музыкальные и физкультурные занятия.
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами ТОП. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся в течении года), спортивные досуги (1 раз в месяц).
На протяжении многих лет педагоги ДОУ ведут активную работу по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Для ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, в ДОУ проводятся: «День открытых дверей», использование информационных технологий, выставка методической литературы по формированию основ здорового образа жизни; привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д..
Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Итак, в процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам:
- осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни;
- наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, обладают всеми качествами гармонично развитой личности;
-здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.