Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Типовые проблемы мотивации при изучении иностранного языка

Скепко Наталья Владимировна,
учитель английского языка
школы № 594 Санкт-Петербурга
Для кого эта статья: для всех, кто испытывает разочарование на пути освоения иностранного языка. Для тех, кто начал изучение языка, но сомневается в реальности достижения поставленной цели, для тех, кто готов разочароваться и бросить начатое. Разумеется, эта статья также пригодится преподавателям иностранного языка, которые чувствуют свою ответственность за мотивацию своих учеников.
О том как достичь успеха в изучении иностранного языка сказано много, однако, мой личный опыт показывает, что актуальность мотивации учеников, особенно в школе, сохраняется и требует методической проработки.
Перечислим основные факторы, приводящие к трудностям в освоении курса иностранного языка учениками в школе:
1. Отсутствие чёткой цели. Если Вы не можете ответить на вопрос: «Зачем я это делаю?», то велика вероятность, что рано или поздно Ваша мотивация пропадет. Подход «Начну, а цель сама появится» - не работает. Что делать? Перед тем, как взяться за изучение иностранного языка, решите где и как вы будете его использовать. Хотите читать книги или смотреть кино в оригинале? В путешествии обойтись без онлайн-переводчика? Хотите учиться (работать) за границей? Вариантов — множество. Главное — найти свой! Вспоминайте о своей «великой» цели всякий раз, когда кажется, что у вас ничего не получается, всё бессмысленно и хочется всё бросить.
2. Отсутствие правильного планирования. Здесь под правильным планированием я имею ввиду проектный подход, когда одна большая цель разбивается на ряд более мелких задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Каждой задаче необходимо назначить следующие атрибуты: время выполнения, критерий успешного решения, установить логическую последовательность, т. е. определить что за чем следует. Особо отмечу, что эту работу следует выполнять ученику совместно с преподавателем, так как только преподаватель может квалифицированно оценить требуемое время, необходимое для формирования необходимых навыков и умений, а также сформулировать критерии успешного освоения материала. Фактически, в современной школе этот процесс подменен процессом формирования учителями методических планов, привязанных к тому или иному учебно-методическому комплекту.
3. Отсутствие регулярности. Залог успешного изучения иностранного языка — регулярность. Ежедневные занятия по 15 минут более эффективны, чем занятия по одному часу перед уроком. Ошибочно думать, что в выходной Вы сядете и изучите все материалы вашей недельной программы. Обычно в тот самый день Х находятся другие оправдания и учебник по английскому языку отправляется в дальний ящик.
4. Отсутствие доверия к преподавателю. Одним из ведущих факторов профессиональной компетенции учителя является умение создать доверие ученика к учителю. В условиях учебного заведения мы должны говорить о доверии в отношениях, которое необходимо создавать и поддерживать во взаимосвязи с профессионально компетентным поведением, что является основой отношений в системе «ученик-преподаватель». В настоящее время преподавание часто ведется методом научения, обеспечивая репродуктивное (копирующее) обучение, исключаются всякие демократические формы и методы получения знаний. Вся оценка профессиональной деятельности преподавателя сводится к стажу его работы и диплому. На наш взгляд, эта серьезная проблема на пути повышения качества образования в целом и профессионального развития личности ученика. Несмотря на то, что сегодня можно найти множество ресурсов для самостоятельного изучения иностранного языка, помощь со стороны профессионала никогда не будет лишней. В процессе изучения языка всегда возникают вопросы: «Почему применяем это правило, а не другое? Как перевести этот устойчивый оборот? Как еще можно выразить свою мысль?» Разобраться со всем этим помогает преподаватель. Сегодня идет перестройка отечественного образования. В новой формуле подготовки специалиста есть место не только альтернативным подходам к преподаванию, но и особое значение отводится качеству взаимоотношений: «меняются местами учителя и ученики. Обучающийся самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, излагает собственные суждения, делает выводы. Учебный процесс строится так, чтобы не препятствовать развертыванию образовательных свобод, а, наоборот, инициировать подлинно гуманное и творческое отношение к нему учеников» [1, с. 16]. На смену высокомерия и власти педагога приходит позиция партнерства и сотрудничества.
Перечислим теперь основные педагогические приемы, помогающие преодолеть вышеперечисленные проблемы:
1. Обсудите с каждым учеником его жизненные цели и найдите существенную причину, по которой ему будет нужен иностранный язык. Объясните ему на конкретных примерах, как тяжело приходится людям, которые не могут объясниться на языке. Доверительно сообщите вашему ученику, что именно сейчас перед ним открывается очень выгодная (бесплатная) возможность изучения иностранного языка и Вы готовы совместно с ним обсуждать и реализовывать индивидуализированную программу изучения иностранного языка, которая будет учитывать его индивидуальные предпочтения и интересы. Приведите примеры ваших учеников, которые добились успеха в изучении иностранного языка.
2. Вовлеките учеников в процесс подготовки персонализированного плана-проекта обучения иностранному языку. Пусть это будет перечисление ситуаций или тем, которые интересуют обучаемого. Фиксация интересов обучаемого открывает перспективу индивидуализации обучения и повышения ответственности учеников за результат. Всегда опирайтесь на перечисленные интересы обучаемого при выборе диалогов, упражнений и тому подобного Периодически напоминайте ему, что продвижение в изучении языка, происходит в соответствии с планом, в соответствии с пожеланиями самого ученика.
3. Предложите ученику такие дополнительные средства электронного обучения, которые бы соответствовали возможностям обучаемого , т. е. достаточно простые и удобные, например в виде игры, с возможностью фиксации времени работы. Предложите ученику самому фиксировать результаты своих ежедневных занятий. Обратите внимание ученика на важность регулярных занятий и отсутствие переработок.
4.  К.Д. Ушинский полагал, что первые уроки в школе должны быть скорее беседами, тон которых должен быть как можно менее формальным, приспособленным к детскому образу мыслей, внушающим ребенку доверие и жажду познания. Старайтесь, чтобы во время первых ознакомительных уроков ученик рассказал бы Вам о своих планах. Поддержите его интересы. Обеспечьте наводящие вопросы и обстановку внимания и уважения. Сформулируйте основные правила, которым Вы собираетесь следовать и требования, предъявляемые к ученикам.
Выводы:
Для поддержания устойчивого интереса к изучению иностранного языка процесс обучения должен быть личностно, жизненно важным. Ход и успешность обучения должны быть самоконтролируемыми, доставлять удовлетворение.
Учитель должен постоянно демонстрировать искренний интерес к результатам учеников.
При формировании педагогического процесса учитель опирается на потребность ученика в постоянной деятельности, упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке.
Литература:
1. Петривняя И.В. Образование. Психология. Педагогика учеб. пособие / И.В. Петривняя. – Нижний Новгород: НКИ, 1998. – 92 с.

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»