Технологическая карта урока русского языка
Собственные и нарицательные имена существительные
Кудряшева Ольга Васильевна
Класс: 5Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: закрепление знаний об имени существительном, и ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные.
Задачи:
- познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные;
- корригировать речь учащихся; ВПФ (мышление, внимание, восприятие);
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность при работе в тетрадях.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | БУД (формируемые на данном этапе урока) |
Коррекционно-развивающая работа |
I.Организационный момент |
Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
Воспринимают на слух информацию учителя. Оформляют свою запись в тетрадь по образцу с доски. |
Регулятивные: Регулятивные: контролируют свою посадку, готовность к уроку; Личностные: эмоциональный настрой на урок |
Развитие внимания |
II. Повторение пройденного материала | Блиц Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»: * Имя существительное – это часть слова? (нет) * Имя существительное – это часть речи? (да) * Имя существительное обозначает признак предмета? (нет) * Имя существительное обозначает предмет? (да) * Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (да) * Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да) * Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет) * Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да) * Неодушевлённые отвечают на вопрос что? (да) Слайд 1 Вывод: - Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?) (Слайд 2) - Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие по нашему уроку. В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь… Организует в тетради запись: даты Обращает внимание на орфограммы. -Откройте тетради и запишите дату. |
Включаются в игру в соответствии с установленными правилами, устно отвечают на вопросы учителя. Повторяют правила Аккуратно записывают в тетради |
Регулятивные: контролируют свою деятельность, ориентируясь на правила игры Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: аргументируют свою точку зрения |
Дидактическая игра, направляющая помощь педагога. |
III.Словарная работа |
И первое задание мы назовём «Поле словарных слов». - Запишите слова в два столбика: Одушев. сущ-е Неодушев. сущ-е верблюд болото герой горизонт матрос верёвка пассажир столица |
Пишут под диктовку, ставят ударение в словах, подчёркивают буквы, которые нужно запомнить | Регулятивные: Осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности; |
Развитие орфографической зоркости |
IV.Актуализация знаний, объявление темы урока |
Сегодня на уроке мы узнаем: -Что такое собственные имена существительные? -Что такое нарицательные имена существительные? -Как пишутся собственные и нарицательные имена существительные? |
Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
||
V. Объяснение темы урока VI. Работа с учебником VII. Дидактическая игра «Кто это? Что это?» VIII. Самостоятельная работа IX.Игра «Где же ошибка?» X. Итог урока Рефлексия XI.Домашнее задание: |
Мы знаем: что имя существительное – это (правило) учитель Предметов вокруг нас так много, мы не называем каждый предмет новым существительным. Одно существительное мы используем для называния множества предметов. Например: город, мальчик, река, книга. Эти существительные имеют общие признаки. Это всё нарицательные существительные: от слова «нарицать» или называть и пишутся они с маленькой буквы. Но иногда нам нужно не просто назвать предмет, а выделить его среди множества таких же предметов. (Слайд 3) Что было бы, если бы мы начали звать своего питомца так: « Кот! Кис! Кис! Кис!» Прохожие решили бы, что мы зовём всех котов! Но мы зовём иначе: «Бублик! Бублик!» (Слайд 4) И сразу становится ясно, что мы ищем своего питомца. Ведь мы назвали его кличку, выделили его из всех остальных котов. Для выделения отдельного предмета из множества похожих используются собственные существительные. Когда мы рождаемся наши родители дают нам имя. Мы не просто мальчик или девочка, у нас есть наше собственное имя. Например: Илья. (Слайд 5) Имена собственные бывают не только у людей: Например: Енисей, Волга, Москва. Имена существительные бывают нарицательными и собственными. Нарицательные обозначают названия предметов с одинаковыми признаками. Собственные существительные обозначают названия единичных предметов. Если мы скажем: «Поэт» - то это существительное нарицательное – поэтов бывает много. Если мы сказали «Пушкин» то это существительное собственное- А.С.Пушкин у нас один. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, собственные существительные пишутся с большой буквы. Стр.121-122 упр.169, стр. 109 упр.171 (Списать, выбирая пропущенную букву из скобок) (Слайд 6) Физминутка (слайд 7) Задание: Кто это? Что это? (устно) (Слайд8) Подобрать к собственным именам существительным нарицательные Вывод: Фамилии писателей, клички животных, названия городов и рек, сказок, марок машин пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Самостоятельная работа по карточкам. Задание для Семичкина Владислава. (карточка) 1.Написать имена собственные, которые начинаются на М. 2.Рассади пассажиров 3.Придумать имена людям имена, а животным клички. 4. Исправить ошибки в тексте. (Слайд 9) Учитель бросает мячик, а ученики должны найти ошибку в предложении и записать его правильно в тетради 1.- Что нового мы узнали на уроке? - Какие существительные называются собственными? - С какой буквы они пишутся? - Какие существительные называются нарицательными? 2. Комментарии оценок 3. Возьмите в руки смайлики, которые у вас на столе лежат, какое у вас настроение после урока? стр.123 упр.171, стр.110 упр.173 ( разобрать) |
Внимательно слушают учителя Списывают, выбирают пропущенную букву из скобок. Подбирают к собственным существительным нарицательные существительные Самостоятельно выполняют задание по карточкам Со слайда списывают предложение, исправляя ошибку Полными ответами отвечают на вопросы |
Коммуникативные Слушают собеседника, вступают в диалог Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: Осознанно строят речевые высказывания |
Развитие памяти, внимания. Развитие орфографической зоркости Развитие устной речи Развитие памяти, внимания Развитие орфографической зоркости |
7.Итог урока. Рефлексия. | Организует обобщающуюся беседу и рефлексирую:
|
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные выводы. Озвучивают понятия, Оценивают уровень усвоения темы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выделение существенных признаков нового понятия. Самооценка. |
|
8.Задание на дом. | Организует запись домашнего задания в дневниках: стр. 50 упр.71, стр34 упр.55 (списать, вставляя пропущенные буквы) Проводит инструктаж по выполнению Д/з. |
Записывают д/з в дневниках с доски. Уточняют выполнение д/з. | Регулятивные: Осуществление записей по эталону. |