Ведущие модальности восприятия информации
и стратегии преподавания английского языка
Сабанаева Дарья Александровна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 458
с углубленным изучением немецкого языка
Невского района Санкт-Петербурга
В наше время достаточно остро ставится проблема наиболее эффективного обучения английскому языку. В нашем представлении индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания является одним из важнейших условий для обеспечения максимального развития обучающихся. Не смотря на то, что в теории декларируется необходимость применения индивидуального подхода к ученикам, на практике часто вся индивидуализация процесса обучения сводится к дифференциации по успеваемости, и их распределение на «сильных», «слабых» и «средних». Однако педагогу не стоит забывать о таких индивидуальных аспектах, как тип нервной системы, темперамент, установка по отношению к миру, особенности мышления учеников, состояние здоровья и, наконец, тип восприятия информации.учитель английского языка ГБОУ СОШ № 458
с углубленным изучением немецкого языка
Невского района Санкт-Петербурга
Актуальность работы связана с необходимостью дальнейшего изучения индивидуализации обучения и его влияния на оптимизацию учебного процесса, а так же с поиском оптимальных возможностей применения данного подхода на практике.
В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что у каждого человека есть свой основной канал восприятия и хранения информации.
Каналы восприятия - основные внешние способы первичного восприятия информации [7, с. 8].
Выделяется три основных канала восприятия информации:
- Визуальный - то, что мы видим. Образы, картинки, кино.
- Аудиальный - то, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
- Кинестетический (от "кинес” – "движение”, по-гречески) - то, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и вкус [2, с.34].
Если каналы восприятия – это способы первичного восприятия информации, то модальность восприятия – это общее наименование процесса восприятия, обработки, хранения и воспроизведения информации, если процесс идет по одной линии (аудиальной, визуальной или кинестетической) [9, с. 78].
Современные отечественные и зарубежные исследователи постулируют различие людей по психотипам в зависимости от того, какая модальность восприятия мира у них оказывается доминантной. И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по нейролингвистическому программированию подразделяют на визуалов, аудиалов, кинестетиков. [4, с. 27]
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сложилось представление о модальностях восприятия как о психологическом феномене, который определенным образом влияет на индивидуальные способы переработки учебной информации, определяет учебные действия, поведенческие и речевые акты в ситуации обучения.
Известный методист Xэгболдт П. утверждал, что успешность или не успешность изучения иностранного языка зависит от способа восприятия. Предпочтение определенного вида восприятия у обучаемого определяет развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти и способствует или же, наоборот, препятствует усвоению иноязычной лексики [5, с. 32].
По мнению психологов Калининой Н.В., Лукьяновой М.И. и Барбитовой А.Д., наблюдая за различными учащимися, можно убедиться, что способ познания ими окружающего мира оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на физическое развитие и успехи в учебе. Следовательно, определение ведущего способа восприятия информации имеет большое практическое значение для родителей, педагогов и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ученика [3, с. 26].
Существует множество способов выявления ведущей модальности восприятия. Приведем некоторые из них.
Ефремцев С. И. предлагает следующий способ: можно попросить ученика представить что-нибудь из явлений природы ‒ то, что связано с положительными эмоциями (море, сад, поле, лес, дорогу, горы) ‒ пусть он опишет свои ассоциации и впечатления, связанные с этим явлением. Если первыми он назовёт зрительные образы, а уже потом заговорит о звуках и чувствах, то его ведущая система ‒ зрительная, он визуал. Если сначала он будет «слышать» шорох листьев, шум моря, пение птиц и прочее, вне сомнений ‒ он аудиал. А если для того чтобы представить что-то, ему нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, безмятежности, спокойствия, бодрости), то у него преобладает память телесных, обонятельных и вкусовых ощущений. Такой человек ‒ кинестетик.
Шляхина А. С. утверждает, что определить ведущую модальность человека можно по его внешнему виду, языку телодвижений и речи. По ее мнению, для распознавания предпочитаемых систем восприятия можно просто наблюдать за человеком, а можно провоцировать его на определенные реакции – «калибровать» [6, с. 364].
1. Визуал говорит высоким голосом, быстро, громко, чисто. Излагая материал, торопится, боясь не успеть за быстро возникающими зрительными образами. Чтобы хорошо воспринимать и понимать – должен видеть. Предпочитаемые выражения лежат в зрительной области: «я вижу, что», «давайте рассмотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно.
2. Аудиал часто вначале проговаривает текст «про себя». Голос мелодичный, ритмичный, меняющийся. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику одним ухом – слушает. Чтобы хорошо воспринимать и понимать аудиал должен смотреть в сторону или вниз наискосок. Прямой зрительный контакт может вызывать у него дискомфорт и стресс, ухудшить понимание. Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «давайте обсудим», «я вас слушаю», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете».
3. Кинестетик говорит медленно и негромко с длинными паузами, как бы прислушиваясь к себе. Тон голоса часто низкий. Характерно низкое положение головы. Внимание проявляется в том, что наклоняется или пододвигается к собеседнику – стремится дотронуться, ощупать. Или «погружается в себя» – стремится почувствовать. Чтобы хорошо воспринимать и понимать – должен смотреть вниз, «уходить в себя». Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшать понимание. Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «не давите на меня», «мне нравится» [6, с. 365].
Белянин В.П. видит процесс обучения иностранным языкам с учетом ведущей модальности восприятия видит следующим образом:
– выявить склонность обучающихся к разным способам усвоения языка;
– предложить задания, подходящие каждому, отдельно взятому, типу (визуалам, аудиалам, кинестетикам);
– воздействовать на все модальности восприятия информации;
– расширить способы решения учащимися учебных задач с учетом их репрезентативных систем;
– учитывать возможные расхождения модальностей восприятия преподавателя и учащихся [1, с.110].
Среди адаптации способов преподавания к типам восприятия учащихся Ливер выделяет следующие:
1. Введение новой информации в разных видах и формах
Реализуемые в различных языковых программах разнообразные (в соответствии с разными модальностями восприятия учащихся) способы учения характеризуют современный подход в решении задачи наиболее полного охвата и взаимодействия с учащимися. Однако, и он представляется сегодня недостаточным. В его рамках, в разное время – отдельные учащиеся, но всегда в среднем составляющие две трети от общего числа аудитории, вынуждены учиться в несоответствующем им стиле. Оптимальное решение заключается в том, чтобы на всем протяжении учебы каждый учащийся работал в естественном для него канале восприятия и обучения.
2. Преимущество работы в малых группах
Работа в малых группах позволяет большинству учащихся учиться в предпочтительном для них стиле большую часть учебного времени.
3. Преимущество выбора учащегося
Свобода выбора разнообразных видов учебных деятельностей – один из возможных путей разрешения проблемы обучения всех учащихся соответственно их индивидуальным стилям. Например, когда задание предполагает возможность усвоения, основываясь на: а) чтении определенного материала, б) обсуждении его или дискуссии, в) конкретных приемах обработки – большинство учащихся предпочтет то задание, которое соответствует их модальности восприятия.
4. Дифференциация модальностей восприятия в обучении
В следующей таблице представлены виды деятельности, ускоряющие овладение иностранным языком с учетом ведущей модальности восприятия:
Преобладающий канал восприятия у учащегося | Подходящие виды деятельности на занятиях иностранного языка |
зрительные учащиеся | чтение; письмо; фильмы; письменные задания; работа на доске; работа с картинками и рисунками; решение задач при работе с газетами, книгами, и журналами; диктанты |
слуховые учащиеся | ролевые игры; обсуждения; аудиокассеты; видеофильмы; устные задачи; прослушивание рассказов; решение задач при обсуждениях в малых группах; чтение вслух |
учащиеся-кинестетики | ролевые игры; музыка; игры; физические соревнования; группы с переменным составом; решение задач с использованием материальных предметов; проведение экспериментов |
Во время проведения занятия преподавателю следует помнить следующее:
• Студенту-визуалу нужно объяснять новый материал или давать задания, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с характерной для их стиля скоростью. При обучении делать напор на наглядные пособия: книги, видео, графики, фотографии. Для заучивания слов и фраз отлично подойдут стикеры, развешенные по классу. Сложные слова стоит писать на доске. Использовать фильмы с субтитрами, презентации, интернет. Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, будет полезно использовать зеркало (и даже записать себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере). Посоветовать студенту вести блог или журнал на иностранном языке в одной из социальных сетей, найти иностранных друзей по переписке для тренировки языковых навыков. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания;
• Для студента-аудиала очень важен тембр голоса, громкость, паузы, высота тона. Следует как можно больше слушать и говорить: устраивать обсуждения, лекции, аудио прослушивания, ролевые игры. Демонстрируя визуальные материалы (схемы, картинки, графики, карты и т. д.), все важные вещи, выводы произносить вслух. Как можно больше читать вслух. Использовать обучение в парах и группах: пусть ученики пересказывают друг другу то, что показалось им важным. Посоветовать ученикам записать материал, который необходимо выучить, на карточках и время от времени перечитывать его вслух. Используйте онлайн-словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз. Дать учащимся слушать как можно больше подкастов и аудиокниг.
• Для студента-кинестетика важно использовать жесты, разумные прикосновения и типичную для него скорость. Чем больше преувеличение, тем лучше это для их запоминания. Кинестетикам полезно много двигаться — нужно использовать при обучении физические упражнения, игры, эксперименты, прогулки. Попробовать использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку). Для настраивания на рабочий лад кинестетикам важно иметь обустроенное рабочее место. Почаще делать активные перерывы: 12-15 минут работы, 1-5 минут – перерыв. Для заучивания какого-либо материала ученику необходимо переложить его своими собственными словами и записать для закрепления. Советовать ученикам слушать побольше разных диалогов, аудиокниг и подкастов во время прогулок, пробежек, занятий спортом [8, с. 18].
Таким образом, современная наука постулирует распределение людей по типам в зависимости от того, какая модальность восприятия мира у них оказывается доминантной. Люди, для которых характерно преимущественное обращение к определенной модальности, могут быть объединены в группы – так называемые психотипы. Всего существует три психотипа: человек, у которого преобладает зрительная модальность восприятия, называется визуалом, слуховая - аудиалом, чувствительная - кинестетиком.
Знание данных особенностей применимо и к процессу обучния иностранным языкам. Таким образом, задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать учебные занятия с учетом ведущих модальностей восприятия студентов.
Литература
1. Белянин В.П. О конкордансе и диссонансе языковых личностей преподавателя и студента в обучении иностранным языкам. // Итоги и перспективы развития методики: теория и практика в преподавания русского языка и культуры России в иностранной аудитории. — М.: МАПРЯЛ, РУДН, 1995. – 139 с.
2. Гриндер Дж., Бендлер Р. Из лягушек ‒ в принципы. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lib.ru/NLP/book1.txt. 24.05.2015
3. Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Барбитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения. – Ульяновск, 1999. – 52 с.
4. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. –Воронеж, 2001. – 160 с.
5. Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. Некоторые размышления из опыта преподавания – М. Учпедгиз, 1963г. – 159 с.
6. Шляхина А. С. Нейролингвистическое программирование при обучении иностранным языкам / А. С. Шляхина // Молодой ученый. 2010. — №6. — С. 363-366.
7. Anthony R. Advanced Formula For Total Success –Berkley Edition, 1988. – 128 p.
8. Beliyanin V. Teaching Foreign Languages in the Age of Globalization. // International Conference. – Taiwan: R.O.C., 2000. – P. 17-36
9. Short D., Erickson B., Erickson-Klein R. Hope & Resiliency: Understanding the Psychotherapeutic Strategies of Milton H. Erickson – Crown House Publishing, 2005. – 370 p.