Специфика преподавания иностранного языка в средней школе
Комарова Лидия Борисовна,
учитель английского языка ГБОУ Гимназия 540
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ Гимназия 540
Приморского района Санкт-Петербурга
Основные действия в процессе обучения иностранному языку в средней школе должны вести к возможности успешной сдачи учащимися единого государственного экзамена и получения высшего образования. Кроме этого, важно уметь общаться на иностранном языке и воспринимать разговорную речь на слух.
Определены основные подходы к преподаванию иностранного языка:- системно-деятельностный;
- личностно-ориентированный;
- коммуникативно-когнитивный;
компетентностный.
Различают следующие виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Совокупность универсальных учебных действий очень важна при изучении иностранного языка. При преподавании иностранного языка важно включать методики построения диалогической речи, методы формирования правильного произношения, формировать у учащихся грамматические навыки, использовать методики, отвечающие требовани формирования межпредметных связей, общекультурной компетенции и социокультурной направленности. Необходимо привить учащимся привычку к самоконтролю и рефлексии.
Для того, чтобы уметь общаться на иностранном языке нужно не только учить лексику и грамматику, но и и научиться воспринимать на слух разговорную речь. Наиболее эффективным методом является просмотр художественных фильмов по возрасту и уровню на изучаемом языке (при необходимости с субтитрами на изучаемом языке). При регулярном многократном просмотре сюжетов учащиеся начинают различать произносимые слова и фразы и узнавать новые и, таким образом, знакомятся с разговорным языком, так как в фильмах чаще всего используется общеупотребительная лексика. Также в процессе просмотра фильмов на изучаемом языке можно познакомиться с вариантами произношения, темпа речи актеров-носителей языка.
Изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью. На уроках иностранного языка в средней школе важно использовать коммуникативные игры, диалоговые формы и репродуктивный-наглядный метод. Сочетание этих методов и форм обучения позволяет учащимся освоить иностранный язык в достаточной для общения форме.
Для освоения иностранного языка эффективна методика изучения по художественным произведениям. Главными критериями отбора произведения являются заинтересованность в сюжете и соответствие уровню владения иностранным языком. Должна быть сильная мотивация прочесть книгу, а, значит, книга должна быть написана в интересном для учащихся жанре. Уровень книги на иностранном языке должен быть немного выше текущего уровня владения иностранным языком. Это необходимо для того, чтобы при помощи чтения книги учащиеся могли совершенствовать свое владение иностранным языком, но при этом, не потерять интерес из-за ее чрезмерной сложности. При чтении иностранной книги рекомендуется чередовать просто чтение с подробным разбором текста, ведением словаря и разбором грамматических структур. Эта методика не простая, занимает чрезвычайно много времени и сил, но она чрезвычайно эффективна, особенно для учащихся средней школы.
Для эффективного освоения иностранного языка учащимися можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности с определенной целью и с элементами развлечения. Определены два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей. Игра – это не просто развлечение. Нужно использовать игру как элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать. Таким образом, если учащиеся хотят участвовать в игре, а для этого им придется заговорить на иностранном языке.
В средней школе также очень эффективна методика преподавания иностранного языка через проектную деятельность, основная идея которой помочь в формировании личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной компетенций.
Для наиболее успешного освоения иностранного языка важно связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке.
Литература:
Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам.
Калиш Е.Е. Использование пед. мнемотехники.
Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам.
Для того, чтобы уметь общаться на иностранном языке нужно не только учить лексику и грамматику, но и и научиться воспринимать на слух разговорную речь. Наиболее эффективным методом является просмотр художественных фильмов по возрасту и уровню на изучаемом языке (при необходимости с субтитрами на изучаемом языке). При регулярном многократном просмотре сюжетов учащиеся начинают различать произносимые слова и фразы и узнавать новые и, таким образом, знакомятся с разговорным языком, так как в фильмах чаще всего используется общеупотребительная лексика. Также в процессе просмотра фильмов на изучаемом языке можно познакомиться с вариантами произношения, темпа речи актеров-носителей языка.
Изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью. На уроках иностранного языка в средней школе важно использовать коммуникативные игры, диалоговые формы и репродуктивный-наглядный метод. Сочетание этих методов и форм обучения позволяет учащимся освоить иностранный язык в достаточной для общения форме.
Для освоения иностранного языка эффективна методика изучения по художественным произведениям. Главными критериями отбора произведения являются заинтересованность в сюжете и соответствие уровню владения иностранным языком. Должна быть сильная мотивация прочесть книгу, а, значит, книга должна быть написана в интересном для учащихся жанре. Уровень книги на иностранном языке должен быть немного выше текущего уровня владения иностранным языком. Это необходимо для того, чтобы при помощи чтения книги учащиеся могли совершенствовать свое владение иностранным языком, но при этом, не потерять интерес из-за ее чрезмерной сложности. При чтении иностранной книги рекомендуется чередовать просто чтение с подробным разбором текста, ведением словаря и разбором грамматических структур. Эта методика не простая, занимает чрезвычайно много времени и сил, но она чрезвычайно эффективна, особенно для учащихся средней школы.
Для эффективного освоения иностранного языка учащимися можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности с определенной целью и с элементами развлечения. Определены два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей. Игра – это не просто развлечение. Нужно использовать игру как элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать. Таким образом, если учащиеся хотят участвовать в игре, а для этого им придется заговорить на иностранном языке.
В средней школе также очень эффективна методика преподавания иностранного языка через проектную деятельность, основная идея которой помочь в формировании личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной компетенций.
Для наиболее успешного освоения иностранного языка важно связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке.
Литература:
Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам.
Калиш Е.Е. Использование пед. мнемотехники.
Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам.