Формирование фонетических навыков
при обучении иностранным языкам
Федотова Марина Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
В условиях неязыковой среды, на уроке ангглийского языка, постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание. Произносительные навыки можно разбить на две большие группы.учитель ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
Ритмико-интанационные навыки предполагают знание ударений и интонаций. Именно отсутствие этих навыков выдает нас, как иностранцев. Практика показывает, что бывает легче научиться правильно произносить звук, чем правильно интонировать. Кроме того, с помощью интонаций, ударений и пауз можно менять смысл высказывания.
Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и произносительные. Аудитивные навыки предполагают действия по узнаванию отдельных фонем, слов и предложений. Произносительные же навыки предполагаютумение правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочетания и предложения.
Как же начать обучения фонетике. Известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка. Современные методы обучения основаны на на различных вариантах сочетания основных элементах этих двух подходов.
Артикулярный подход. Основые положения этого подхода были разработаны советскими учеными-лингвистами И. А. Грузинской и К. М. Колосовым. Согласно их теории, выделяются три основных группы фонем: Совпадающие в обоих языках, несовпадающие, частично совпадающие.
Наиболее сложным для усвоения следует признать последние две группы. Частично совпадающие фонемы представляют особую сложность.
Действительно, звуки м, н. л и другие в английском и русском языке похожи, однако освоить их артикуляцию гораздо труднее, чем звуков, у которых нет совпадения в русском языке, из за того, что отличия в артикуляции не слишком заменты.
Итак, обучая согласным звукам , надо обращать внимание на артикуляцию, палатизацию и аспирацию.
Изучение гласных так же содержит немало опасностей. Растягивание некоторых английских гласных является обязательным. Помимо долготы и кратности, следует обратить внимание на дифтонги. Очень сложно услышать разницу между гласным звуком и производным от него дифтонгом. Так же большую сложность представляют и задние гласные, которые отсутствуют в русском языке. Таким образом, основные положения артикулярного подхода это:
Постановка звуков во вводном курсе фонетики
Тщательная отработка отдельныз звуков
Постановка органов артикуляции
Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно
Основными этапами работы со звуками являются: ориентировка (ознакомлением правильного нахождения органов артикуляции), планирование (постановка органов артикуляции в нужное место), артикулирование (произнесение звуков), фиксирвание (фиксирование органов артикуляции в правильном положении), отработка звука (выполнение системы фонетических упражнений). Безусловной заслугой данного метода является создание системы фонетических урпажнений. Однако, у подхода есть и значительные недостатки. В частности, подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих.
Акустический подход нашел широкое применение в в методике преподавания иностранных языков. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, структурах и моделях. В основе упражнений идет повторение и имитация. В условиях краткосрочного обучения иностранному языку этот подход полностью себя оправдал. Для человека, который в краткие сроки должен освоить иностранный язык, гораздо важнее понимать беглую иностранную речь, чем говорить без акцента. Главное здесь формирование навыков аудирования, чему и уделяется большая часть времени на этих занятиях. Многие дети очень легко имитируют иноязычные звуки, ято в большинстве случаев, связано с наличием у них хорошего музыкального слуха. Однако достаточно объяснить или показать. Что бы ошибка была снята и у тех, кто не обладает по своей природе хорошим музыкальным слухом. Речевой слух, так же как и музыкальный, очень хорошо можно развивать, использую, например, метод слушай и повторяй. Очень часто, наиболее выгодным приобучении иностранным языкам, является сочетание обоихрассмотренных выше методов. Или дифференцированный подход.
Дифференцированный подход. При этом подходе используются различные анализаторы для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и ваккустическом методе, большое внимание уделяется аудированию. Так же используется и способы объяснения принципов артикуляции звуков. Используются более понятные способы объяснения. Рассмотрим особенности формированияфонетических навыков на различных этапах обучения.
Начальный этап обученя иностранному языку является самым ответственным и сложным. Здесь формируется не только слухо-произносительная база, но и все остальные тесно связанные с ней навыки и умения. Постановка звуков, обучение лексике и грамматике здесь идут одновременно. Модель действия учителя здесь : контекст, слово, звук. Учитель использует речь более демонстративно. Если ухо ребенка не тренировано и он не может правильно воспроизвести звук, можно использовать объяснения, наглядно демонстрирующие, как этот звук произносится. На начальном этапе ученики часто повторяют речевые структуры за учителем и диктором. Можно использовать, как хоровое так и индивидуальное проговаривание. Большое внимание уделяется не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритмам, паузам и интонациям.
На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии , но и продолжать их совешенствование. Особое внимание следует уделять живой аутентичной речи с различными акцентами и диалектами.
Используемые материалы:
Е. Н. Соловова Методика обученияиностранным языкам. Москва «Просвещение» 2006