Методы обучения говорению на уроках английского языка
Майкова Юлия Владимировна
При изучении иностранного языка говорение является и средством обучения, и навыком. Несомненно, способность выражать свои мысли в устной форме является важной частью обучения английскому языку. Разговорные навыки могут тренироваться как в группах, так и в парах. Приведем примеры упражнений, которые помогут развить навык говорения:1. 20 questions. Данное упражнение нацелено на отработку вопросительных предложений. Ученики могут отрабатывать это задание в парах, или задавать вопросы учителю. Учитель или один из учеников в паре загадывает известного человека. Задача остальных участников узнать, кто это, задав не более 20 вопросов. Например, Is this person a man? Is he an actor? Важно, чтобы вопросы были общими, то есть такими, на которые можно ответить да или нет.
2. Clue words. Для данного упражнения ученикам необходимо вспомнить историю из детства и выписать три ключевых слова из этой истории. Задача остальных участников предположить, что это была за история. Например, ученик дает слова sea, sand, break. Предположение может быть таким: ‘You were near the sea building a sand castle. Someone came and broke it’.
3. Drawing. Для выполнения данного упражнения нужен лист бумаги. Один ученик в паре должен объяснить другому, что тот видит на картинке. А другой должен нарисовать это. Важно объяснить ребятам, что здесь не важны их навыки рисования, их задача состоит в том, чтобы схематично изобразить предметы и людей из картинки. Перед выполнением данного упражнения необходимо дать ученикам выражения, которые помогут им рассказать о находящихся там предметах и людях. Например, in the picture, in the foreground, in the background, on the left, on the right.
4. Definitions. Задание подходит для закрепления новой лексики. Учитель заранее готовит карточки со словами. Ученики в парах должны объяснить данное слово, дать ему определение. Заранее можно продумать с учениками синонимы. Полезно выполнять такие упражнения, когда у учеников хороший словарный запас, и выучено много слов на занятиях.
5. Two truths, one lie. Ученикам необходимо записать факты о себе, один из них будет ложью. Например, I can swim. I like reading. My dog’s name is Nancy. Задача остальных участников предположить, какой факт является неправдой. Данное задание применимо и в новой группе, где ученики еще не знают друг друга, и сообщение друг другу фактов будет способствовать нахождению общих интересов и получению информации друг о друге. Также задание будет интересно в уже готовой группе, где ученики знают друг друга и могут понять, где ложь в высказываниях.
6. Interview. Данное упражнение будет полезно для отработки вопросительных предложений. Нужно заранее обсудить с учениками список вопросов, которые можно задать во время интервью с известным человеком. Задание выполняется в группе. Один из участников выбирает известного человека, про которого он много знает. Задача второго участника составить для него вопросы. Например, Where were you born? What your movie do you like the most? Важно, чтобы ученики старались не писать ответы и вопросы целиком. Необходимо выписать ключевые слова, а отработка вопросительных предложений и ответов должна происходить в устной речи.
7. What will happen. Ученикам дается начало истории. После прочтения их задача придумать продолжение истории. Данное упражнение подходит для отработки навыков использования будущего времени. Также похожим заданием может быть задание с заранее приготовленными картинками, изображающими один сюжет. Последние несколько картинок ученики не видят и пытаются предположить, что произойдет дальше в истории.
8. Guess the movie genre. Данное упражнение нацелено на отработку лексики по теме «Кино». Ученикам предлагаются кадры из фильмов. Их задача предположить, что это за жанр, указав, какие typical features они могут найти. Например, ‘I think it’s a history movie because the characters are in old-fashioned clothes. There are no cars or telephones there’.
9. Excursion. Для выполнения данного упражнения ученикам нужна предварительная подготовка. Они выбирают музей или город, где хотят быть экскурсоводом и затем с помощью виртуальной экскурсии по гугл-картам, использованием картинок или виртуальной экскурсии на сайте музея рассказывают о экспонатах или о городе. Ученики могут выбрать, какую экскурсию они подготовят, например, литературную, историческую, архитектурную. Задача остальных учеников задавать вопросы после проведения экскурсии.
Данные упражнения, как уже было сказано, могут выполняться в парах или с учителем. Правильным будет первое выполнение с преподавателем, а затем выполнение в парах. Плюс данных упражнений в том, что они могут выполняться на протяжении всего курса обучения, и как warm-up-упражнения, и как упражнения на отработку определенных слов и выражений. Работа в парах снизит стресс при выполнении заданий у тех учеников, которые стесняются говорить перед группой. Учителю необходимо контролировать работу учеников, слушая их и корректируя их высказывания при необходимости. Также важно давать ученикам фразы, которые им нужно использовать при выполнений заданий, а также подробно объяснять процесс выполнения упражнения.