Зеркальные нейроны как инструмент успешного
педагогического процесса на уроках английского языка
Мицкевич Полина Геннадьевна
В своей статье я поделюсь своим личным опытом в отношении данной темы, расскажу о том, что такое «зеркальные нейроны» с точки зрения современной науки, а также поделюсь своими практическими выводами в изучении данной темы на уроках английского языка.В своей педагогической деятельности мне всегда было важно взаимопонимание между мной и учащимися. Это было основой для дальнейшего обучения, воспитания и развития моих учеников.
Основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей.
Давайте подробнее рассмотрим задачи, связанные с формированием коммуникативной компетенции и возможности их реализации в современной школе.
Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Мне важно быть рядом, завоёвывать внимание и вызывать интерес, влюбить учащихся в себя и в предмет. И каждый раз, на каждом уроке, на котором мне это удавалось, моя внутренняя гипотеза о важности этой связи ученика и учителя, восхищения им, важности радости открытий и познания для ученика, - всё больше начинала вызывать вопросы. Вопросы о том, что это за закономерность, что это за явление, с которым я сталкиваюсь в моей повседневной педагогической деятельности.
Исследуя разные источники информации и статьи, слушая разных спикеров в сфере педагогики и психологии, я узнала о так называемых «зеркальных нейронах». Что же это такое?
Зеркальные нейроны – это одно из крупнейших открытий 20 века – обнаружение зеркальных систем головного мозга, являющихся основой языка, социума и сознания. Зеркальные нейроны («mirror neurons») были обнаружены известным итальянским нейрофизиологом Джакомо Ризолатти.
Обнаруженная им у высших млекопитающих (включая человека) система зеркальных нейронов активируется при наблюдении за действиями других субъектов и служит инструментом обучения через подражание («обезьянничанье»). Зеркальные нейроны обеспечивают правильное психическое развитие детей и адекватное поведение взрослых, формирование сознания и способности к коммуникации.
Наблюдать за тем, как делает другой – это основа коммуникации, любого обучения, основа языка. Доказано, что у людей, страдающих аутизмом или шизофренией, эти системы поломаны, они живут в своём собственном мире, не имея возможности из него выйти и посмотреть на ситуацию другими глазами. Так, ребёнок видит в зеркале не того, кто там есть (кто в нём отражается), а того, кем он хотел бы быть.
В науке есть понятие “Theory of mind” – это как раз и есть способность посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека или других людей с точки зрения другой культуры, другого индивидуума. Это очень важное умение. Например, нам предстоит трудный разговор с начальником. Мы должны готовиться к этому разговору, и это значит, что мы должны «проиграть» его с точки зрения не только своей, но и начальника, который может задавать непростые или неудобные вопросы.
Уметь сыграть разные роли – очень важная характеристика, которая считается характерной для человека, но в науке её признают важной и для высших видов: она точно есть у высших приматов, высших обезьян, дельфинов, у семейства врановых, у слонов, и как говорят учёные, возможно, и у домашних животных (собак и кошек).
Представление о сознании и состоянии «другого» и планирование действий с оглядкой на это даёт огромное поведенческое приемущество. Оно в том, что я, если смогу предсказать поведение другого человека, выигрываю. Выигрывает тот, кто на несколько шагов дальше просчитал, предвидел. Это основа для языка.
Зная силу зеркальных нейронов, в своей педагогической практике я использую такие приёмы для развития речи, как:
- имитация (повторение учащимся языковых единиц за учителем)
- хоровое проговаривание (особенно оно зарекомендовало себя с учащимися, которым усвоение учебного материала даётся нелегко)
- собственный пример всех видов речевой деятельности: чтобы учитель, которого ученик любит и которому доверяет, сам говорил на английском языке, сам хорошо понимал англоязычную речь и мог сделать в нужном месте смысловую паузу и повторить услышанное за носителем языка, - ученик понимает, что он тоже так может. В его восприятии учитель становится проводником, который ведёт его по “stepping stones” - по тем камушкам в море познания, которые позволяют ему не утонуть, а достичь цели, научиться передавать смыслы и успешно осуществлять коммуникацию.
Зная силу и важность использования зеркальных нейронов, мы можем организовать учебный процесс, используя перечисленные приемы, доброжелательный стиль общения на уроке, развивая тем самым оперативную и долговременную память, головной мозг в целом. Это позволяет гораздо легче и успешнее решить обучающие, воспитательные, и развивающие цели в нашем образовательном процессе.