Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование ЗОЖ на уроках английского
языка в свете требований новых ФГОС

Соловьева Надежда Юрьевна 
Введение федерального государственного стандарта нового поколения требует от педагога нового подхода к обучению, использования современных технологий в учебном процессе. В школе № 331 г. Санкт-Петербурга ФГОС начального основного образования реализуется с 2011 года, но готовиться к переходу на новые стандарты педагоги школы начали задолго до этого. Администрация школы в соответствии с планом развития школы организовала курсы повышения квалификацмм для педагогов начальной школы по деятельностному подходу в преподавании, а затем в 2007 г. школа стала экспериментальной площадкой по теме «Деятельностный подход в преподавании математики». Опыт коллег неоднократно транслировался на семинарах и конференциях районнного и городского уровня.
В 2015 году средняя школа переходит на ФГОС. Пересмотр целевых установок и приоритетов в документах ФГОС в определении образовательных результатов заставляет обратить особое внимание на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения/1/, на формирование умения работать с информацией, на развитие у них коммуникативных компетенций и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Современный подход в образовании требует от учителя освоения новых педагогических технологий, в том числе в формировании культуры здоровья обучающихся.
Педагоги английского языка работают по учебникам, написанным в соавторстве с зарубежными педагогами, последние давно используют наиболее эффективные методики преподавания. Темы по здоровому образу жизни являются неотъемлемой частью УМК Spotlight. Разделы «Здоровье», «Здоровое питание», «Спорт», «Экология» есть в каждой линейке учебников, все темы учитывают интересы учащихся, имеют коммуникативную направленность, что повышает мотивацию к ведению здорового образа жизни. Учебники снабжены книгами для учителя с поурочными разработками и рекомендациями.
Однако обилие материала не решает проблему формирования ЗОЖ у обучающихся. Чтобы знания стали частью жизни, обучающиеся должны «присвоить» эти знания себе, сделать их личностно-значимыми. Как решить эту проблему? Необходимо вводить ситуативные задания, проблемные ситуации, активизировать личностное отношение к теме.
Поясним это на примере модуля №8 «Праздники» в УМК «Английский в фокусе» 5 класс. Цели авторов направлены на обучение чтению, письму и говорению по теме: праздники, организации  праздничного обеда и на воспитание уважения к праздникам, традициям и обычаям как части культур разных стран мира. Мы расширяем эти цели, добавляя направление ЗОЖ.
Авторы учебника Элементы ЗОЖ
Начало урока. Введение лексики.
Предлагается авторами просто изучить продукты питания, которые, кстати, нарисованы в виде пирамиды правильного питания.
Предлагаемый образец:
I like …
I don’t like …
Начало урока. Введение лексики.
Мы вводим понятие правильного питания, обращая внимание на пирамиду правильного питания.
Наш образец немного другой:
I like cereal. It is good for me/breakfast.
Задачи: активизация изученной ранее тематической лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме. — Организуйте работу учащихся с заголовком урока и рисунками на с. 98:
Who is master chef? (Кто шеф-повар?)
Who cooks in your family? (Кто повар в вашей семье?)
Do you like cooking? (Ты любишь готовить?)
What do you like for breakfast/lunch/dinner? (Что ты любишь на завтрак/ланч/обед?)
Задачи: активизация изученной ранее тематической лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме, обсуждение «полезных» и «вредных» продуктов.
Who is master chef? (Кто шеф-повар?)
Who cooks in your family? (Кто повар в вашей семье?)
Do you like cooking? (Ты любишь готовить?)
Но последний вопрос мы меняем:
What is good  for breakfast/lunch/dinner for teenagers? (Что хорошо на завтрак/ланч/обед?)
Аудирование упр.8, с.99 Аудирование упр.8, с.99
Дети читают приглашение на день рождения, в котором описывается предлагаемое угощение: чипсы, бургеры, кола. Им предлагается услышать, когда состоится праздник и что будет на праздничном столе (кстати, это не совсем здоровое меню: пицца, бутерброды, шоколад и лимонад) Мы предлагаем, выполнив упражнение на аудирование, обсудить праздничный стол с нездоровым меню. Тем более, что большинство детей отмечают, что не прочь полакомиться этим набором. Значит наша задача ещё раз напомнить обучающимся, что это все-таки вредная пища: Is it good to eat pizza, burgers? (Это хорошо есть пиццу, бутерброды)
Упр.9, с.99 Упр.9, с.99
Авторы учебника предлагают составить подобное приглашение, указав время, место и что будет на праздничном столе.
Задача: развитие умения писать план праздника.
Мы предлагаем составить детям такое меню, чтобы оно было и вкусным, и полезным.
Например, вместо газировки и лимонада, дети в свое меню прделагают соки. Вместо бутербродов – фрукты.
Упр.3, с.121 Упр.3, с.121
Обучающиеся изучают диалог в ресторане быстрого питания, покупают чизбургеры.
Задачи: развитие умений вести диалог этикетного характера; развитие социокультурной компетенции.
При изучении диалога в ресторане быстрого питания мы опять беседуем о том, что посещение подобных ресторанов вредно.
 
Важным этапом урока (циклов уроков) является ситуативное, или проблемное, задание, цель которого вызывать у детей эмоциональное отношение к теме, к процессу обучения, помочь понять диссонанс между «хочу» и «могу», -  и желание решить эту проблему. Так же в конце работы над темой дети самостоятельно находят решение  поставленной проблемы. Например, пишут письмо другу о своем ресторане, рассказывают иностранным друзьям, как правильно питаться в подростковом возрасте.
В существующих же учебниках английского языка урок начинается с актуализации знаний. Тогда как проблемное задание часто является просто заданием на применение новых языковых умений в практической жизни.
Использование ситуативного задания позволяет педагогу формировать у учащихся, во-первых,  эмпатию, а, во-вторых, способность видеть, как их деятельность (в данном случае, учебная) помогает выйти из затруднительной ситуации. Т.О. детей учат решать проблемы и критически относиться к информации.
Заключительной частью работы над темой становится рефлексия. Кроме диагностики знаний, мы получаем результаты самоанализа и самооценки деятельности ученика при прохождении темы.
Следует отметить, что при использовании ТРИИК  меняется роль педагога на уроке. Он перестает быть транслятором знаний, а становится организатором деятельности ученика по исследованию проблемы и освоению знаний. Он выступает,  как своего рода, создатель дорожной карты, маршрута, по которому движется ученик. При этом на каждом этапе он четко сознает, зачем ребенок делает то или иное упражнение.
Использование ТРИИК помогает педагогу критически относится к содержанию предложенных авторами учебника материалов, находить проблему и ставить ее перед учениками. Такая же работа ведется с обучающимися всех возрастов.  Мы критически относимся к содержанию учебников, принимаем его, но немного корректируем в свете ФГОС.
 
Список литературы:
1.         Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
2.         Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие / Л.Г. Панфилова, Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон. – Великий Новгород, 2010., 96с.
3.   Английский в фокусе. Книга для учителя./ В. Эванс, О.Подоляко, Ю. Ваулиной, 5 класс, - М.: Просвещение, 2014.- 191 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»