Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зеркальные нейроны как инструмент успешного
педагогического процесса на уроках английского языка

Мицкевич Полина Геннадьевна
В своей статье я поделюсь своим личным опытом в отношении данной темы, расскажу о том, что такое «зеркальные нейроны» с точки зрения современной науки, а также поделюсь своими практическими выводами в изучении данной темы на уроках английского языка.
В своей педагогической деятельности мне всегда было важно взаимопонимание между мной и учащимися. Это было основой для дальнейшего обучения, воспитания и развития моих учеников.
Основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей.
Давайте подробнее рассмотрим задачи, связанные с формированием коммуникативной компетенции и возможности их реализации в современной школе.
Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:
  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Я всегда понимала, что невозможно реализовать весь этот огромный спектр задач, не наведя «мостов» с учащимися. Учебный год я люблю начинать с опроса или анкеты, если беру учащихся 5х или 10х классов, не имея опыта общения с ними ранее. У меня всегда есть время для того, чтобы спросить, почему ученик ведёт себя так или иначе, я знаю, что не смогу «махнуть рукой», чтобы образовалась пропасть между мной и учеником, чтобы мы оказались на разных берегах с ним.
Мне важно быть рядом, завоёвывать внимание и вызывать интерес, влюбить учащихся в себя и в предмет. И каждый раз, на каждом уроке, на котором мне это удавалось, моя внутренняя гипотеза о важности этой связи ученика и учителя, восхищения им, важности радости открытий и познания для ученика, - всё больше начинала вызывать вопросы. Вопросы о  том, что это за закономерность, что это за явление, с которым я сталкиваюсь в моей повседневной педагогической деятельности.
Исследуя разные источники информации и статьи, слушая разных спикеров в сфере педагогики и психологии, я узнала о так называемых «зеркальных нейронах». Что же это такое?
Зеркальные нейроны – это одно из крупнейших открытий 20 века – обнаружение зеркальных систем головного мозга, являющихся основой языка, социума и сознания. Зеркальные нейроны («mirror neurons») были обнаружены известным итальянским нейрофизиологом Джакомо Ризолатти.
Обнаруженная им у высших млекопитающих (включая человека) система зеркальных нейронов активируется при наблюдении за действиями других субъектов и служит инструментом обучения через подражание («обезьянничанье»). Зеркальные нейроны обеспечивают правильное психическое развитие детей и адекватное поведение взрослых, формирование сознания и способности к коммуникации.
Наблюдать за тем, как делает другой – это основа коммуникации, любого обучения, основа языка. Доказано, что у людей, страдающих аутизмом или шизофренией, эти системы поломаны, они живут в своём собственном мире, не имея возможности из него выйти и посмотреть на ситуацию другими глазами. Так, ребёнок видит в зеркале не того, кто там есть (кто в нём отражается), а того, кем он хотел бы быть.
В науке есть понятие “Theory of mind” – это как раз и есть способность посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека или других людей с точки зрения другой культуры, другого индивидуума. Это очень важное умение. Например, нам предстоит трудный разговор с начальником. Мы должны готовиться к этому разговору, и это значит, что мы должны «проиграть» его с точки зрения не только своей, но и начальника, который может задавать непростые или неудобные вопросы.
Уметь сыграть разные роли – очень важная характеристика, которая считается характерной для человека, но в науке её признают важной и для высших видов: она точно есть у высших приматов, высших обезьян, дельфинов, у семейства врановых, у слонов, и как говорят учёные, возможно, и у домашних животных (собак и кошек).
Представление о сознании и состоянии «другого» и планирование действий с оглядкой на это даёт огромное поведенческое приемущество. Оно в том, что я, если смогу предсказать поведение другого человека, выигрываю. Выигрывает тот, кто на несколько шагов дальше просчитал, предвидел. Это основа для языка.
Зная силу зеркальных нейронов, в своей педагогической практике я использую такие приёмы для развития речи, как:
  • имитация (повторение учащимся языковых единиц за учителем)
  • хоровое проговаривание (особенно оно зарекомендовало себя с учащимися, которым усвоение учебного материала даётся нелегко)
  • собственный пример всех видов речевой деятельности: чтобы учитель, которого ученик любит и которому доверяет, сам говорил на английском языке, сам хорошо понимал англоязычную речь и мог сделать в нужном месте смысловую паузу и повторить услышанное за носителем языка, - ученик понимает, что он тоже так может. В его восприятии учитель становится проводником, который ведёт его по “stepping stones” -  по тем камушкам в море познания, которые позволяют ему не утонуть, а достичь цели, научиться передавать смыслы и успешно осуществлять коммуникацию.
Ведь одна из важных задач на уроках английского языка – создать безопасную среду для успешного развития навыков коммуникации. Благодаря этой среде, а также зеркальным нейронам, учащиеся сознательно и подсознательно, на вербальном и невербальном уровне будут «впитывать», «зеркалить», отражать способности и таланты, которыми обладает учитель, и перенимать их также легко, как он перенимает способности к родному языку в овладении родной речью от своих родителей.
Зная силу и важность использования зеркальных нейронов, мы можем организовать учебный процесс, используя перечисленные приемы, доброжелательный стиль общения на уроке, развивая тем самым оперативную и долговременную память, головной мозг в целом. Это позволяет гораздо легче и успешнее решить обучающие, воспитательные, и развивающие цели в нашем образовательном процессе.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»