Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод Dogme как стратегия развития критического
мышления на уроках английского языка в 7-9 классах

Вахрушев Денис Васильевич
 В современном мире иностранный язык не играет одну лишь роль межличностной коммуникации, хотя она и остается ведущей. Однако можно смело утверждать, что иностранный язык наряду с другими предметными областями формирует личность и является своего рода индикатором качества образования и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций человека. Методы обучения иностранному языку в школе, несомненно, отличаются от методов, которыми оперируют преподаватели ВУЗов и это вполне объяснимо. В первую очередь, конечно, играют роль психофизические особенности учеников начальной или средней школы. В силу возраста им должны быть предложены несколько иные формы и методы преподавания иностранного языка по сравнению с теми же методами, которые применяются сегодня в ВУЗах. У старшеклассников, но в особенности у студентов ВУЗов в средней своей массе в той или иной степени уже сформированы определенные намерения, цели и стремления, которые они поставили перед собой. Многие из молодых людей (хочется верить, что это так) осознанно сделали свой выбор в пользу того или иного ВУЗа поскольку ими, как практически сформировавшимися личностями, движет цель, стремление к ней. И теперь представьте себе, что на уроке английского языка в ВУЗе, вот такой почти уже взрослой аудитории преподаватель начнет обучать языку с помощью грамматико-переводного метода, делая упор исключительно на чтение и перевод. Я, возможно, несколько утрирую ситуацию, но мысль такова что: в современно стремительно меняющемся мире, где практически всё построено на коммуникации между людьми, нельзя обойтись одними учебными пособиями, необходимо отдавать предпочтение межличностным отношениям, межкультурным обменам, поиску новых форм, методов и технологий обучения. И если раньше особое внимание в обучении иностранных языков отводилось классическому методу фундаментального подхода, когда особенный упор делался на изучение грамматики и иногда на заучивание диалогов, то в настоящее время классический метод обучения уже не отвечает современным тенденциям в обучении иностранных языков. Сегодня можно смело утверждать, что именно группа коммуникативных методов преподавания иностранных языков остается на сегодняшний день в центре внимания лингвистов и филологов, как наиболее успешная и зарекомендовавшая себя.
Если говорить о конкретно коммуникативном методе обучения, то в его рамках зарубежные методисты выделяют такой метод, как Dogme. Новизна его заключается в переходе от когнитивного аспекта преподавания иностранного языка к психологическому аспекту и что самое важное – отказу от учебных пособий и технологий.
Стоит отметить также, что предпосылкой к новому методу стало полное переосмысление сути образовательного процесса и его роли в жизни обучающихся. Если раньше образовательный процесс строился исключительно на когнитивной основе, главной его целью была трансляция знаний, а обучающиеся в основной своей массе были пассивными слушателями, то теперь, благодаря новой методике, обучающийся превращался не только в активного участника образовательного процесса, но также мог организовать, направить и изменить ход образовательной деятельности.
Таким образом, коммуникативная методика обучения приобрела уникальный метод работы с учащимися, задачей которого стало повышение мотивации ученика, ставя во главу угла личность, показав ему горизонты развития в рамках социума.

II.I Dogme-95

Основные принципы и положения метод Dogme ELT позаимствовал у такого новаторского направления в кинематографе, как «Догма-95».
Датский кинорежиссёр Ларс фон Триер во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997) приходит к умозаключению, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи. «Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Этот мини-сериал стал первым коммерческим успехом фон Триера. (Материал взят из Википедии. Догма-95).
В итоге Ларс фон Триер и его соратник Кристиан Левринг стремились снять фильм, который повествует историю как можно более естественно, без технической помощи. По правилам, фильм должен быть отснят в реальном месте, не в декорациях киностудии. Например, если по сценарию действия фильма происходят в баре, то сцена должна быть отснята в настоящем пабе, портативной камерой. В добавок, звуки и действия должны быть естественными, без специфического освещения и музыкального сопровождения.
Найденный интуитивно, этот стиль был положен в основу идей концептуального манифеста и 10 правил группы «Догма 95», созданной в 1995 году.
  1. Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
  2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
  3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
  4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
  5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
  6. Фильм не должен содержать мнимого действия (стрельба и подобные действия  не могут быть частью фильма).
  7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровое кино запрещено.
  9. Формат фильма должен быть 35 мм.
  10. Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.
(Материал взят из Википедии. Догма-95)
Таким образом, режиссер Ларс фон Триер представил совершенно новый, ни на что не похожий подход к съемке фильмов. Данный подход произвел большой резонанс в обществе во многих сферах жизни, начиная от кулинарии и заканчивая методикой преподавания иностранного языка.

Основные принципы метода Dogme ELT
Впервые о методе Dogme стало известно в 2000 году из статьи методиста Скотта Торнбери “A Dogme for ELT”, где он критиковал чрезмерное использование дополнительных материалов во время обучения иностранному языку, что, по его мнению, усложняет и отягощает процесс обучения. Как уже было сказано ранее, новаторский подход к съемке фильмов Ларса фон Триера послужил толчком к развитию нового метода в обучении иностранным языкам.
Основатель метода Dogme ELT Скотт Торнбери и его соавтор Люк Меддингс разработали правила организации учебной деятельности, которых стоит придерживаться всем сторонникам метода Dogme ELT.
- создание благоприятных условий (“the right conditions”), способствующих созданию благоприятной ситуации, располагающей к общению;
-    организация процесса общения (“managing conversation”), означающая взаимодействие преподавателя и учащихся, их живое спонтанное общение на темы, волнующие всех участников общения, где преподаватель выступает не только в роли организатора беседы, но и ее непосредственным активным участником;
-     подбор стимула для обмена информацией (“selecting stimulus to share”) требует проактивности преподавателя, как важной составляющей успешного общения, основанного на использовании текущей ситуации в качестве темы беседы;
-     фокусирование на форме (“focusing on form”) или исследование языка, происходящего непосредственно в ходе беседы;
-     возврат к изучаемому материалу (“learning from lesson to lesson”) и его закрепление при помощи различных техник и упражнений.
Сторонником и приверженцем Скотта Торнбери является Люк Меддингс. Он разделяет точку зрения Скотта Торнбери о том, что современный урок слишком перегружен учебниками, пособиями, распечатками, технологиями. С одной стороны,  их применение помогает преподавателю разнообразить урок, а с другой стороны не дает возможность отступить от учебного плана, выйти за рамки той или иной темы урока, подавляя инициативу, исходящую непосредственно от учащихся. В качестве альтернативы Скотт Торнбери и Люк Меддингс предлагают отказаться от всех материалов, перейти к живой беседе преподавателя и учащихся, основанной на реальном жизненном опыте, при помощи той грамматики и лексики, которой учащиеся владеют на данном этапе обучения. Данная точка зрения описана в книге Скотта Торнбери и Люка Меддингса “Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching”, в которой авторы выделяют три основные «заповеди» метода Dogme:
  • обучение, основанное на общении;
  • минимальное использование дополнительных учебных материалов и технологий;
  • использование «живого» спонтанного языка. Смысл названия книги “Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching” с учетом значения слова «unplug» (англ. «отключиться, выдернуть вилку из розетки») можно толковать, как «обучение без учебника». 
Перевод названия книги “Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching” в значении слова «unplug» (англ. «отключиться, выдернуть вилку из розетки») может быть примерно таким, как «обучение без учебника».
Конечно, у данного метода были и остаются свои противники и их критика небезосновательна. Ведь теоретически данный метод направлен на обучение в первую очередь тех людей, чем уровень языка несколько выше среднего, а значит они уже в какой-то мере знакомы со структурой языка и отталкиваясь от этого знания, им будет проще овладеть коммуникативной компетенцией в полной мере и, как следствие, им легче будет даваться обучение языку по методу Dogme ELT, поскольку этот метод строится именно на коммуникативной методе обучения. Да и в целом большинству взрослых учеников может показаться несколько странным полное отсутствие каких-либо технологий или разработанной методики. Может показаться, что преподаватель не занят практически ничем на уроках и ведет себя пассивно в то время, как его подопечные строят диалоги, коммуницируют и ведут себя в целом довольно активно. Всё это может вызвать отрицательную реакцию сторонников классических подходов в обучении языков.
Однако сторонники данного метода придерживаются такого мнения, что слишком большое количество учебной литературы, акцент на грамматику уводит обучающихся в сторону от настоящего «живого» языка, отнимая у них драгоценное время. С их точки зрения, нужно уделять больше времени коммуникативному общению и таким образом, чтобы в процессе самого урока преподаватель обращал внимание на внезапно «всплывающие» новые темы или вопросы, акцентировал на них внимание для включения их в дискуссию. Тем самым происходит удовлетворение текущих языковых потребностей учащихся, а также сближение преподавателя и учеников. Также предлагается использовать методы, которые будут способствовать развитию коммуникативных навыков, например, повтор одних и тех же выражений «дриллинг», который помогает запоминать слова и грамматические структуры. Все вышесказанные способы делают обучение более эффективным.
В книге Скота Торнбери и Люка Меддингса даются некоторые рекомендации по применению метода Dogme:
- данный метод вовсе не означает, что нужно полностью отказаться от учебников, поскольку во многих современных учебниках содержатся аутентичные тексты и удачные задания по практике устной речи, которыми можно пользоваться;
- до учащихся важно донести насколько важно использовать новый метод, поскольку преподаватель хочет внести в уроки что-то новое и интересное. По окончанию урока преподавателю рекомендуется подвести итоги и сделать выводы о том насколько целесообразен данный метод в процессе обучения ИЯ;
- преподаватель должен чувствовать «настроение людей» в комнате. Занятия должны проходить в дружественной обстановке без давления и назидательного тона со стороны преподавателя. Четкость выполнения задания приветствуется, равно, как и воодушевление учащихся на его выполнение. Не терять чувства юмора, даже если задание окажется неудачным и провалится;
- по возможности измените обстановку на необычную с целью расширения образовательно пространства. Никогда не теряйте зрительный контакт со всеми учащимися;
- преподаватель и учащиеся могут и даже должны передвигаться по аудитории в процессе обучения;
- не стоит производить постоянный контроль ошибок речи. Ошибки можно записывать на отдельный лист, куда также необходимо записывать и наиболее удачные способы употребления лексических и грамматических структур;
- стоит обращать внимание на любое событие, которое произошло во время занятия, поскольку им можно и нужно воспользоваться для создания нового задания, так как в обучении без учебника речь идет о «живом» спонтанном языке;
    Из выше сказанного можно выявить несколько ключевых принципов, составляющих философию метода Dogme, а именно:
-     принцип интерактивного общения между учащимися и преподавателем;
-     принцип подталкивания учащихся к пониманию того факта, что ресурсом для изучения языка могут послужить «люди в комнате»;
-     принцип обучения как социального и диалогического процесса; принцип обучения исключительно через разговор, инициатором которого является преподаватель;
-     принцип «живого», спонтанного языка, постигаемого не через повествование, а через взаимодействие при принятии решений;
-     принцип обращения внимания учащихся на языковые ситуации, где уместно использовать определенные речевые умения;
-     принцип активизации речи учащегося через «вытаскивание» его индивидуальности;
-     принцип применения материалов обучения, интересных как преподавателю, так и учащемуся;
-      принцип релевантности текстов и использования контекста;
-     принцип критичности в изучении материала.
            В методе Dogme язык является средством создания и поддержания социальных отношений.
Таким образом, метод Dogme в обучении основан на общении, не привязан к каким-либо учебным пособиям, использующий язык как средство достижения определенных результатов. Это больше чем просто метод. Это другой уровень преподавания, ориентированный на раскрытие потенциала учащихся через общение, взаимодействие, как между учащимися, так и преподавателем, активное использование личного опыта, использовании личной информации и ситуативной подачи языка.
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. ELT Dogme Yahoo! Groups — ELT Dogme. http://groups.yahoo.com/group/dogme Accessed 06/08/2019.
  2. Freire P. Pedagogy of the Oppressed // 30th Anniversary Edition Continuum New York — 2006.
  3. Meddings L. Re: [dogme] Jungle path — 2000. http://groups.yahoo.com/group/dogme/message/62/ Accessed 06/08/2019.
  4. Meddings L. Dogme still able to divide ELT — 2003. http://www.guardian.co.uk/education/2003/apr/17/tefl.lukemeddings Accessed 06/08/2019.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»