Современные формы мотивации изучения английского языка в школе
Косточка Наталия Михайловна,
учитель английского языка первой категории
ГБОУ школа №580
Современныеинформационно-коммуникационные технологии(ИКТ)стремительно ворвались в нашу жизнь. Новое поколение школьников выросло в окружении компьютеров, сотовых телефонов и множества других «умных» и полезных устройств.
Современные школьники отличаются от предыдущих поколений особым способом восприятия информации: у них высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Таким образом, появлениев школе средств обучения нового поколения вполне оправдано. Компьютеры, мобильные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски стали вполне привычным оснащением современного урока.
Один из актуальныхвопросов учебного процесса- как повысить уровень усвоения учебного материала, то есть улучшить процесс понимания, запоминанияи умение применять полученные знания. Уже давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% - через слух,и оставшиеся 5% - через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет и о восприятии, и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, то есть памяти движения. Это значит, что человек запомнит материал, когда увидит и «потрогает», то есть сам что-то воспроизведёт (запишет, нарисует и т.д.) применит на практике. Поэтому важно во время урока предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают ИКТ, не только представляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию обучающиеся к изучению этой информации.
Такой подход к изучению иностранного языка очень важен на начальном этапе обучения, так как визуальные образы слов помогают младшим школьникам лучше запоминать лексику языка.
В своей работе, я, как правило, использую возможности интерактивной доски для предъявления нового материала, последующего закрепления и контроля знаний. Иллюстративная подача языкового материала особенно позволяет сформировать языковую компетентность,что, безусловно, повышает мотивациюк обучению, вызываяогромное желание изучить, освоить и увидеть конечный результат. Обучающиеся имеют возможность «рассортировать»лексику, по значению подобрать иллюстрацию к определённому тексту. Показателен тот факт, что дети имеют возможность сразу увидеть правильный результат, сравнить со своим, одновременно оценить свою работу. Оценочная деятельность с помощью ИКТ приобретает новую стимулирующую роль: «смайлы», которые несут эмоциональную окраску процесса обучения, освежают урок: отсутствие замечаний делает процесс обучения приятным. Во время урока класс делится на группы по 2-3 человека, поэтому дети могут,помимо учителя,сами помочь друг другу. Каждая группа рассматривается как отдельная команда, которая в конце урока оценивается учителем. Группы формируются с учётом языковой компетентности: «сильные»и «слабые». Таким образом, весь класс вовлечён в учебную деятельность. Каждая группа работает со своим ноутбуком. Общий результат работы виден на доске. Дети младших классов увлеченно занимаются в мобильном классе.
Одна из наиболее трудных задач для меня - побудить учащихся действовать и самостоятельно осмысливать учебный материал, ставить вопросы и находить на них ответы. Особенно это касается изучения грамматики английского языка. Постоянно хочется помочь, подсказать, поторопить найти ответ на поставленный вопрос, хотяпри этом я понимаю, что мешаю им. Ведь изучение такой «неинтересной и скучной» грамматики вряд ли вдохновит всех детей одинаково.
Поэтому использование ИКТ в процессе изучения грамматики очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает процессы мышления, восприятия, памяти. Данные технологии позволяют учащимся в интересной форме рассматривать понятия и определения, выполнять упражнения, что способствует чёткому восприятию грамматического материала.
В учебной работе я практически предъявляю новый грамматический материал, используя возможности интерактивной доски. Грамматика как бы оживает на слайдах: можно соотнести значение слов, соединить правильные части предложения, найти правильный вариант ответа и выбрать его; с помощью анимационных картинок объяснить разницу между настоящим простым и продолженным временами. Информационно-коммуникационная среда создаёт условия для готовности учащихся к обучению. Дети имеют возможность увидеть правильный результат сразу.Очень важно, чтознанияне передаются «в готовом виде», а формируются посредством самостоятельной работы обучающихся.
Хочу отметить, что урок в компьютерном классе не является только просмотром слайдов. Объяснение материала состоит из нескольких этапов: предъявление темы с последующим обсуждением, тренировочные упражнения, где обучающиеся могут наглядно увидеть,как «работает» грамматика в языковой среде,и, наконец, упражнение-тест, которое контролирует понимание темы.
Кроме того, обучающиеся получают возможность увидеть конечный вариант четким и аккуратным после всех исправлений. Они также могут перелистать слайды в обратном порядке или открыть нужный слайд для того, чтобы повторить и вспомнить объяснение учителя.
В течение урока учащиеся записывают конспект темы, что крайне важно для дальнейшего закрепления в виде домашнего задания.
Обращение к видеотехнологиям существенно расширяют возможности активизации коммуникативного подхода к изучению иностранного языка. Они позволяют понять культуру страны, язык которой изучается в школе, улучшают произношение, расширяют словарный запас,-словом, являются прекрасным инструментом обучения. Видео технологии имеют свои правила применения. Во-первых, продолжительность демонстрациикинофрагментадолжнабыть не более 2-5 минут. Порядок внедрения технологии следующий: во время первого просмотра обучающиеся знакомятся с видеоматериалом, после второго просмотра активизирую лексические единицы, анализирую задание, данное перед просмотром.Данная технология повышает мотивациюкизучениюязыка, и, собственно желание понимать иностранную речь (ведь так говорят любимые герои!)
Одной из самых успешных технологий, пользующейся популярностью среди детей, считаю «просмотр»при закрытом экране(onlysound). Обучающийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Таким образом, уровень выполнимости принципа проблемности с помощью ИКТ гораздо выше, чем при использовании традиционных учебников. Кроме того, обучающиеся самостоятельно извлекают учебную информацию при чётком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. Учитель объясняет задание к видеосюжету, и, используя функцию «затенение экрана», закрывает просмотр.Дети только слышат, но не видят киносюжета. Их задача - «услышать» информацию и передать на иностранном языке. При данном виде деятельности используется режим работы в группах, который добавляется дух соревнования, что также активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
Важно обсудить предполагаемые варианты ответов до просмотра фильма. Затем учитель даёт возможность обучающимся увидеть киносюжет в привычном режиме. Группа, услышавшая правильную версию кинофрагмента, считается победителем в данном виде задания.
Как правило, в одном уроке яприменяюоднувидеотехнологию, требующую 15-20 минут интенсивной работы.Например, урок в 5 классе по теме «Прогноз погоды»в котором я применила вышеуказанную технологию
Урок в 5 классе по теме «Прогноз погоды»
Цели урока:
Образовательная:
- систематизация изученной лексики и грамматических структур по теме;
Развивающая:
- развитие умений работы с сайтом www.gismeteo.ru;
- развитие логического мышления и языковой культуры;
Воспитательная:
- воспитание умения взаимодействия в группе;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом применении языка.
Оснащение урока:
- Интерактивный презентационный пакет SmartNotebookк интерактивной доске(ИАД) SmartBoard
- CD-ROM Macmillan Publishers Ltd, 2005 кучебникуWay-Ahead 4
- Сайт www.gismeteo.ru
Этапы урока |
Ход урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационные моменты |
Учитель приветствует детей и просит их сесть по группам, состоящим из 2-3 человек. |
Дети садятся за парты по два человека. |
Учитель предлагает детям определить тему урока после просмотра видеосюжета. |
Обучающиеся смотрят короткий видеоролик, выведенный на доску. Они видят три типа погоды: снежную, дождливую и ветреную. Затем делают вывод: тема урока – «Погода». |
|
Активизация лексики по теме |
На слайде обучающимся предлагается совместить символы погоды с английскими словами. |
Обучающиеся выходят к доске и, используя возможности ИАД, левой рукой подтягивают соответствующую лексику к картинке. А затем хором повторяют лексику за учителем. |
|
Учитель предлагает школьникам «рассортировать» лексику по значению «плохая» погода и «хорошая» погода. |
Дети сортируют лексику в две колонки, которая также отрабатывается в хоровом режиме. |
Просмотр киносюжета (Применение видео технологии «только звук») |
Перед просмотром видеосюжета учитель объясняет задание - прослушать видеосюжета при «затемнении экрана». На партах лежат фломастеры и листы бумаги, на которых обучающиеся рисуют то, что слышат по видеосюжету. |
Школьники прослушивают видеосюжет, при воспроизведении которого используется функция ИАД «затемнение экрана». При необходимости, они могут прослушать сюжет дважды. Затем рисуют символы погоды. |
Учитель предлагает детям просмотреть фильм в обычном формате.
|
Обучающиеся просматривают фильм и отбирают рисунки, совпадающие с видеосюжетом о погоде. |
|
Детям предлагается самим оценить свои работы. |
Они оценивают свои работы и выставляют оценки на листах. |
|
Повторение грамматических структур прошедшего, настоящего и будущего времен |
Учитель предлагает соотнести предложения в настоящем, прошедшем и будущем временах с соответствующей картинкой. |
Используя возможности интерактивной доски, левой рукой дети подтягивают правильное предложение к картинке. |
Развитие навыка чтения |
Учитель предлагает детям сесть за компьютеры и выполнить задание CD-диска к учебнику Way Ahead – 4. |
Обучающиеся видят карту и символы погоды. Они читают предложение и соответственно его смыслу перетягивают соответствующий символ на карту. При правильном ответе символ «оживает» и дети слышат звуки погоды. |
|
Учитель отмечает детей, справившихся с этим заданием успешно. |
|
Формирование навыков информационной культуры-знакомство и работа с сайтом www.gismeteo.ru |
Учащимся предлагается зайти на сайт www.gismeteo.ruи проанализировать прогноз погоды на ближайшие 3 дня с последующим его обсуждением. Учитель работает с доской, на которой видна страница сайта с погодными данными Санкт-Петербурга. |
Группы работают с компьютерами. Дети, вызванные к доске, используют функцию карандаша интерактивной доски и подчеркивают нужные параметры погоды и составляют прогноз погоды соответственно заданию с последующим обсуждением. |
Заключительный этап урока |
Учитель предлагает сесть за парты и посмотреть на доску, где написано шутливое четверостишье о погоде. |
Используя «затемнение» экрана, обучающиеся заучивают стихотворение наизусть и делают вывод о том, что независимо от погоды нужно радоваться каждому дню. |
|
Учитель подводит итог урока, перечисляет навыки, приобретенные на уроке. Оценивает работу детей и задаёт домашнее задание: зайти на сайт дома и написать прогноз погоды, используя 3 грамматических клише – погода вчера, сегодня, завтра. |
|
Список литературы:
- Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы Иностранные языки в школе. – 1999. - №3. – С. 3-4.
- Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/
- Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.
- Костюк Е.В. Методика преподавания иностранных языков с использованием электронных ресурсов Методические рекомендации Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербург 2010