Проектная деятельность на уроках английского языка
Виноградова Светлана Николаевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 641
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Общемировая тенденция гуманизации образования наилучшим образом реализуется через личностно-ориентированный подход к процессу обучения, что в свою очередь находит отражение в проектной методике, которая предполагает обучение с поправкой на личность учащегося, его интересы и потребности. Актуальность изучения данного метода обуславливается так же необходимостью совершенствования системы образования и повышения качества обученности.
Технология проектной деятельности в образовании не нова, ее родиной были Соединенные Штаты Америки. Технология базировалась на идее американских философов о том, что образование это процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. В Россию эта технология пришла в середине 20-х годов ХХ века, однако, не показав положительных результатов, не получила должного развития в системе образования того времени. Причиной тому послужило недостаточное исследование теоретической составляющей. На сегодняшний день метод проекта был переосмыслен, используется в обновленном виде, учитывая требования к образованию на современной ступени развития общества. Метод проектов можно использовать на всех ступенях обучения. Применение проектной деятельности в школе имеет массу преимуществ. Во-первых, данный метод нацелен на успешную социализацию школьников благодаря информационной среде, в которой дети учатся самостоятельно ориентироваться, чтобы сформировать личность, обладающую информационной культурой. Во-вторых, на любом этапе выполнения проекта может быть внедрен системно-деятельностный подход, это помогает развитию творческих способностей учащихся. В-третьих, учащиеся сами выбирают проблему исследования и решают конкретные задачи исходя из степени личной подготовленности, что обеспечивает индивидуальную траекторию обучения каждому ученику. Ну и наконец, групповая работа позволяет сформировать личность, способную к коллективному целеполаганию, планированию и распределению задач, координированию своих действий и действий других участников группы, умению подводить итоги и разделять ответственность. Таким образом, проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.
В рамках изучения иностранных языков метод проекта может использоваться в ходе изучения практически любой темы, так как носит интегративный характер; позволяет развивать навыки чтения, письма, говорения и аудирования. Помимо этого проектная деятельность характеризуется высокой коммуникативностью: учащиеся выражают свою точку зрения, свои мысли и чувства. Проектный метод можно применить на любом этапе обучения, адаптировав под уровень обучающихся, их интересы и способности. Он позволяет превратить освоение предмета в реальную проектно-исследовательскую, информационно-образовательную или социально-культурную деятельность. Чаще всего на наших уроках мы работаем над проектами страноведческой направленности (географические особенности страны изучаемого языка, праздники, традиции и обычаи, выдающиеся творческие люди, ученые и Нобелевские лауреаты), которые впоследствии включаются в программу уроков и презентуются учащимся других параллелей. Тема проекта ориентирует учащихся на поиск и привлечение информации из смежных областей знаний. Они уходят от простого усвоения готовых знаний к осознанному их приобретению. Данный вид работы является личностно-ориентированным, а значит обеспечивает благоприятные условия для самовыражения учащихся, повышение их творческого потенциала и мотивации к изучению предмета, а так же расширение общего кругозора. Помимо этого проектная деятельность способствует принципам индивидуализации и дифференцированности обучения, так как позволяет активизировать деятельность каждого учащегося.
Итак, проект - это исследование или решение определенной проблемы, подчиненное алгоритму и воплощенное в конкретном конечном продукте. Это позволяет учащимся видеть конкретную пользу от изучения любого школьного предмета, в том числе, иностранного языка.
Список литературы
2. Байдурова, Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // ИЯШ. – 2002. – № 1.
3. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3.
4. Соловова, Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // ИЯШ. – 2001. – № 4.