Мотивация к изучению английского языка
у учеников среднего звена школы
Лаврентьева Анна Игоревна
Нет ничего лучше, чем овладевать школьным предметом по своему желанию. Ребенок, у которого развита мотивация к учению, эффективнее и легче усваивает материал школьной программы. К сожалению, не у всех детей сформирована мотивация, и задача учителя найти подход, направить интерес ребенка в русло изучения предмета.Мотивация бывает внешней и внутренней. Возьмем простой пример. Ребенок сам, без уговоров со стороны взрослых, выполняет домашние задания, следит за ходом урока, активен, процесс учебы для него значим и интересен. У такого ребенка сформирована внутренняя мотивация. Внешняя же мотивация требуется при отсутствии мотивации внутренней. Она может проявляться в виде поощрений или наказаний от взрослых, родителей или педагогов.
Если говорить о среднем звене школы, то в этом возрасте у детей лучше развита внутренняя мотивация, в то время как внешняя лучше "справляется" в начальной школе.
Согласно современным требованиям к результатам обучения, ученик должен научиться самостоятельно извлекать знания. Это достигается развитием мотивации. Говоря о предмете «Английский язык», можно выделить 3 вида мотивации у ученика: коммуникативная, лингво-познавательная и инструментальная (термины Г.В Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой).
П.Б. Гурвич, советский и российский учёный, педагог, писатель, выделял 5 видом мотивации: целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая мотивация, эстетическая мотивация, инструментальная мотивация. Эти виды отличает источник их создания.
Г. Розенфельд, в свою очередь, выделяет:
● учение как радость от (интерес обучающегося к самому процессу);
● учение, как стремление достичь личной выгоды (высокооплачиваемую профессию, подарок от родителей за хорошие отметки);
● учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания;
● учение как стремление повысить социальный статус;
● учение вследствие принуждения;
● учение из чувства ответственности;
● учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей;
● учение на основе жизненных потребностей.
Учитель должен уметь использовать в своей работе весь спектр видов мотивации в зависимости от конкретной цели обучения. В помощь учителю при работе в среднем звене – особенности психологии детей подросткового возраста. Именно сейчас у детей формируется интерес к изучению конкретного предмета при снижении мотивации к обучению в целом. Важность обучения дети уже понимают, но противоположные побудительные факторы все-таки часто
побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива
учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Это значит, что учитель может увлечь ученика своим предметом и получить в его лице заинтересованного, а значит успешного, ребенка.
Помимо подхода учителя, особое внимание следует уделять изучаемому материалу. Что означает материал, который способен мотивировать ребенка на учебу?
Во-первых, новый материал должен иметь четкую связь с пройденным, опираться на него, дополнять. Сложно воспринимать материал в отрыве от всех прочих знанийю
Во-вторых, важно подавать материал в разнообразных форматах: урок-игра, викторина, экскурсия, презентация, вебинар - чем больше форматов, тем увлекательнее учиться.
В-третьих, материал не должен усложняться скачкообразно, а, наоборот, лишь понемногу от уроку к уроку. Обязательно соблюдать принцип повторенийи обобщений.
Помимо учебного материала, стоит обратить внимание и на другие аспекты учебной деятельности, которые помогут повысить мотивацию учеников.
Здесь можно выделить основные правила:
- Создавать доброжелательную атмосферу на уроке
- Подчеркивать личную значимость изучения предмета для ученика
- Использовать ИКТ (аудио-визуальное восприятие материала с привлечением современных методов подачи незаменимо для современных подростков)
- Показывать связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту
- Комбинировать различные подходы к обучению
- Создавать ситуации успеха для каждого ученика
- Поддерживать сплоченность детского коллектива, командный дух
- Замечать успехи каждого ребенка и отмечать их похвалой, положительной отметкой